ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
процесс регулирования отношений в системе образования, осуществляющийся на основе законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативных актов образовательных учреждений. Главенствующую роль в регулировании правоотношений в области образования играет образовательное законодательство, которое в России начало формироваться практически с 1992 г. Законодательное регулирование отношений в системе образования на федеральном уровне в настоящее время в основном осуществляется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, федеральными законами «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Кроме того, ряд правоотношений в системе образования регулируется правовыми нормами «непрофильных» федеральных законов, в т. ч. налогового законодательства, финансового, семейного права и т. д. Наиболее полно правовая база образования сформулирована в Законе РФ «Об образовании». Нормы Закона охватывают весь комплекс правоотношений, возникающих в области образования, на всех ее уровнях. К основным концептуальным положениям данного Закона следует отнести:
установление государственной политики в области образования;
признание государством приоритета интересов личности (обучающего) по отношению к обществу и государству в вопросах образования;
провозглашение Российской Федерацией образования в качестве приоритетной области, т. е. отнесение образования к наиболее важным направлениям социальной и экономической политики государства;
определение государственных гарантий прав граждан на образование;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
установление автономности образовательных учреждений; – введение академической свободы педагогов;
установление механизма реализации приоритетности образования;
определение положений по сохранению единого образовательного пространства Российской Федерации. Определенную роль в формировании образовательного законодательства сыграл Указ Президента РСФСР о первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 , который теоретически обозначил коренной поворот во взаимоотношениях государства и системы образования. Указ установил приоритетность образования, которая должна была подтвердиться государственной программой развития образования в РСФСР, переподчинением органов государственного управления образованием и наукой непосредственно Президенту РСФСР, значительным повышением заработанной платы работникам системы образования, выделением для сферы образования необходимых средств с учетом повышения заработанной платы работников образовательных учреждений и т. д. Однако большинство мер по обеспечению приоритетности образования, которые предусматривались этим Указом, не были выполнены. Кроме общих норм в области образования, положением п. 4 увеличивалась продолжительность ежегодных основных отпусков мастеров производственного обучения (не меньше 36 рабочих дней), что было важно для системы НПО. В целом законодательство об образовании – это сложная комплексная отрасль законодательства, которую многие специалисты сегодня называют образовательным правом.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.08 мб

Правовое регулирование инклюзивного образования

Гладков Денис Викторович
Несмотря на то, что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы.
Читать PDF
1.35 мб

Современное правовое регулирование инклюзивного образования

Мякинина С.Б.
Вот уже два года в России действует новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] (далее Закон), впервые определивший правовые основы инклюзивного образования.
Читать PDF
228.54 кб

Правовое регулирование магистратуры в современной моделе юридического образования

Петручак Лариса Анатольевна
Целью статьи является исследование значения и места магистратуры в современной модели юридического образования.
Читать PDF
174.41 кб

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Матвеев Виталий Юрьевич
Семейное образование как институт российского законодательства известен сравнительно давно, но при этом федеральное законодательство в указанной сфере является крайне фрагментарным и рамочным.
Читать PDF
113.51 кб

Некоторые особенности правового регулирования системы образования Российской Федерации

Бартош Н.Ф.
Представленная работа прежде всего дает понятие деятельности государственных и негосударственных структур в области регулирования и упорядочения образования РФ, где весьма заметную роль играет право.
Читать PDF
140.05 кб

О проблемах применения механизмов правового регулирования отношений в сфере образования

Васильева Л. А.
Читать PDF
171.26 кб

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Ковтков Дмитрий Иванович
Институт дополнительного профессионального образования гражданских служащих рассматривается в статье не только с точки зрения достаточности его правового регулирования, но и соответствия современному социально-экономическому разви
Читать PDF
1.22 мб

Конституционно-правовое регулирование реформы образования в россии: проблемы и перспективы

Сергеев Александр Леонидович
Статья посвящена малоисследованной проблеме конституционно-правового регулирования системы образования, его оценке как конституционной ценности.
Читать PDF
399.31 кб

Нормативно-правовое обеспечение и регулирование процесса внедрения инклюзивного образования

Кашапова Л. М.
Данная статья посвящена проблеме нормативно-правового обеспечения и регулирования процесса внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
Читать PDF
285.26 кб

Образование нового субъекта Российской Федерации: проблемы теории и правового регулирования

Дамдинов Бато Дашидондокович
Статья посвящена проблемам теории и правового регулирования образования новых субъектов федерации как способа изменения состава субъектов Российской Федерации.
Читать PDF
99.03 кб

Правовое регулирование системы образования в России в соответствии с международными стандартами

Новиков М. В., Андреева О. А.
Читать PDF
231.56 кб

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Жуков Алексей Петрович
Изменения, происходящие в мире, выраженные в развитии информационных технологий, повышении мобильности людей, а также иные процессы, связанные с глобализацией, объективно отражаются на модели воспитания, существующей в том или ино
Читать PDF
29.83 мб

Нравственно-правовое регулирование образовательных отношений в сфере профессионального образования

Борисова Наталья Равильевна, Гарифянов Евгений Ильфатович
Цель : систематическое, комплексное исследование особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования.
Читать PDF
246.36 кб

Нормативно-правовое регулирование послевузовского профессионального образования работников здравоохр

Камынина Н. Н., Владимиров С. К.
В статье определены проблемы российского здравоохранения, связанные, прежде всего, с несовершенством нормативно-правового регулирования высшего и послевузовского профессионального образования.
Читать PDF
335.11 кб

Нормативно-правовое регулирование менеджмент-образования в высших учебных заведениях физической куль

Кумпен Дмитрий Андреевич
В настоящее время развитие высшего профессионального образования в России в области менеджмента определяется такими тенденциями как обновление реализуемых образовательных программ, переход на двухуровневую систему подготовки выпус

Похожие термины: