процесс регулирования отношений в системе образования, осуществляющийся на основе законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативных актов образовательных учреждений. Главенствующую роль в регулировании правоотношений в области образования играет образовательное законодательство, которое в России начало формироваться практически с 1992 г. Законодательное регулирование отношений в системе образования на федеральном уровне в настоящее время в основном осуществляется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, федеральными законами «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Кроме того, ряд правоотношений в системе образования регулируется правовыми нормами «непрофильных» федеральных законов, в т. ч. налогового законодательства, финансового, семейного права и т. д. Наиболее полно правовая база образования сформулирована в Законе РФ «Об образовании». Нормы Закона охватывают весь комплекс правоотношений, возникающих в области образования, на всех ее уровнях. К основным концептуальным положениям данного Закона следует отнести:
установление государственной политики в области образования;
признание государством приоритета интересов личности (обучающего) по отношению к обществу и государству в вопросах образования;
провозглашение Российской Федерацией образования в качестве приоритетной области, т. е. отнесение образования к наиболее важным направлениям социальной и экономической политики государства;
определение государственных гарантий прав граждан на образование;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
установление автономности образовательных учреждений; – введение академической свободы педагогов;
установление механизма реализации приоритетности образования;
определение положений по сохранению единого образовательного пространства Российской Федерации. Определенную роль в формировании образовательного законодательства сыграл Указ Президента РСФСР о первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 , который теоретически обозначил коренной поворот во взаимоотношениях государства и системы образования. Указ установил приоритетность образования, которая должна была подтвердиться государственной программой развития образования в РСФСР, переподчинением органов государственного управления образованием и наукой непосредственно Президенту РСФСР, значительным повышением заработанной платы работникам системы образования, выделением для сферы образования необходимых средств с учетом повышения заработанной платы работников образовательных учреждений и т. д. Однако большинство мер по обеспечению приоритетности образования, которые предусматривались этим Указом, не были выполнены. Кроме общих норм в области образования, положением п. 4 увеличивалась продолжительность ежегодных основных отпусков мастеров производственного обучения (не меньше 36 рабочих дней), что было важно для системы НПО. В целом законодательство об образовании – это сложная комплексная отрасль законодательства, которую многие специалисты сегодня называют образовательным правом.
1.08 мб
Правовое регулирование инклюзивного образования
Несмотря на то, что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы.