ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

Найдено 1 определение
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА
То же, что метод проектов. Одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В ее основе лежит личностно-деятельностный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуск газеты или журнала, сборника статей, подготовка выставки, спектакля, концерта и др. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. В результате такой деятельности происходит непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур, мотивируется речевая деятельность на изучаемом языке. Требования к методу проектов как педагогической технологии были сформулированы в работе Е. С. Полат (1998). По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяют следующие виды проектов в области изучения иностранного языка (Коряковцева, 2002): 1. Конструктивнопрактические проекты. Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разработка ситуации общения. 2. Игровые / ролевые проекты. Например, разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы. 3. Информационные и исследовательские проекты. Например, «Русский язык и его использование в качестве средства междунар. общения», «Особенности поведения англичан в различных ситуациях общения». 4. Проекты конкретного социологического обследования (survey project). Например, «Использование английского языка в России». 5. Издательские проекты. Например, заметка в газету. 6. Сценарные проекты. Например, «Программа вечера английского языка». 7. Творческие проекты (creative works). Например, сочинение на свободную тему, перевод произведения на родной / иностранный язык. Приведенные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер. Метод проектного обучения возник в начале XX в. в США. Его главный тезис – ребенку интересно учиться, если он понимает, что приобретенные знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу. Цель метода – перейти от школы памяти к школе мышления, перенести акцент с обучающего учителя на познающего ученика. В России с этими идеями познакомились в 1925 г., когда на русский язык была переведена работа У. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». Идеи метода нашли отражение в педагогических системах С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко (коммунарское обучение). В 30-е гг. этот метод был отброшен общеобразовательной школой, но частично применялся в профессиональной (лабораторно-бригадный метод). В середине XX в. школы США и Европы вновь обратились к проектному обучению. В начале 90-х гг. оно стало возвращаться и в российские школы. Реализуются, например, следующие правила для участников проекта: 1. Проект не отменяет обязательную программу обучения, но делает ее освоение, а также поиск новой информации за пределами школы мотивированными. Участники проекта понимают, зачем они учатся и как могут применить свои знания. 2. В команде нет лидеров и отстающих. Все равны. 3. Каждый ощущает полезность и компетентность – собственную и членов команды. 4. Команды не соревнуются, а получают удовольствие от общения друг с другом и работы над темой, которая им интересна. 5. Ответственность за конечный «продукт» несет вся команда. Работа над проектом включает три стадии: 1) планирование; 2) подготовка и исполнение проекта; 3) обсуждение и оценка проекта. В процессе подготовки и осуществления проектов учащимся предоставляется возможность подбирать материал, который будет использован в проекте, конструировать его содержание. Основная часть работы над проектом проводится учащимися самостоятельно, как правило, в часы самоподготовки. В аудитории при участии преподавателя проходят лишь начальная и заключительная части работы. Роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помогать преодолевать возникающие трудности. Участие в проекте развивает умение работать в коллективе. С точки зрения обучения иноязычной речи самым большим достоинством творческих проектов является самостоятельность работы учащихся в поиске материала по теме проекта и оформления своих мыслей с опорой на приобретенный речевой опыт и имеющуюся литературу. Работа над проектами отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Эта модель включает использование приемов работы с разнообразными источниками информации, приучает учащихся творчески мыслить, находить возможные варианты решения поставленной в проекте задачи, выбирать способы и средства их реализации (Полат, 2000; Коряковцева, 2002; Конышева, 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.04 кб

К вопросу применения проектной методики в средней школе

Кожуховская З. И., Соловьева В. В.
За последние два десятилетия развитие средств связи и информационных технологий привело к достаточно серьезным изменениям во всех сферах жизни общества.
Читать PDF
8.05 мб

Использование проектной методики при обучении иностранному языку

Розова Елена Олеговна
Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владени
Читать PDF
119.17 кб

Проектная методика при обучении общению на профессиональном уровне

Воронова Елизавета Михайловна
Читать PDF
134.64 кб

Методика оценки уровня готовности студентов к проектной деятельности

Тулохонова И. С.
Рассмотрены вопросы организационно-педагогической методики формирования проектной деятельности в предметной информационно-образовательной среде. Предложен способ оценки учебной деятельности в достижении проектной компетентности.
Читать PDF
244.76 кб

Ролевые игры в методике обучения руководству проектной деятельностью

Скопин Игорь Николаевич
Обсуждаются принципы методической поддержки игровых тренингов, следование которым способствует качеству обучения руководству проектной деятельностью.
Читать PDF
197.11 кб

Проектная методика в обучении английскому языку в педагогическом вузе

Ростова Марина Леонидовна
В статье рассматриваются основные положения проектной методики, возможности её использования на занятиях по английскому языку в педагогическом институте, в частности, как одного из средств формирования кросс-культурной компетенции
Читать PDF
98.12 кб

Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения

Битюк Валентина Леонидовна
Формирование профессиональных качеств студентов является актуальной задачей современной теории и практики профессионального образования.
Читать PDF
92.86 кб

Использование проектной методики при обучении иностранному языку в вузах

Горбачева Ирина Михайловна, Горбачева Елена Александровна
Статья посвящена апробированию эффективности использования проектной методики изучения иностранного языка. Методика основана на исследовательской работе студентов, объединенных в группы по общей теме, заданной преподавателем.
Читать PDF
563.01 кб

ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ

Камнева С.Ю.
В статье представлена метаметодика формирования проектной культуры студентов в области художественной вышивки. Проектная культура представлена как форма интеллектуального обеспечения творчества художников.
Читать PDF
2.17 мб

Методика проектно-задачного обучения физике в аудиториях с обратной связью

Лисичко Елена Владимировна, Ларионов Виталий Васильевич
В данной статье представлена методика проектно-задачного обучения физике, направленная на формирование профессиональных компетенций студентов технического вуза, реализуемая в IT-технологии.
Читать PDF
95.76 кб

Проектная методика индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы

Поддубный В. Ф.
Проектная методика является одним из средств педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения, способствующая формированию у студентов значимых профессиональных навыков и качеств личности, обеспечивающих выполнение
Читать PDF
201.87 кб

К вопросу об использовании проектной методики в преподавании иностранных языков

Кузнецова Светлана Владиславовна, Минакова Людмила Юрьевна
Рассматриваются вопросы использования проектной методики при обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов.
Читать PDF
141.08 кб

Использование проектной методики в обучении иностранному языку старшеклассников

Агаларова Раисат Идрисовна, Усманова Джамиля Магомедовна
Статья посвящена вопросам методики обучения английскому языку учащихся старших классов на основе личностно-ориентированного подхода.
Читать PDF
333.26 кб

Возможности использования проектной методики при преподавании иностранных языков

Ванцова Н.В., Исламов Д., Хусяинов Т.М.
Авторы данной работы рассматривают возможность использования проектной методики в рамках преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях.
Читать PDF
251.48 кб

Преимущество методики проектного обучения на уроках английского и русского языка

Макешина Ольга Николаевна, Рудь Татьяна Борисовна
В статье рассмотрены преимущества метода проектов на уроках английского языка и русского языка и литературы в техникуме. Детально представлены методы и приемы, применяемые на различных этапах проектной работы