ПРОДУКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Найдено 1 определение
ПРОДУКТ В ОБРАЗОВАНИИ
практический (овеществленный, представленный и воспринимаемый другими) итог нескольких форм деятельности школьника: практики на рабочем месте, самообразования, учебной групповой работы и рефлексии этих форм деятельности. Процесс такой деятельности излагается в итоговом образовательном отчете каждую четверть или учебный семестр. На этих постулатах организована работа Международной сети продуктивных школ. Продукт (продукция) — реальное свидетельство универсальных умений и прикладных способностей учащегося. В продукте (продукции) зафиксированы результаты самостоятельной и социально значимой практической деятельности учащегося, которая имеет непосредственное или опосредованное образовательное значение и может использоваться другими (в прикладном или гуманитарном плане). Методики продуктивного учения кардинально меняют суть образования, поскольку переносят «центр тяжести» на самостоятельную образовательную деятельность учащегося, в основе которой лежит мотивация выбора и индивидуального интереса. Опыт многих стран убеждает, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля их формального усвоения на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учебы.
Термин «producti-e learning» (продуктивное учение) отражает идею активной и самостоятельной учебной деятельности ученика, соединенной с его реальной трудовой деятельностью. В этом — суть разнообразных продуктивных проектов и отчетов по итогам их выполнения. Принцип продуктивности давно описан в литературе. Однако его достаточно часто отождествляют с принципами эффективности и качества обучения; границы продуктивности оказываются размытыми, поскольку «продуктом» называется все — в том числе и пассивно усвоенное учеником знание и авторитарно организованный учителем урок. Продуктивность на самом деле — это обеспечение четкой нацеленности образования на реальный, конкретный, конечный продукт (проект и образовательный отчет), создаваемый учащимся в рамках его объединенной учебной, трудовой и социально значимой деятельности. Системная трактовка опыта Международной сети продуктивных школ дает возможность организовать образование в старшей школе как продуктивное, если соблюдается ряд условий (одиннадцать параметров продуктивного учения): - практическая работа подростка (2–3 дня в неделю) на самостоятельно выбранных, реальных рабочих местах в качестве «учеников»;
- разнообразные рабочие места — это «ресурс» продуктивного
учения (и отдельное направление работы социальных работников и тьюторов);
- подготовка каждым учащимся на основе конкретного содержания работы на рабочем месте развернутого, комплексного образовательного отчета по образовательным областям, связанным с данной работой;
- смена мест работы каждый семестр (за время обучения в старшей школе таких мест может быть 6–8, и соответственно — 6–8 содержательных образовательных отчетов, отражающих новые образовательные области, связанные с новыми рабочими местами);
- индивидуальный учебный план — недельный, месячный, семестровый, годовой;
- суммарная балльная система оценивания, основанная на согласованной самооценке и оценке педагога;
- группа — 12–14 человек, групповая учебная работа — 2–3 дня
в неделю, общее обсуждение в группе образовательных и других проблем и еженедельная групповая рефлексия;
- командный способ работы педагогов (педагог / два педагога + психолог, тьютор или социальный работник);
- педагоги работают как консультанты по всем предметам (предметность традиционного обучения преодолена, поскольку педагог показывает, как надо строить самообразование, все учатся / работают вместе: ученик + группа + консультант);
- договорная система взаимодействия педагога, педагогической команды, родителей, подростков;
- группа имеет собственное помещение — учебную мастерскую, обеспеченную всем необходимым для учебы (компьютер, принтер, небольшая библиотека, видеоцентр и мебель для групповой работы).
Индивидуальные программы, самостоятельная учебная деятельность в ситуации реальной работы и фиксация ее широкого образовательного содержания и контекста, обеспечение выбора ресурсных мест, метод проектов — важнейшие отличительные черты в организации продуктивного учения. Определение общей успешности деятельности учащегося происходит публично в рамках экспертизы серии таких практических результатов. Развернутый, содержательный образовательный отчет является авторским, он содержит элементы творчества, показывает личностное знание, демонстрирует функциональную грамотность школьника в предъявленной в отчете образовательной области.
Далеко не все традиционные формы т.н. трудового обучения (работу в школьных производственных мастерских, в производственных бригадах, на школьных фабриках и пришкольных участках) можно определить как продуктивные в сфере образования. Они существовали и продолжают сосуществовать параллельно традиционному классно-урочному обучению. Собственно труд и собственно обучение организуются и существуют как быотдельно: подросток поработал и потом пришел на традиционный урок учиться совсем другому. В продуктивных школах изменения коснулись, прежде всего, традиционной формы урока. Его заменили: самостоятельная подготовка в учебной мастерской образовательного отчета по материалам работы на ресурсных местах, групповая учебная и рефлексивная работа учащихся, индивидуальная учебная деятельность и индивидуальные консультации педагога на основе ндивидуальной программы и по запросу учащегося.
Н.Б.Крылова
Литература: Новые ценности образования: Как работает продуктивная школа. № 4 (15), 2003.
Новые ценности образования: Как работает продуктивный педагог. № 4
(19), 2004.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005