ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
процесс регулирования отношений в системе образования, осуществляющийся на основе законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативных актов образовательных учреждений. Главенствующую роль в регулировании правоотношений в области образования играет образовательное законодательство, которое в России начало формироваться практически с 1992 г. Законодательное регулирование отношений в системе образования на федеральном уровне в настоящее время в основном осуществляется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, федеральными законами «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Кроме того, ряд правоотношений в системе образования регулируется правовыми нормами «непрофильных» федеральных законов, в т. ч. налогового законодательства, финансового, семейного права и т. д. Наиболее полно правовая база образования сформулирована в Законе РФ «Об образовании». Нормы Закона охватывают весь комплекс правоотношений, возникающих в области образования, на всех ее уровнях. К основным концептуальным положениям данного Закона следует отнести:
установление государственной политики в области образования;
признание государством приоритета интересов личности (обучающего) по отношению к обществу и государству в вопросах образования;
провозглашение Российской Федерацией образования в качестве приоритетной области, т. е. отнесение образования к наиболее важным направлениям социальной и экономической политики государства;
определение государственных гарантий прав граждан на образование;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
установление автономности образовательных учреждений; – введение академической свободы педагогов;
установление механизма реализации приоритетности образования;
определение положений по сохранению единого образовательного пространства Российской Федерации. Определенную роль в формировании образовательного законодательства сыграл Указ Президента РСФСР о первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 , который теоретически обозначил коренной поворот во взаимоотношениях государства и системы образования. Указ установил приоритетность образования, которая должна была подтвердиться государственной программой развития образования в РСФСР, переподчинением органов государственного управления образованием и наукой непосредственно Президенту РСФСР, значительным повышением заработанной платы работникам системы образования, выделением для сферы образования необходимых средств с учетом повышения заработанной платы работников образовательных учреждений и т. д. Однако большинство мер по обеспечению приоритетности образования, которые предусматривались этим Указом, не были выполнены. Кроме общих норм в области образования, положением п. 4 увеличивалась продолжительность ежегодных основных отпусков мастеров производственного обучения (не меньше 36 рабочих дней), что было важно для системы НПО. В целом законодательство об образовании – это сложная комплексная отрасль законодательства, которую многие специалисты сегодня называют образовательным правом.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005