особый речевой акт (речевой жанр), «коммуникативное назначение которого описывается формулой — «Я хочу, чтобы ты сделал Р» [Вежбицкая 1985: 252]. П. определяется и как «императивный речевой жанр» [Чабан 2007: 510], т.е. его целью является осуществление действия. Так, П. представляет собой часть общественно-политической коммуникации. Особенностью данного вида публичного выступления является то, что такая речь должна заставить аудиторию испытать потребность в тех действиях, о которых говорит оратор. Это может быть не только призыв к действию, но и к прекращению какого-л. действия. Также П. может быть прямым или косвенным. Действие может быть немедленным или отсроченным по времени. П. к действию — распространённый способ поведения, направленный на убеждение личности, группы людей для побуждения к действию.
Способы языкового оформления П. могут быть различными. Перечислим наиболее распространённые.
1. Широко употребительна конструкция: Я призываю вас (к чему-л.). Напр.: Я призываю вас в страну, / Где нет печали, ни заката, / Я посвящу вас в тишину, / Откуда к бурям нет возврата... (К. Бальмонт).
2. Возможна конструкция: глагол призывать + инфинитив. Напр.: Представитель МЧС призвал население не паниковать во время подземных толчков.
3. Конструкция: обращение + глагол давайте + инфинитив. Напр., знаменитая фраза из мультфильма о коте Леопольде, ставшая девизом: Ребята, давайте жить дружно!
4. Употребительны и безглагольные категоричные конструкции. Напр., призыв большевиков на демонстрации 21 апреля (4 мая) 1917 г.: Долой Временное правительство!, означавший призыв к вооруженному свержению правительства. Контрдемонстрация прошла под лозунгом: Доверие Временному правительству! Рассказ классика фантастического жанра Роберта Шекли имеет название Долой паразитов! (1956 г.).
5. Призывающие глагольные конструкции могут быть оформлены в виде Лозунгов (см). Напр., лозунги советских времён: Храните деньги в сберегательной кассе!, Летайте самолётами «Аэрофлота»!
П., как и вопрос, — инструмент, помогающий разнообразить коммуникацию. П. может умиротворить собеседника или спровоцировать; выявить факты или скрыть факты; разубедить в чём-то или внушить что-то; побудить к чему-л. или демотивировать; заострить внимание на предмете обсуждения или на личности собеседника; просить поделиться впечатлениями или допрашивать; выявить оценку или признать оценку ошибочной; попросить объяснения или потребовать оправдания; призвать к более детальному описанию или перекрыть источник красноречия и т.д. И всё это благодаря многофункциональности П.
Лит:. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. М., 2009; Вежбицкая А. Речевые акты // НЗЛ. Вып. XVI. М., 1985; КРРЭСС. М., 2007.
Н.Н. Акулова
1.73 мб