ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Найдено 1 определение
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
разновидность чужой речи, соединённая с речью автора, который передает её, сохраняя точное содержание, особенности лексики, грамматики и стиля. По структуре предложения с П.р. могут быть простыми и сложными, одно-и двусоставными, полными и неполными.
П.р. соединяется с авторским повествованием по смыслу и интонационно при помощи группы слов, называемых вводящими словами автора. В роли вводящих слов, как правило, выступают глаголы, обозначающие речь или мысль. Среди них традиционно выделяют следующие разновидности: «а) глаголы, обозначающие речь или мысль нерасчленённо, в наиболее общем виде: сказать, рассказать, говорить, заметить, обратиться (в значении «сказать»), подумать и др.; б) глаголы, обозначающие речь и одновременно характеризующие манеру речи, способ её произнесения: крикнуть, закричать, воскликнуть, промямлить, прошептать и др.; в) глаголы, обозначающие характер протекания речи, её связь с предыдущим изложением: заговорить, прервать, вставить, ответить; <...> начать, продолжать и т.п.<...>; г) глаголы, обозначающие вопрос: спросить, спрашивать и нек. др.» [Грамматика русского языка 1960: 408-409]. Роль вводящих слов могут играть и сочетания глагола с именем сущ., которые по значению или образованию близки к глаголам речи или мысли: д) слова, вопрос, восклицание, голос, шёпот, звук и т.п. К вводящим словам относятся и глаголы, характеризующие содержание речи, её целевую установку: е) согласиться, упрекнуть, пояснить, решить, посоветовать и т.п. Напр.:
а) «Я это уже в пятый раз слушаю», — сказал Сергей, сердито укрываясь одеялом (Т. Толстая); «Переложу её в сундучок», — подумала Медея и открыла малозаметное боковое отделение (Л. Улицкая).
б) «Змей Горыныч!» — кричали мальчишки. — Змей Горыныч идёт!» (Т. Толстая); — Мам, мне должны звонить! рявкнула Аня за дверью (Н. Рязанцева).
в) «А сейчас о спорте заговорит, — продолжал загадывать вперёд доктор, — о рысаках, ши скетингрингах, или о французской борьбе» (Б. Пастернак); «А это, — ответил воспитатель, — злые демоны, которые губят людей» (М. Цветаева).
г) Я громко спросил: «В чём дело, товарищи?» (С. Довлатов).
д) Естественно, у инопланетян возникает вопрос. «А остальные 140 с лишним миллионов — чужие?» (В. Коклюшкин).
е) «Это вчерашняя цена, — пояснили мне. — Сегодня уже 4600» (Т. Толстая); «Самые крепкие остались. Наверное, прозаики?» — пошутил милиционер (3. Прилепин).
Существуют конструкции, в которых во вводящем предложении вместо глаголов речи или мысли используются глаголы, обозначающие эмоции, чувства, ощущения, внутренние состояния говорящего, сопровождающие высказывание, а также мимику, жесты, движения: улыбнуться, восхититься, нахмуриться и пр. Напр.:
«Приехал, и не звонит», — огорчилась Маша (Л. Улицкая); Мы разговорились, речь зашла о Николае II, и старушка, которая, как выяснилось, в своё время была чем-то вроде фрейлины при дворе, вздохнула: «Вот все говорят: тиран, тиран!... А собственно почему? У них за столом всегда такие свежие сливки подавали!... » (Т. Толстая).
Функция вводящих слов состоит в указании на факт чужого высказывания, оценке ситуации, обозначении связанных с чужой речью обстоятельств: характера речи, того, к кому обращена речь и т.п.
Расположение вводящих слов по отношению к П.р. различно. Они могут предшествовать П.р., следовать за ней, включаться в неё, включать в себя П.р. Это обусловливает степень интонационного единства авторской и П.р. Наибольшее интонационное единство достигается при включении вводящих слов в П.р. и при включении П.р. в авторскую. Слабой интонационная связь становится в тех случаях, когда вводящие слова предшествуют П.р.
П.р. наглядна, производит впечатление достоверности сообщаемого, подлинности и точности.
П.р. встречается как в устной, так и в письменной речи. Наиболее широкое распространение она получила в художественной литературе и публицистике. Писатель использует П.р. для создания художественного образа персонажа. Своеобразие речи позволяет ему указать на социальный слой, к которому принадлежит герой, род его профессиональной деятельности, уровень образования и культуры, а также раскрыть характер, определить индивидуальность действующего лица. В тоже время П.р. помогает избежать подробного описания внешности и поведения героя, что делает повествование сжатым и динамичным (см. илл. выше). Текст, содержащий П.р., экспрессивен и выразителен.
Лит.: Ахметова Г.Д. Прямая речь как словесный приём субъективации // РЯШ. 2004. № 2; Бахтин М.М. К истории форм высказывания в конструкциях языка (опыт применения социологического метода к проблемам синтаксиса) // М.М. Бахтин Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000; Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М., 2006; Кодухов В.И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. Л., 1957; Коньков В.И. Прямая речь и цитата в тексте // РР. 1980. № 4; Милых М.К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956; Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь // Грамматика русского языка. Том II, часть 2. М., 1960; Скоморох М.М. Нестандартные способы включения чужой речи как проявление деиерархиезации современной прозы // Яоззюа Рс1хоро1капа 1ишога . Вып. 1. СПбГУ, 2007; Солганик Г.Я. Стилистика текста.: учеб. пособие. М., 2001; БЭС. М., 1998.
С.В. Серова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    или НЕСОБСТВЕННО-АВТОРСКАЯ РЕЧЬ, — стилистический приём художественной речи, состоящий в соединении особенностей прямой и косвенной речи и служащий созданию эффекта многоголосия, диалогизации