ПРИСТЛИ ДЖОЗЕФ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИСТЛИ (Priestley) ДЖОЗЕФ (1733-1804)
английский философ, естествоиспытатель, психолог и педагог. Член Лондонского королевского общества (1767), член Парижской АН (1772), поч. ч. Петербургской АН (1780). Получил духовное образование. За участие в обществе "Друзья Французской революции" подвергался гонениям со стороны официальных властей и духовенства. Занимался активной педагогической деятельностью. В созданных им в Нидхеме и Нантвиче частных школах преподавал латинский, греческий и французский языки. С 1761 преподавал в Уоррингтонской академии. В 1794 эмигрировал в США. Исходя из теории ассоцианизма, доказывал, что человек, его сознание и психика формируются в результате воздействия внешней среды и воспитания. На этом основании определил педагогику как науку, которая может и должна целенаправленно воспитывать подрастающее поколение.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРИСТЛИ Джозеф
13.3.1733, Филдхед, близ Лидса, — 6.2.1804, Нор-тамберленд, шт. Пенсильвания, США), англ. философ, естествоиспытатель, психолог и педагог. Род. в семье ткача. По окончании духовной академии стал священником. За участие в об-ве «Друзья Французской революции» подвергался гонениям со стороны офиц. властей и духовенства. Занимался активной пед. деятельностью. В созданных им в Нид-хеме и Нантвиче частных школах преподавал лат., греч., франц. языки. Был также автором популярной англ. грамматики. С 1761 преподавал в Уоррингтон-ской академии; читал курсы теории языка, лит-ры, риторики. В 1767 избран чл. Лондонского Королевского об-ва. Чл. Парижской АН (1772), поч. ч. Петерб. АН (1780). В 1794 эмигрировал в США.
Под влиянием идей франц. просветителей П. отвергал учение о «духе» как особой субстанции, доказывал материальное единство мира. Согласно П., дух (сознание) представляет свойство материи, движущейся по неотвратимым, изначально присущим ей законам. Вместе с тем полагал, что сами эти законы созданы Божеств, разумом. Выступал против теории врожденных идей. Развивал и популяризировал учение Д. Гартли о том, что все психич. процессы, включая абстрактное мышление и волю, совершаются по укорененным в нервной системе законам ассоциации. Исходя из теории ассоцианизма, доказывал, что человек, его сознание и психика формируются в результате воздействия внеш. среды и воспитания. На этом основании П. определил педагогику как науку, к-рая может и должна целенаправленно воспитывать подрастающее поколение. Полагал, что воспитание — это такое же иск-во, имеющее под собой науч. основу, как земледелие, архитектура, судостроение. Согласно П., подобно тому как существуют законы в области механики, химии, физики, существуют и законы развития психики. Поэтому возможно установить объективные способы правильного воздействия на человеческий разум, т.е. путем наблюдений и экспериментов можно вывести законы воспитания и обучения. П. резко критиковал современную ему школу зубрежки, требовал расширить содержание образования за счет естеств.-науч. предметов и введения активных методов обучения.
Соч.: An essay on a course of liberal education for civil and active life, L., 1765; The theological and miscellaneous works, v. l—25, L., 1817—32; в рус. пер. — Избр. соч., М., 1934; в кн.: Англ. материалисты 18 в., т. 3, М., 1968.
Лит.: Holt A. D., A life of J. Priestley, L., 1931; Gillam J. G., The crucible: the story of J. Priestley, L., 1954.
M. Г. Ярошевский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия