Проблемная ситуация

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Проблемная ситуация
вид мыслительной деятельности, направленной на решение учебной проблемы.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ситуация, в которой перед человеком возникают цели и условия деятельности, требующие для разрешения новых средств и способов.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Ситуация проблемная
ситуация интеллектуального затруднения, возникающая у обучающегося при столкновении с проблемой, характеризующаяся желанием решить проблему.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Проблемная ситуация
психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Проблемная ситуация
это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов.

Источник: Педагогическая психология

Проблемная ситуация
состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач.

Источник: Военная педагогика

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Ситуация, заданная тестом, представляющая совокупность речевых и неречевых условий, стимулирующих испытуемого на совершение действия (речевого) или деятельности (коммуникативной). См. также ситуация тестового задания.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

Проблемная ситуация
такой способ изложения учебного материала, при котором субъект обучения вынуждается к самостоятельному дополнению изученного или необходимости сделать из него вывод, используя уже имеющиеся у него знания, умения, навыки.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Проблемная ситуация
состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
практическая или теоретическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Например, собранные факты парадоксальны, или противоречат научным теориям, или содержат недостаточное количество данных для принятия однозначного решения и т.д.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Проблемная ситуация
особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется та­ким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое тре­бует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвест­ные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик – действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность; – сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем; – захотел решить эту проблему и -смог это сделать.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения. Поиск приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск.
Проблемное обучение — создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
Проблемная группа — временная организация или «команда», состоящая из людей, обладающих определенной компетентностью, созданная с целью исследования какого-то актуального вопроса и выработки рекомендаций по его разрешению.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему.

Источник: Педагогический словарь

Проблемная ситуация
(в акмеологическом проектировании) – 1) жизненная задача, стоящая перед человеком и содержащая противоречие, требующая нестандартных усилий, мер для своего решения. От обычных задач П.с. отличается тем, что требует преодоления, раскрытия внутренних присущих ей противоречий. П.с. могут образовывать различные обстоятельства жизни человека, но наиболее ясно они высвечиваются в онтологических парах (позже, в акмеологическом проектировании они будут рассматриваться как акмеологические пары): возраст и здоровье, профессия и образование, отношения с коллегами и руководством и др. Анализ П.с. – начальный этап акмеологического проектирования. Он проводится на основе установления актуального для реципиента круга лиц, изучения совокупности отношений с этими лицами, выявления и анализа других факторов, которые необходимо учесть при проектировании (оценить необходимость и последствия проектирования, возможность помощи специалистов, наставника др.); 2) ситуация, для овладения которой человек или группа должны найти и использовать новые способы и приемы деятельности; 3) психологическая модель условий, в которых возникает мыслительная деятельность, основанная на ситуативно возникшей познавательной потребности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на совершение действия, заданного содержанием ситуации. П. с. может быть речевой, если вызывает ту или иную речевую реакцию. Различают объективную П. с. – ситуацию, заданную преподавателем в учебных целях, и субъективную П. с. – психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы. П. с. на занятиях по языку создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся интерес. Эффективность обучения с использованием П. с. зависит от умений слушателей разрешать такие ситуации, умений преподавателя предъявить ситуацию, обеспечить эффективность работы учащихся, управлять процессом разрешения ситуации. Выделяют четыре взаимосвязанные функции П. с.: а) стимулирующую, б) обучающую, в) организующую, г) контролирующую. Опыт и экспериментальное обучение свидетельствуют о том, что П. с. стимулируют речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений. На занятиях по языку наибольшее распространение получили П. с., задаваемые в форме ролевой игры или этюда. П. с. рассматриваются в качестве важного компонента проблемного обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
от греч. problema - задача, задание и лат. situatio - положение) . содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы; 2. психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П.с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание к.-л. противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью усвоенных ранее знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П.с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие личности. П.с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Проблемная ситуация
метод самостоятельной работы, метод обучения этапа усвоения учебного материала. Создается в учебном процессе постановкой перед учащимися учебнопознавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимся самостоятельно или с помощью педагога. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечения умственных сил в состояние деятельности. Этот метод знакомит с основами диалектического мышления, с противоречием как объективным явлением, органично присущим всем изученным предметам. В структуру проблемной ситуации включаются: постановка задачи в форме вопросов, гипотез, недосказанных утверждений, задания по обоснованию теоретических положений, концепций, по составлению схем, диаграмм, графиков изучаемых явлений, по обнаружению противоречий и изысканию способов их разрешения. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний обучаемых. Развивающий эффект обнаруживается в повышенной сообразительности, способности понимать противоречия, высказывать гипотезы, давать обоснования, предвидеть результат, находить решения. Одновременно воспитывается стремление к настойчивому преодолению трудностей. Диагностическое значение проблемной ситуации трудно переоценить. Именно в ней проявляются знания, находчивость, сообразительность, важнейшие черты характера, познавательная активность или пассивность. Все это позволяет педагогу эффективно корректировать организацию учебной деятельности. Проблемная ситуация – неотъемлемая часть вузовской лекции, практических занятий.

Источник: Активные приемы и методы самостоятельной работы.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.95 кб

Метод моделирования проблемных ситуаций

Вишневский Пётр Николаевич
В статье представлен метод моделирования проблемных ситуаций, используемый в процессе обучения по программам высшего гуманитарного образования.
Читать PDF
280.14 кб

Проблемная ситуация в медийном контенте

Хочунская Людмила Викторовна
Статья посвящена механизму влияния проблемной ситуации, отраженной в медийном тексте, на аудиторию и роль медиаобраза в передаче ценностной информации.
Читать PDF
277.96 кб

СОБЫТИЙНАЯ СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Доброва Виктория Вадимовна, Бутина Елена Владимировна
В статье рассматривается понятие «ситуация» в лингвистическом и психологическом контексте, проводится обзор подходов к пониманию ситуации.
Читать PDF
473.77 кб

Проблемное обучение: ситуация — вопрос — задание

Анушкевич Ирина Геннадьевна
Читать PDF
259.99 кб

Проблемное обучение: ситуация – вопрос – задание

Куприянова Л.В.
Читать PDF
1.10 мб

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Панкратова Н.В.
Читать PDF
274.15 кб

Вопрос как средство фиксации проблемной ситуации

Иванова Ксения Валерьевна
Читать PDF
1.55 мб

Проблемные ситуации в процессе обучения математике

Сарсенова Салтанат Олжабаевна
Для пробуждения интереса к изучению предмета рекомендуется использовать новые методы обучения.
Читать PDF
386.53 кб

Особенности восприятия и оценки проблемных ситуаций

Хабирова Елена Рафаиловна
Автор статьи ставит задачу рассмотреть различия в оценке проблемной ситуации в зависимости от ее принадлежности, то есть восприятия ситуации как «своей» или как «чужой».
Читать PDF
316.80 кб

Понимание проблемной ситуациии успешность ее решения

Матюшкина Анна Алексеевна
Целью работы является исследование процесса понимания как формы продуктивного мышления, направленного на разрешение проблемных ситуаций.
Читать PDF
134.17 кб

Ситуации проблемности как часть профессионального опыта

Конева Е. В.
В статье рассмотрен феномен пространства ситуаций проблемности в контексте профессионального опыта субъекта.
Читать PDF
3.39 мб

Компетенции как способность разрешать проблемные ситуации

Дамбуева Альбина Борисовна
В статье рассмотрено компетентностное обучение, основанное на разрешении проблемных ситуаций, возникающих при выполнении проблемных заданий.
Читать PDF
49.62 кб

Структура социальных взаимодействий в проблемных ситуациях

Селезнева Е. Н.
В статье рассматривается проблема социальных взаимодействий, суть которой заключается в трудности объяснения того, как происходит нормирование социальных взаимодействий, каков механизм закрепления функций культурных кодов.
Читать PDF
151.06 кб

Рассмотрение проблемных ситуаций в курсе системного анализа

Ветохин Сергей Сергеевич
В работе выполнен анализ подходов, применяемых в курсе системного анализа при рассмотрении теории решения проблем. При этом сама проблема рассматривается как система.
Читать PDF
152.88 кб

Проблемная ситуация: Дети в однополых семьях и этика социолога

Похожие термины:

  • Проблемная ситуация в обучении

    единица формы развивающего учебного процесса, движущей силой которого является потребность в преодолении противоречия между актуальным уровней знаний и умений и заданным, необходимым для выпол
  • Ситуация педагогическая проблемная

    это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такой ситуации являются необъективность, неопределенность, о