ПРИЗЫВ

Найдено 1 определение
ПРИЗЫВ
особый речевой акт (речевой жанр), «коммуникативное назначение которого описывается формулой — «Я хочу, чтобы ты сделал Р» [Вежбицкая 1985: 252]. П. определяется и как «императивный речевой жанр» [Чабан 2007: 510], т.е. его целью является осуществление действия. Так, П. представляет собой часть общественно-политической коммуникации. Особенностью данного вида публичного выступления является то, что такая речь должна заставить аудиторию испытать потребность в тех действиях, о которых говорит оратор. Это может быть не только призыв к действию, но и к прекращению какого-л. действия. Также П. может быть прямым или косвенным. Действие может быть немедленным или отсроченным по времени. П. к действию — распространённый способ поведения, направленный на убеждение личности, группы людей для побуждения к действию.
Способы языкового оформления П. могут быть различными. Перечислим наиболее распространённые.
1. Широко употребительна конструкция: Я призываю вас (к чему-л.). Напр.: Я призываю вас в страну, / Где нет печали, ни заката, / Я посвящу вас в тишину, / Откуда к бурям нет возврата... (К. Бальмонт).
2. Возможна конструкция: глагол призывать + инфинитив. Напр.: Представитель МЧС призвал население не паниковать во время подземных толчков.
3. Конструкция: обращение + глагол давайте + инфинитив. Напр., знаменитая фраза из мультфильма о коте Леопольде, ставшая девизом: Ребята, давайте жить дружно!
4. Употребительны и безглагольные категоричные конструкции. Напр., призыв большевиков на демонстрации 21 апреля (4 мая) 1917 г.: Долой Временное правительство!, означавший призыв к вооруженному свержению правительства. Контрдемонстрация прошла под лозунгом: Доверие Временному правительству! Рассказ классика фантастического жанра Роберта Шекли имеет название Долой паразитов! (1956 г.).
5. Призывающие глагольные конструкции могут быть оформлены в виде Лозунгов (см). Напр., лозунги советских времён: Храните деньги в сберегательной кассе!, Летайте самолётами «Аэрофлота»!
П., как и вопрос, — инструмент, помогающий разнообразить коммуникацию. П. может умиротворить собеседника или спровоцировать; выявить факты или скрыть факты; разубедить в чём-то или внушить что-то; побудить к чему-л. или демотивировать; заострить внимание на предмете обсуждения или на личности собеседника; просить поделиться впечатлениями или допрашивать; выявить оценку или признать оценку ошибочной; попросить объяснения или потребовать оправдания; призвать к более детальному описанию или перекрыть источник красноречия и т.д. И всё это благодаря многофункциональности П.
Лит:. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. М., 2009; Вежбицкая А. Речевые акты // НЗЛ. Вып. XVI. М., 1985; КРРЭСС. М., 2007.
Н.Н. Акулова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
1.73 мб

Призыв к разуму

Г. М. Прекин
Читать PDF
263.29 кб

Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников

Зюкин Анатолий Васильевич, Лайшев Ренат Алексеевич
В статье представлены результаты исследований по выявлению показателей, ориентирующих учащуюся молодежь на воинскую службу. Авторы исследования отмечают, что ориентация на военную службу у призывников и школьников не высока.
Читать PDF
285.27 кб

Педагогическая технология подготовки призывников к воинской службе

Лайшев Ренат Алексеевич
В статье представлены результаты исследований автора по разработке технологии процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе. Данная технология включает три этапа подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Читать PDF
165.18 кб

Физическое воспитание в школе - важный элемент общей подготовки призывников

Ишков Николай Григорьевич, Макрушина Инна Васильевна, Корохова Нафисет Асхадовна, Иоакимиди Юлия Александровна
В современной системе общего образования образовательные учреждения являются первичным звеном в общей системе физического воспитания молодежи.
Читать PDF
168.15 кб

Педагогическая деятельность по формированию у молодежи призывного возраста ценностных отношений к во

Андреев Евгений Александрович
Читать PDF
247.55 кб

Организационно-педагогические условия, необходимые для формирования ценностных ориентаций у призывно

Кандидат Ренат Алексеевич
В статье представлены результаты исследований по обоснованию организационно-педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу.
Читать PDF
107.00 кб

Мотивационное поле физической культуры молодежи призывного возраста

Коваль В. В., Садовников Е. С.
Рассматривается роль физической культуры в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах России на основе конкретных социально-педагогических исследований, проведенных в ряде образовательных учреждений г.
Читать PDF
255.98 кб

Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе

Болотин Александр Эдуардович, Лайшев Ренат Алексеевич
В статье представлены результаты исследований автора по разработке модели процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Читать PDF
250.61 кб

Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинс

Лайшев Ренат Алексеевич
В статье представлены результаты исследований по выявлению факторов, определяющих ценностные ориентации призывной молодежи на воинскую службу.
Читать PDF
231.79 кб

Теоретические аспекты формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву

Александрова Н. С., Коцарева В. И.
В статье рассматривается сущность понятия «лидерство военнослужащих», его специфика и основные направления; определены характеристики, условия формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву.

Похожие термины:

  • ПИОНЕРСКИЙ призыв

    словесная формула, заканчивающаяся призывом «Будь готов»». В ответ на пионерский призыв пионер должен ответить произнесением пионерского девиза «Всегда готов!» и отдать салют. О перв. пол. 1960-х гг.