ПРЕДТЕКСТ

Найдено 1 определение
ПРЕДТЕКСТ
или ПРЕД-ТЕКСТ, — в традиционном смысле обозначает сегмент речевой цепочки, непосредственно предшествующий анализируемому элементу (грамматической форме, слову, словосочетанию, предложению, стилистической фигуре) и способствующий правильной интерпретации его функции, значения, его вклада в содержание и смысл целого. В этом случае П. связан с понятиями Контекста (см.), Пресуппозиции (см.), в плане декодирования — с «ожиданием», «предвосхищением», «прогнозированием» следующего фрагмента или всей речевой единицы. В динамическом плане текст и производителя, и получателя, согласно А.Е. Кибрику, может быть разбит на три зоны: П., текущий текст и план-текст. П. включает информацию вербального и экстралингвистического характера (осмысление вербальной части текста с учётом ситуации). Всякий раз возможно переосмысление П. под влиянием информации текущего текста [Кибрик 1992: 296—297]. И.Р. Гальперин П. условно называет предисловие, вступление, пролог, введение, «от автора», преамбулу. Они факультативные части цельного текста, «характеризуются прежде всего некоторой независимостью от целого текста, но одновременно тесно связаны с ним», выполняют функцию проспективной (правонаправленной, катафорической) связи, направляя мысль получателя текста изначально по определённому руслу, в какой-то степени ограничивая «возможности индивидуально-творческого осмысления содержательно-концептуальной информации» [Гальперин 1981: 58—61]. Иногда в качестве синонима П. встречается термин «затекст» как обозначение «фрагмента действительности, описанного в тексте» [Белянин 2008: 112].
В современной русской речи журналистов, литературных критиков наблюдается интенсивное расширение контекстов употребления лексемы «П.», очевидно, под влиянием постмодернизма с его предельно широким пониманием текста как любой связной последовательности знаков, содержащей некую информацию. В качестве одного из аргументов актуальности категории П. указывается на характерную для современной художественной прозы черту: начинать повествование не с начала, а с середины или даже конца событийной канвы, что ставит перед исследователями задачу поисков способов реконструкции (восстановления) пропущенной в начальной позиции информации. Авторы таких исследований, напр.,
Т.В. Шилина, указывают также на необходимость пересмотра традиционного понятия инициальное™ текста (начала, зачина) с теоретических позиций современного языкознания, прежде всего, когнитивной и коммуникативно-прагматической лингвистики [Шилина 2004: 2-3]. По материалам Интернета выделился ряд нетрадиционных толкований П.:
1. Все элементы заголовочного комплекса: сам заголовок, подзаголовок, эпиграф, посвящение; в научном тексте — введение или предисловие.
2. Первичные тексты по отношению к вторичным текстам, — аннотациям, рефератам, переложениям, пересказу.
3. Все те предшествующие завершённые и не завершённые тексты, следы которых могут быть найдены в конкретном тексте как прямые и опосредованные цитации, включая дневники, автобиографии, черновые варианты текстов; текст оригинала по отношению к тексту перевода; анализируемые и упоминаемые прямо или косвенно тексты в полемических статьях.
4. Все тексты, так или иначе оказавшие влияние на создание, стиль, жанр, композицию, текстовое и смысловое наполнение данного текста. Это реализация ключевого принципа литературного постмодернизма — интертекстуальности (см. Интертекст).
5. Все события, нашедшие отражение в тексте как мотив к его созданию; в такой трактовке вся культура становится П.
6. Широко понимаемая категория причины создания конкретного текста.
7. Язык как «предсуществующая» данность, из которой автор путём личностного отбора вариантов выражения строит свой текст.
8. «Я» автора текста как микрокосмос с его картиной мира.
9. Вся природа как вместилище и многочисленных творящих «я», и событий, и реальных текстов.
Такая беспредельно широкая трактовка лишает лексему «П.» какой бы то ни было терминологической значимости и должна квалифицироваться как явление негативное в области наук о языке/речи, более того — в области культуры современной русской речи.
Лит.: Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. М., 2008; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981; Долгирева А.Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте: АКД. Таганрог, 2001; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм М., 1996; Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). М., 1992; Михеев М.Ю. Фактографическая проза, или пред-текст. Дневники, записные книжки, «обыденная» литература // Человек. 2004. №№ 2—3; Шилина Т.В. Реконструкция предтекста при инициальной ретардации художественного дискурса: АКД. СПб., 2004.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
553.27 кб

Предтекстовая деятельность как способ пробуждения у школьников интереса к чтению

Мировская Наталья Аркадьевна
В статье рассматривается проблема падения интереса к чтению, раскрывается роль предтекстовой деятельности в повышении у школьников мотивации к чтению художественной литературы, представлен опыт организации этапа предчтения на урок

Похожие термины:

  • ПРЕДТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Вид упражнений по отношению к процессу чтения текста. Задачей П. у. является целенаправленное формирование психологических механизмов чтения, объяснение значений новых слов и грамматических явл