Профессия

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Профессия
устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенного круга знаний и умений.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Профессия
род трудовой деятельности, занятий, требующий соответствующей подготовки и уровня квалификации.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Профессия
вид трудовой деятельности, требующий систематизированных знаний, умений, компетенций, которые приобретаются в результате целенаправленной подготовки и (или) в ходе трудовой деятельности.

Источник: Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования.

ПРОФЕССИЯ
род трудовой деятельности /занятий/ человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ПРОФЕССИЯ
область приложения сил человека; деятельность, работа профессионала; общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; источник существования и средство личностной самореализации.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ПРОФЕССИЯ
1) Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. 2) Относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПРОФЕССИЯ
определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ПРОФЕССИЯ
(от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, навыков и умений, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Профессия
[лат. professio < profiteer – объявляю своим делом] – вид трудовой деятельности, занятий человека, требующий комплекса определенных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы, и являющийся обычно источником существования.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПРОФЕССИЯ
(лат. professio – официально указанное занятие; от profiteor – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общест-венного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника (Российская педагогическая энциклопедия / под ред. А. М. Прохоров. – М.: Больш. Рос. энцикл. – Т. 1, 2. – 1993). Е. В. Коваленко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПРОФЕССИЯ
область разделения труда, устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и являющийся источником существования. В зависимости от характера трудовой деятельности одна из возможных классификаций профессий: "Человек—природа", "Человек—человек ", "Человек—художественный образ", "Человек—техника", "Человек—знаковая система ". В целом по стране идет подготовка более чем по тысяче профессий (всего же специалисты насчитывают более 40 тыс. профессий и специальностей). Правильный выбор профессии —одно из главных дел жизни. Ошибка в выборе нередко отрицательно сказывается на всей дальнейшей судьбе человека. В рамках одной профессии может быть две или несколько специальностей, отличающихся более узким кругом работ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Профессия
(от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом) — 1) термин, обычно используемый для обозначения любого занятия, требующий высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки для исполнения определенной социальной роли. П. обычно имеют свои собственные нормы этики и поведения в рамках своей практики. Вследствие высокого уровня специализации знаний и умений они имеют тенденцию быть недоступными для контроля или «вмешательства» в их дела со стороны внешних групп; 2) вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы; 3) исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества; 4) группа родственных специальностей (например, профессия — врач, специальность — врач-терапевт).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПРОФЕССИЯ
(от лат. объявляю своим делом)основной род социально полезной трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно для человека источником существования.
Профессионал — человек, освоивший профессиональную деятельность на уровне лучших образцов, является субъектом профессиональной деятельности, умеет перестраивать и преобразовывать ее, отвечает выработанным в обществе критериям качественной и количественной оценки своей компетентности; является достаточно зрелой личностью, освоившей и принявшей современные идеалы, соблюдающий этический кодекс профессии, является активным участником акмеориентированного профессионального развития и не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, стремится к высокопродуктивной деятельности, к полной реализации своих личностных возможностей.
Саморазвитие и самовоспитание профессиональное — сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Профессия
лат. – объявляю своим ремесло) – это часть личностного потенциала работника, выражающаяся как совокупность развитых способностей и возможностей человека обеспечивать им выполнение определенного рода общественно полезной деятельности. Формируется в процессе специальной профессиональной подготовки и используется как средство существования человека и источник обеспечения его духовного, психического, социального и материального благополучия. Это официально признаваемый уровень готовности человека к выполнению комплекса систематически повторяющихся трудовых функций, требующих соответствующих знаний и навыков. Наименования профессий определяются по производственному принципу, в зависимости от структуры общественного опыта, исторических и социальных традиций, характера и содержания конкретно выполняемой работы или служебных функций. Перечень профессий, получивших государственную стандартизацию, излагается в ЕКС – едином квалификационном справочнике. Существует группа педагогических профессий, среди которых есть профессии воспитателя, учителя, психолога и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Профессия
вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной .подготовки. Профессия отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника. Содержание работ, свойственных определённой профессии, является основой для установления её официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника (специфические знания и навыки, необходимые для эффективной трудовой деятельности и требования к его квалификации). Наряду с понятием профессия используется понятие специальности, которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной профессии. Профессия может подразделяться на две и более специальностей. В Российской Федерации состав официально признанных профессий рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессии рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРОФЕССИЯ
род трудовой деятельности (занятия) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование П. определяется характером и содержанием труда или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более современных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках П., установленных по производственному признаку, – металлург, горняк и т.д. – выделяются специализированные П.: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно- техническим прогрессом связан процесс отмирания некоторых П. и возникновение новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется П. землекопа и получает распространение новая – машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидируется П. зарубщика, забойщика, навальщика.Многие П. подразделяются на специальности: слесарь-инструментальщик, слесарь- лекальщик, врач-терапевт, врач-хирург и др. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются П. широкого профиля, обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование П. широкого профиля, а также совмещение П. (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведет к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.
Каждому человеку в РФ предоставляется возможность выбора П. в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учетом интересов развития народного хозяйства. Приобретение П. обеспечивается развитием различных форм общего и специального профессионального образования.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ПРОФЕССИЯ
лат. professio - официально указанное занятие, от рrofiteor - объявляю своим делом)— вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника. Содержание работ, свойственных определенной П., является основой для установления ее официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника (специфические знания и навыки, необходимые для эффективной трудовой деятельности и требования к его квалификации). Наряду с понятием "П." используется понятие специальности, которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей. В Рос. Федерации состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и П. рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П. Для служащих, связанных преимущественно с умственным трудом, используется понятие "должность", которое и означает выполнение определенных профессиональных обязанностей. Понятие "П." для служащих связано прежде всего с объемом специфических теоретических знаний и практических навыков, полученных в результате обучения, которые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей. Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретического и практического обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре П. и специальностей по образованию. Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфический набор психофизиологических качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учетом склонностей и задатков каждого человека государство обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и профессионального отбора. Индивидуальный прогноз профессиональной предпочтительности для каждого человека может осуществляться с использованием профессиограмм, разработанных на основе тщательного анализа трудовых процессов. П., присваиваемая по завершению обучения, указывается в документе об образовании, официальное наименование П. или должности указывается в трудовой книжке. См. также Специальность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОФЕССИЯ
лат. professio — официально указанное занятие, от profiteor — объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом спец. теоретич. знаний и практич. навыков, к-рые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе обществ. разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника.
Разделение труда, в т. ч. профессиональное, всегда являлось мощным фактором и показателем уровня развития цивилизованного общества, а конкретные формы труда определялись средствами и предметами труда, технологией выполнения работы (технико-технол. факторы), организацией произ-ва, в первую очередь его типом — единичным, серийным, массовым (организац.-экон. факторы), общеобразоват. и культурно-техн. уровнем населения, организацией проф. обучения (социальные факторы).
Проф. специализация работников отражает типовые, многократно воспроизводимые комплексы трудовых функций, к-рые формируются в соответствии с осн. признаками: технол. однородностью работ по их содержанию, их объемом и возможностью обособленного выполнения.
Содержание работ, свойственных той или иной профессии, является основой для установления ее офиц. наименования и закрепления в тарифно-квалификац. характеристике, а также для определения проф. профиля работника (специфич. знаний и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности) и требований к его квалификации.
Наряду с П. используется понятие «специальность», к-рое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей.
Многообразие технол. процессов совр. произ-ва, специфика оборудования и материалов в отд. отраслях экономики, глубина разделения труда предопределяют качественное разнообразие состава занятых в разл. производств. сферах страны. Осн. влияние на изменение проф. состава работников оказывает науч.-техн. прогресс. С введением качественно новых технологий, автоматизи-ров. оборудования появляются связанные с их обслуживанием новые П., к-рые заменяют старые узкоспециализи-ров. П. Вместе с тем общность науч.-техн. основ произ-ва, применение стандартизации и унификации при создании техн. устройств для разл. производств. процессов, широкое использование типовых элементов, блоков, узлов создают предпосылки для сокращения общего числа П. за счет их объединения, интеграции, для формирования П. широкого профиля.
В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, к-рый включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П. Разработан новый перечень П. (нач. 90-хтг.), к-рый включает 257 П. вместо 1200 (в перечне 1987).
Для служащих, связанных преим. с умственным трудом, используется понятие «должность», к-рое и означает выполнение определенных проф. обязанностей. Понятие «П.» для служащих связано прежде всего с объемом и спецификой теоретич. знаний и практич. навыков, полученных в результате обучения, к-рые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей.
Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретич. и практич. обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре профессий и специальностей по образованию.
Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфич. набор психофизиол. качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учетом склонностей и задатков каждого человека гос-во обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и проф. отбора. В совр. обществе, ориентирующемся на приоритет интересов и прав личности в выборе П., подобные системы строятся на проф. самоопределении. Индивидуальный прогноз проф. предпочтительности для каждого человека может быть осуществлен с использованием профес-сиограмм, разрабатываемых на основе тщательного анализа трудовых процессов.
П., присваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, к-рый в соответствии с Законом о занятости дает право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке. П. имеет большое значение при решении вопросов оплаты труда, предоставления льгот и компенсаций (особенно, когда П. связаны с работой во вредных для здоровья условиях), начисления пенсии. H II Сорокина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
334.98 кб

Человек и профессия: этические аспекты гуманитарных технологий (недежурные размышления о профессиона

Зимбули Андрей Евгеньевич
Читать PDF
657.33 кб

Профессия учителя сквозь призму этики

Зимбули Андрей Евгеньевич
Самое высокое, по-человечески полное счастье, несомненно, сопряжено не с потреблением, а с творчеством, не с утаиванием, а с открытиями, не с присвоением, а с дарением.
Читать PDF
370.62 кб

Человек. Образование. Профессия. Личность

Ткаченко Евгений Викторович
Читать PDF
797.06 кб

Геология - сложная, но очень интересная и увлекательная профессия

Пыстин А.
Читать PDF
99.05 кб

Социальная инженерия как профессия

Варустин Л. Э.
Читать PDF
305.04 кб

Профессия геолог - самая интересная!

Читать PDF
275.64 кб

Библиотечная профессия в Республике Камерун: состояние и стратегия развития

Земенге Жереми
Рассматриваются актуальные проблемы библиотечной профессии в Республике Камерун, предложены некоторые пути ее дальнейшего развития с учетом разработки нормативно-правового обеспечения.
Читать PDF
251.17 кб

Профессия в кредит. Эксперимент по выдаче образовательных кредитов

Никитенко Н. С.
Читать PDF
269.84 кб

Профессия «Социальный работник»

Тевлина B.
Читать PDF
267.37 кб

Профессия, которую я выбираю

Д. В. Килина
Читать PDF
196.32 кб

Социально-педагогическая система «Человек – профессия – общество» в профессионально-образовательной

Белов Василий Иванович
Читать PDF
1.60 мб

Е. Г. Шевляков: «Меньше чем за год я понял, что моя профессия определилась. . . ». Интервью Н. Чалов

Читать PDF
0.00 байт

Профессия педагога XXI века

Анищева Л.И.
В статье рассматривается современные направления подготовки педагога XXI века в компетентностном формате
Читать PDF
0.00 байт

Всероссийская научно-практическая конференция «Лингвистическое образование: профессия, миссия, карье

Ломтева Т. Н., Гусаренко С. В., Рындина И. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Библиотечная профессия: некоторые размышления о подготовке специалистов

Макеева Оксана Владимировна
Проанализирована конкурсная ситуация 2012 г.

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ

    род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является напрвленное создание у
  • ПРОФЕССИЯ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ

    характерна совокупностью знаний, навыков и умений, необходимых рабочему для выполнения разнородных трудовых функций в пределах родственных или смежных видов работ, способствующих всестороннему
  • УЧЕБНАЯ ПРОФЕССИЯ

    вид учебной деятельности, определяемый целями профессионального образования в соответствии с потребностями спроса рынка труда и интересами молодежи. У.п. предусматривает ширину профессионально
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

    в Рос. Федерации учебный курс, изучаемый в 8-9-х классах (до 1989/90 учебного года в 7-8-х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора уча
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ

    в Рос. Федерации уч курс, изучаемый в 8—9-х кл (до 1989/90 уч г. в 7—8-х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч. и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в созн
  • ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

    Готовность к принятию решения о профессиональном выборе принимается как сформированность у субъекта выбора структуры личностных механизмов, обеспечивающих адекватный выбор одной из альтернати
  • ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ

    феномен общественного сознания, в котором опосредованно отражается существующая в обществе иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответс
  • МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.
  • Профессиональная диагностика

    изучение учащихся с целью выработки рекомендаций.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

    правонарушения, совершаемые индивидами или преступными группами, для которых преступная деятельность является образом жизни.
  • МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ

    виды оплачиваемых специализированных занятий, имеющих широкое распространение в обществе, находящемся на определенной ступени технологического и социально-экономического развития, статистиче
  • Профессии личность – личность

    особо сложные виды оплачиваемых занятий, специфика которых состоит в их направленности на формирование и обогащение личностных качеств человека и его духовного мира. Входят в группу профессий «ч
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    важнейшая сторона трудового воспитания и самовоспитания. Это длительный, сложный, а для подрастающего человека и многолетний процесс развития человека как субъекта труда. Предполагает широкую о
  • СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИИ

    обобщенный оценочный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий, которые образуют профессионально-квалификационную структуру общества, обусловленную разделе
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

    выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии.
  • ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

    удачное применение известных рекомендаций, творчески переработанных специалистом в процессе профессиональной деятельности.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    уровень профессиональной подготовки специалистов по определенной профессии, соответствующий штатному расписанию.
  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ

    1) решение об оптимальном соотношении между личными склонностями и способностями, с одной стороны, и возможностью получения профессии, потребности общества в кадрах — с другой; 2) выбор индивидом о
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

    документ, регламентирующий номенклатуру профессий, требования к составу групп профессий; отражает тенденции развития экономической и производственной инфраструктуры России, необходимость и во
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования и регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ