ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРАВОНАРУШЕНИЯ
деяния, нарушающие к.-л. нормы права и причиняющие вред обществу. Любое П. характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние. Деяние - это волевой акт поведения человека, выражающийся в действии или бездействии (когда нормами права предписано действие). П. является только поведение человека, но не его мысли. Противоправность означает, что данное волевое поведение (деяние) не соответствует правовым предписаниям; виновность - что человек, совершивший деяние, определенным образом к нему относится, т.е. совершает П. умышленно или по неосторожности (что в свою очередь предполагает способность человека в соответствии со своими возрастными и психофизиологическими характеристиками адекватно оценивать свои поступки); вредоносность - что данное П. причиняет вред или создает угрозу причинения вреда тем общественным отношениям, которые охраняются государством посредством закона (собственность, честь, достоинство, общественный порядок и др.); наказуемость - что нормами права предусмотрены неблагоприятные последствия за свершение П. Каждое П. имеет свой состав, который позволяет правильно квалифицировать деяния. В состав любого П. входят 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона П. Отсутствие хотя бы одного из элементов свидетельствует об отсутствии состава П. и самого П. Объект П. - это те общественные отношения, которые охраняются государством от противоправных посягательств. Перечень этих общественных отношений имеется в Конституции РФ, уголовном, гражданском, семейном и других кодексах. Объективная сторона П. - это само противоправное деяние, которое по степени причиненного вреда может быть более или менее социально опасным. Степень социальной опасности позволяет разграничивать П. в виде проступков (гражданские, административные) от преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом (см.Преступность несовершеннолетних). Объективная сторона включает в себя также вредоносные (общественно опасные) последствия и причинную связь между деянием и последствием. Кроме того, к объективной стороне относятся время, место, способ совершения П. Субъект П. - это физическое лицо (человек, признанный вменяемым, т.е. психически здоровым, и достигший возраста юридической ответственности - 14-18 лет) или юридическое лицо (учреждения и организации, способные самостоятельно нести юридическую ответственность). Субъектами преступления могут быть лишь физические лица. Субъективная сторона П. - это внутренняя психическая деятельность лица в связи с совершаемым им П. Субъективная сторона включает в себя 3 элемента: вину, мотив и цель. Вина - это внутреннее психическое отношение к совершаемому П. и его последствиям. Вина может выражаться в форме умысла и по неосторожности. Умысел предполагает, что человек сознает социально опасный характер своего деяния, предвидит и желает наступления вредоносного последствия. В зависимости от отношения к наступлению этих последствий умысел подразделяется на прямой или косвенный. Неосторожность характеризуется тем, что лицо не предвидит возможности наступления вредоносных последствий, хотя может и должно их предвидеть, либо предвидит, но легкомысленно или самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Неосторожность выражается в двух формах: небрежность и халатность. В зависимости от того, против каких норм направлено П., различают гражданские, административные, дисциплинарные, уголовные П. Уголовные П. - преступления, имеющие значительную общественную опасность. Гражданские, административные, дисциплинарные П., хотя и причиняют вред, но не имеют социальной опасности. К гражданским относятся деяния в области имущественных отношений. Административными П. являются деяния, посягающие на государственный или общественный порядок, государственную, общественную и частную собственность, права и свободы граждан (нарушение правил уличного движения, пожарной безопасности, санитарии, экологии и т.п.). К дисциплинарным П. относятся прогулы, опоздания на учебу, работу и др. См. также Девиантное поведение, Отклоняющееся поведение, Преступность несовершеннолетних

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРАВОНАРУШЕНИЯ
противоправные деяния, причиняющие вред обществу и караемые по закону.
В каждом П. выделяются четыре элемента: деяние, его противоправность, виновность и деликтоспособность человека, совершившего П. К деяниям (действиям или бездействиям) относятся только поступки людей, но не их мысли, чувства и переживания. Деяние квалифицируется как П., когда оно противоречит правовым нормам и направлено против обществ. отношений, защищаемых правом. Противоправность выражается в отклонении поведения человека от принятых в обществе правовых отношений, предписаний и норм.
Виновность правонарушителя отражает его отношение к совершенному антиобществ. деянию. В законодательстве выделяются 2 основные формы вины — умысел и неосторожность. Умысел предполагает, что правонарушитель предвидит вредные последствия своего поведения и ожидает их наступления. Неосторожность может проявляться как самонадеянность или небрежность. Самонадеянность отличает поведение лица, к-рое легкомысленно надеется избежать негативных последствий своего поступка. Самонадеянность свойственна мн. подросткам. Небрежность характерна для людей, к-рые не прогнозируют результаты своих действий, но по закону могут и должны их предусмотреть. Как правило, дети и подростки не задумываются о правовой стороне своего поведения.
Субъектом П. может быть признан лишь человек, обладающий качествами, выражаемыми в понятии «деликтоспособность», т.е. способность человека осознавать смысл своих поступков и нести за них юрид. ответственность. Деликтоспо-собными являются психически здоровые люди, достигшие 14—18 лет. Субъектами П. не могут быть люди душевнобольные и малолетние. Всестороннее рассмотрение П. требует объективной характеристики личности правонарушителя. В определении степени виновности подростков, совершивших П., имеет важное значение мотивация П., однако по закону выяснений мотивов и целей в составе П. не является обязательным.
Анализ признаков П. позволяет определить его объективную и субъективную стороны. Объективную сторону П. характеризует фактически совершенное деяние как определенный акт внеш. поведения и его противоправность. Субъективную сторону П. составляет психич. состояние личности в момент совершения ею П., а также ее внутр. отношение к своему поведению, способность отвечать перед обществом за свои действия и наличие вины в форме умысла или неосторожности.
В зависимости от объекта посягательства и степени причиненного вреда П. делятся на преступления (уголовные П.) и проступки (гражданские, административные и дисциплинарные). Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на конституц. строй гос-ва, его полит., экон. системы, гос. и частную собственность, личность, полит., трудовые, имущественные и др. права и свободы граждан. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовному наказанию в виде лишения свободы, исправит, работ без лишения свободы, штрафа и др. (см. Преступность несовершеннолетних).
Проступки (гражданские, административные и дисциплинарные П.) в отличие от преступлений наносят вред, не содержащий опасности для устоев общества в целом. К гражданским относятся антиобществ. деяния в области договорных и недоговорных имущественных и личных неимущественных отношений. Ответственность за них предусмотрена нормами гражданского, семейного, земельного и др. отраслей права, к-рые предполагают восстановление нарушенных отношений, возмещение имуществ. ущерба, отмену незаконных сделок, договоров и др. В связи с расширением участия детей и подростков в коммерч. И посреднич. деятельности увеличивается опасность совершения ими гражд. право-правных поступков по неосторожности, незнанию юрид. норм и т. д. Адм. П. являются деяния, посягающие на гос. или обществ. порядок, гос., обществ. и частную собственность, права и свободы граждан: нарушение правил уличного движения, пожарной безопасности, санитарии, экологии и т. п. За эти П. налагаются адм. взыскания: предупреждение, штраф, исправит.-трудовые работы и т. п. К дисциплинарным П. относятся прогулы, опоздания, появление на работу или учебу в нетрезвом виде и др. (кроме происшедших по не зависящим от виновного лица причинам, напр., опоздание, связанное с аварией на транспорте, и т. п.). По законодательству рабочие, служащие и студенты несут общую дисциплинарную ответственность по правилам внутр. трудового или уч. распорядка предприятия, уч. заведения и т. п.; руководящие работники — специальную. Взыскания за дисциплинарную ответственность: замечание (постановка на вид), выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, понижение в должности, увольнение, исключение из уч. заведения.
В демокр. гос-вах большую роль в предупреждении П. играет общественность, однако меры обществ. воздействия на человека, совершившего проступок, не должны противоречить законодательству или унижать достоинство личности.
И. II Башкатов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
293.20 кб

Отличие художественного творчества от правонарушения (на примере творчества П. Павленского)

Бондаренко Людмила Константиновна
Раскрывается проблема единообразия понимания основных понятий судебно-искусствоведческой экспертизы. Исследуется понятие «деятельность» в искусствоведческом, психологическом и правовом контексте.
Читать PDF
173.04 кб

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ВО ВЬЕТНАМЕ

Екатерина Александровна Никитская, Хоанг Ван Кыонг
Представлены образовательные методы как важный элемент перевоспитания правонарушителей во Вьетнаме; описаны требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей.
Читать PDF
500.56 кб

Роль учителя в профилактике правонарушений подростков

Гусева Анна Васильевна
В статье рассмотрены природа девиации, причины и факторы, обусловливающие девиантное поведение, приводящее к правонарушениям подростков, представлены основные методы коррекционной работы учителя на основе комплексного системного п
Читать PDF
223.31 кб

Модульный подход к преподаванию дисциплины «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних»

Танаева Замфира Рафисовна
В статье раскрывается содержание программы дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», разработанной на основе модульной технологии, обосновывается преимущество модульного подхода к обучению будущи
Читать PDF
312.45 кб

Системный подход к профилактике правонарушений обучающихся колледжа

Попова Елена Михайловна
Перемены, происходящие сегодня в нашем обществе, остро обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением, разработки комплексных профилактических мер, реабилитации и социализации этой группы молодежи.
Читать PDF
410.16 кб

Потенциал социально-гуманитарных дисциплин в предупреждении правонарушений несовершеннолетних

Катышева Елена Николаевна
В статье обсуждается возможность предупреждения противоправного поведения подростков в рамках процесса обучения.
Читать PDF
161.66 кб

Профилактика правонарушений среди школьников: педагогический аспект

Гордеева И.В.
Статья посвящена определению педагогического аспекта проблемы профилактики правонарушений среди детей и подростков. Раскрывается сущность понятия «педагогическая профилактика» с позиции личностно-ориентированного подхода.
Читать PDF
357.68 кб

Организация работы с общественными объединениями по профилактике правонарушений среди несовершенноле

Миталипов А.К.
В статье рассмотрены методы организации работы с общественными объединениями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел Кыргызской Республики.
Читать PDF
1.11 мб

Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков

Шаталова М.Н.
государство предусматривает, что в целях дальнейшего укрепления законности в деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечения н
Читать PDF
491.89 кб

Система ликвидации детской безнадзорности и правонарушений в послевоенное десятилетие (на примере Ул

Седова Дарья Викторовна
Статья посвящена изучению системы ликвидации детской безнадзорности и правонарушений, сформированной в 1945-1955 гг., анализу опыта, накопленного советским государством по преодолению указанных проблем.
Читать PDF
750.52 кб

Летняя оздоровительная кампания как инструмент предупреждения правонарушений и преступлений несоверш

Емузова Н.Г.
Статья посвящена актуальным вопросам организации летнего отдыха детей как инструмента предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Читать PDF
399.66 кб

Особенности организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательн

Маринкин Денис Николаевич, Якимчук Виктория Сергеевна
Статья посвящена проблемам организации работы по профилактике правонарушений учащихся в общеобразовательных организациях.
Читать PDF
25.14 мб

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕД

Русаков Виктор Кузьмич, Ананьин Олег Юрьевич, Простакишина Юлия Александровна
Целью настоящей статьи является анализ опыта формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Советской педагогике, как социально-воспитательной работы.

Похожие термины:

  • ДЕТСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    совокупность уголовных преступлений, совершаемых детьми и подростками (в разных странах возраст начала юридической ответственности, совершеннолетия колеблется в интервале от 14 до 18 лет).
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    вид действий (или деятельности), противоречащий правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и делинквентн
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ

    противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусматривается соответствующими нормативными актами государственного уровня или субъектов Российской Фе
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

    антисоциальные действия несовершеннолетних, которые следовало бы рассматривать как уголовные по своему характеру, если бы они совершались взрослыми.
  • ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПППН) ОВД

    орган МВД (до 1977 г. - детская комната милиции, затем - инспекция по делам несовершеннолетних; отделение по профилактике правонарушений несовершеннолетних), отделение, призванное заниматься предупр
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественн
  • ОТДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОППН ОВД

    орган МВД (до 1977 г. – детская комната милиции, затем инспекция по делам несовершеннолетних), отделение, призванное заниматься предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним