ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ УМЕНИЙ

Найдено 1 определение
ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ УМЕНИЙ
общедидактический принцип профессионального обучения – предполагает такое усвоение знаний, освоение навыков и умений, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут уверенно пользоваться ими как в учебных, так и учебно-производственных целях.
Прочность усвоения тесно связана со всеми другими дидактическими принципами профессионального образования. Знания, навыки и умения будут более прочными, если в восприятии изучаемого материала участвуют разные органы чувств, если учащийся воспринимает его сознательно и его мысль работает активно, если материал ему доступен, но имеет посильные трудности, стимулирующие работу мысли, если задания даются ему систематично, последовательно и укладываются в его сознании в определенную систему.
Для реализации принципа П.у.з., н., у. особое значение имеет выделение главного в изучаемом материале, отделений его от второстепенного, от деталей. На этой части содержания предмета сосредотачивается внимание учащихся при изучении нового материала, первичном его закреплении, при повторении и систематизации изученного. Все детали, подробности и частности необходимы лишь для разъяснения, доказательства главной мысли.
С принципом П.у.з., н., у. тесно связан вопрос о запоминании и заучивании изучаемого материала. Заучивание некоторых правил, формулировок и определении понятий и др. способствует запоминанию и усвоению их сущности, признаков, что важно для практического пользования ими. Вместе с тем нельзя перегружать память учащихся запоминанием множества технических терминов, названий деталей и узлов оборудования, паспортных данных, формул, размеров и т.п., т.е. всего того, что можно и нужно найти в справочной литературе. П.у.з., н., у. в этом смысле в значительной степени возрастает при рациональном обучении учащихся пользоваться такой справочной литературой и документацией.
Для прочности усвоения и поддержания продуктивной умственной и учебно- производственной деятельности учащихся большое значение имеет педагогически правильная организация их учебной работы. Данные исследований свидетельствуют о том, что при непродуманном чередовании видов учебной деятельности последующая деятельность может стереть или ослабить результаты предшествующего учения. Так, нецелесообразно включать в расписание подряд уроки, требующие только слушания преподавателя или подолгу производить вычисления, решать задачи, напряженно обдумывать ход решения.
Производственное обучение должно проводиться так, чтобы учащиеся не утрачивали усвоенных и усваиваемых ими профессиональных знаний, навыков и умений, могли применять их с достаточной полнотой, уверенностью и скоростью.
В программах производственного обучения для изучения каждой операции и трудового процесса отводится время, необходимое для проведения достаточного количестваупражнений. Предусмотрено также систематическое многократное повторение изучаемых приемов, операций и видов работ в различных их сочетаниях, что способствует прочному усвоению учебного материала, формированию профессионального мастерства учащихся.
Прочность усвоения во многом зависит и от того, насколько ярки и доходчивы показ и объяснения мастером трудовых действий, насколько тесно увязывает он производственное обучение с материалом специальных, общетехнических и других предметов, изучаемых учащимися.
Профессиональные навыки и умения усваиваются тем прочнее, чем выше активность и самостоятельность учащихся в процессе выполнения учебно-производственных заданий.
Важное значение для достижения прочности усвоения имеет также систематический учет успеваемости учащихся, своевременные контроль и оценка полученных ими знаний, навыков и умений.
Лит.: Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984; Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.