ПРЕДПИСАНИЕ

Найдено 1 определение
ПРЕДПИСАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, используемый для выражения директив, рекомендаций. Функционирует гл. обр. в официально-деловых и научно-технических текстах (законах, постановлениях, указах, приказах, инструкциях) — текстах, коммуникативной задачей которых является передача обязательных для исполнения указаний или вооружение читателя способом действия при соблюдении определённых условий, знанием технологических процессов.
В официально-деловой речи, основной стилевой чертой которой является императивность, обусловленная регулировочной функцией права, П. является ведущим типом речи. Оно реализуется в следующих подтипах: долженствовании, Разрешении (см.) и Запрещении (см.). Напр.: Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката... ; Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (из Конституции).
П. в документах часто оформляется в виде пунктов: Постановили: 1. Диссертацию ... принять к защите как соответствующую специальности 10.02.01 — русский язык. 2. Степень отражения материалов диссертации в опубликованных трудах считать достаточной... 3. В качестве официальных оппонентов ... назначить... (из протокола).
В научно-технических текстах П. также относится к основным типам речи (наряду с описанием). Технические науки представляют собой специфическую систему знаний, отражающую процесс целенаправленного преобразования природных материальных объектов в технологические процессы и искусственные устройства. В научно-технической деятельности происходит накопление репродуктивных операций, которые исследователь группирует, а затем вырабатывает П. для выполнения стереотипных процедур. Тип речи П. и служит цели выражения рецептурного знания, используется в инструкциях, предназначенных для изложения технологических рецептов, которые предписывают определённые действия адресатам. Напр.: При разработке тампонажного раствора выбор оптимальной рецептуры необходимо осуществлять в строгом соответствии с конкретными горными и гидрогеологическими условиями. Необходимо учитывать химический состав подземных вод... (Э.Я. Кипко и др. Комплексный метод тампонажа при строительстве шахт).
П. имели большое распространение в научной речи XVII и 1-й половины XVIII в. (так называемый рецептурный стиль) — в текстах-руководствах, что связано с общим дидактическим характером научной литературы того времени. Среди оригинальных научных сочинений преобладали произведения, сочетавшие в себе черты учебных и научно-деловых произведений. В наше время П. также характерны для учебно-дидактической литературы (см. образовательные программы, учебники, методические рекомендации).
Выполняя функции регулятива деятельности, П. может выступать в различных модификациях — с оттенками жёсткой директивы, рекомендации, руководства, пожелания. В связи с этим степень выражения императивности может быть различной.
Для вполне определённого выражения императивности используются следующие языковые средства: 1) побудительные предложения с глагольными формами повелительного наклонения или инфинитива, часто — цепь этих форм: Первые тренировки на льду сочетайте с привычными «сухопутными». Кроме того, 5-10-минутное катание на коньках в спокойном темпе чередуйте с коротким отдыхом в помещении. Катайтесь на слегка согнутых ногах... Корпус при беге наклоните вперед. Голову и плечи не опускайте... (из рекомендации начинающим конькобежцам); 2) модальные слова со значением долженствования (должен сообщить, обязаны выплатить, необходимо учитывать); 3) наречия, усиливающие категоричность П. (незамедлительно решить вопрос).
Встречается и несколько завуалированная форма П. — обычно с использованием глаголов в настоящем времени (так называемом настоящем предписания) в составе неопределённо-личных предложений (такие конструкции типичны, напр., для кулинарных рецептов: Из перца удаляют семена, творог протирают, перемешивают с брынзой, манной крупой и сметаной, затем добавляют белый соус, взбитые яйца, соль и всё перемешивают...), двусоставных конструкций (наниматель отвечает за вред, причинённый нанятому имуществу... — т.е. должен отвечать), и в этом случае весь контекст имеет предписующий характер.
Лит.: Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Протопопова О.В., Трошева Т.Б. Функционально-смысловые типы речи как критерий стилевой дифференциации научных и технических текстов // Очерки истории научного стиля русского литературного языка ХVIII—ХХ вв. Т. 2. Ч. 2. Пермь, 1998.
Т.Б. Трошева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
243.83 кб

Правовая информация в системе нормативных предписаний юридической практики образовательного процесса

Синдянкин Николай Николаевич
В статье рассматривается проблема определения правовой информации в системе нормативных предписаний при формировании юридической практики в рамках реализации образовательного процесса.
Читать PDF
480.29 кб

От предписаний - к предложениям: российское образование на путях реформирования

Каменев Сергей Валентинович
В статье рассматриваются социально-культурные обстоятельства утверждения рыночных регуляторов в системе отечественного образования, следствием которого оказываются: утрата прескриптивной модальности педагогической деятельности, пл
Читать PDF
180.49 кб

Педагогические ценности детства по предписанию ислама

Газизова Фарида Самигулловна, Маликов Танбик Рустамович
Детство, по канунам ислама, представляет определенные педагогические ценности, которых следует изучить в научном аспекте.
Читать PDF
783.06 кб

Стратегия как механизм построения планов-целей и преобразования их в планы-предписания

Ваганова Г. В., Матвеева Е. П., Мельников Ю. Б.
В статье рассматривается проблема управления деятельностью на основе теории моделирования.

Похожие термины:

  • Эвристическое предписание для творческого саморазвития

    1. Определите свои проблемы, приоритетные стратегии своего творческого саморазвития. 2. Какие личностные качества, привычки вы бы хотели у себя изменить? 3. Какие знания вам бы хотелось приобрести и
  • ПОИСКОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ

    текст, выражающий на информационно-поисковом языке содержание информационного запроса, включающий указания о последовательности выполнения логических операций в процессе информационного поис