ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
(от греч praktikos – деятельный, активный) – часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении (различные виды практики).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
часть учебного процесса, форма профессионального обучения студентов в высших и средних учебных заведениях по подготовке будущих педагогов, максимально приближенная к условиям работы в (обще) образовательных учреждениях за счет их включения в реальную педагогическую деятельность, непосредственного знакомства с должностными обязанностями учителя. Педагогическая практика может быть организована непрерывно в течение всех лет обучения или после общетеоретической подготовки.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
То же, что учебная практика. Организационная форма обучения в педагогических институтах и университетах, имеющая своей целью научить студентов творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин, а также способствовать развитию у будущих учителей интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических наук. В процессе проведения П. п. предусматривается изучение всех сторон жизни учебного заведения (учебно-воспитательная работа, организация внеаудиторной работы), а также проведение занятий под руководством методиста. По итогам П. п. студенты представляют отчет. Итоги практики обсуждаются на заключительной конференции. При проведении П. п. и подведении итогов ее участники руководствуются требованиями к практическим занятиям и к квалификации преподавателя. Различают активную и пассивную П. п.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Практика педагогическая
форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. В истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации практики педагогической. Первый – предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П. п.), чередуя её с теоретическими занятиями. Поиск рациональных форм организации практики педагогической в отечественной высшей школе привёл к разработке для разных вузов программ, в которых содержание практики определялось через систему теоретических знаний и профессиональных умений студентов, формируемых на разных её этапах. Второй подход (более свойственный для зарубежной высшей школы) предусматривал сначала общетеоретическую подготовку и проведение практикумов, тренингов и лишь затем – применение теории на практике и организацию практики на заключительном этапе обучения.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. prakticos - деятельный, активный)
форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. В истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации П.п. Первый - предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П.п.), чередуя ее с теоретическими занятиями. Поиск рациональных форм организации П.п. в отечественной высшей школе привел к разработке для разных вузов программ, в которых содержание П.п. определялось через систему теоретических знаний и профессиональных умений студентов, формируемых на разных ее этапах. Осн. критерии оценки результатов П.п.: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, ее целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии. Второй подход (более свойственный для зарубежной высшей школы) предусматривал сначала общетеоретическую подготовку и проведение практикумов, тренингов, и лишь затем - применение теории на практике и организацию П.п. на заключительном этапе обучения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
обязательная составная часть учебного процесса педагогических институтов, университетов, педагогических училищ, институтов усовершенствования учителей, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования и имеющая целью профессиональную подготовку педагогических кадров и повышение их квалификации. На П. п. отводится время в учебном плане с учетом специфики учебного заведения. П. п. имеет целью научить студентов творчески использовать в педагогической деятельности научно- теоретические знания и практические навыки, приобретенные в процессе изучения педагогики, психологии, отдельных методик специальных дисциплин, применять их на практике, а также воспитывать у студентов интерес к педагогической работе, вырабатывать практические педагогические навыки. П. п. проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. В истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации П. п. Первый – предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П. п.), чередуя ее с теоретическими занятиями. Второй подход (более свойственный для зарубежной высшей школы) предусматривает сначала общетеоретическую подготовку и проведение практикумов, тренингов, и лишь затем – применение теории на практике и организацию П. п. на заключительном этапе обучения. Основные критерии оценки результатов П. п.: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, ее целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности будущих педагогов, их активности, отношения к детям; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии (Гончаренко Семен. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary. fio.ru). В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
форма проф. обучения в высших и ср. пед. уч заведениях, ведущее звено практич. подготовки будущих учителей Проводится в условиях, максимально приближенных к проф. деятельности педагога. В процессе П. п. интенсифицируется проф. и личностное развитие будущих учителей. Студенты включаются в реальную практич. деятельность, впервые непосредственно знакомятся с выполнением должностных обязанностей и овладевают логикой проф. поведения учителя. Деятельность студентов в период практики приближается по содержанию и структуре к проф. деятельности учителя и характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, др. учителями) и функций, что и работа педагога-профессионала
В истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации П. п.
Первый — предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П. п) П. п. чередовалась с теоретич. занятиями, часть их переносилась на период П. п. В сов высшей школе в 30—40-е гг. в систему П. п. включались след ее виды: экскурсионно-обследовательская, к-рая увязывалась с изучением курса педагогики (2-й курс), методическая — в связи с изучением методик преподавания отд. уч. предметов (3-й курс), стажерская (4-й курс).
В 50—70-х гг. в уч. планах пед. вузов было увеличено время на П. п. и сокращен объем теоретич. подготовки. Предусматривались общественно-пед. (1—3-й курсы), летняя (2—3-й курсы), уч.-воспитат. (4—5-й курсы) виды практики. Студенты 1—3-го курсов включались в активную пед. работу без необходимой теоретич. подготовки, причем на обществ. началах. В уч. программах П. п. тех лет перечислялись нормативные виды работы студентов, обязательные мероприятия, раскрывались преим. организационные формы проведения практики, не были определены критерии оценки ее результатов.
В 80-х гг. в МГПИ, ЛГПИ, Ростовском и др. пед. ин-тах шел активный поиск путей повышения эффективности проф.-практич. подготовки будущих учителей. В результате были разработаны для разных вузов программы, в к-рых содержание П. п. определялось через систему теоретич. знаний студентов и проф. умений, формируемых на разных ее этапах, выделялись ведущие виды деятельности студентов в период П. п. (в программе 1980) и система заданий студентам на каждом этапе П. п. (в программе 1985).
Совершенствование процесса П. п. разворачивается на пути преодоления т. н. функционализма (уч. работа и практич. деятельность студента в качестве помощника классного руководителя), обеспечения более тесной взаимосвязи теоретич. и практич. подготовки, улучшения общепед. руководства практикой и взаимодействия высших пед. уч. заведений с органами образования. При общем признании роли П. п. в проф. подготовке учителя в деятельности пед. вузов нередко наблюдалась недооценка ее науч. основ, науч.-метод. оснащенности, науч. руководства ее организацией.
Второй подход характеризуется обоснованием необходимости сначала обще-теоретич. подготовки и организации практич. подготовки через практикумы, тренинги, и лишь затем — применения теории на практике и организации П. п. на заключит. этапе обучения. Этот подход более свойствен заруб. высшей школе. Так, во мн. ун-тах США П. п. сосредоточена на последнем году обучения и проводится в течение всего уч. года. Она имеет две формы: студенты являются постоянными работниками школы и получают 1/3 зарплаты начинающего учителя; студенты работают под руководством ст. учителя без оплаты и иногда могут заменять учителя. Руководство П. п. осуществляют работники школы. Общий университетский наставник координирует действия школы, учителей — руководителей П. п. и является связующим звеном между школой и ун-том. В целом при подобной организации П. п., как отмечают заруб. исследователи, происходит отрыв от теоретич. обучения, практика ориентируется на овладение стандартизиров. проф. приемами.
В нач. 90-х гг. в отеч. высшей школе повышение эффективности П. п. в
системе проф. подготовки учителя связывается с сочетанием рациональных сторон обоих подходов. Усложняются функции, содержание П. п., совершенствуются формы и методы организации.
П. п. — средство проф. становления и развития будущих специалистов. В процессе П. п. применяются и осмысливаются теоретич. знания, интенсифицируется развитие пед. мышления, творческих способностей студентов (образоват. функция П. п.).
В то же время П. п. — этап личностного формирования будущего учителя, развития его общей и проф. культуры. Создаются возможности для самоактуализации студента, разностороннего проявления индивидуальности. Личностная самореализация выступает условием динамичного и постоянного совершенствования деятельности будущего учителя (развивающая функция). Одновременно в ходе П. п. осуществляется проверка степени проф. подготовленности и пригодности студентов к пед. деятельности (диагностич. функция).
Собственно П. п. проводится на ст. курсах. На младших — наряду с теоретич. занятиями организуются психологопед, практикумы и тренинги, в процессе к-рых обеспечивается соотнесение теоретич. знаний с реальной действительностью, практич. ознакомление с работой школы, учителя, с методами диагностики развития детей, моделирование пед. ситуаций, проектирование вариантов решения пед. задач. Студенты осознают себя и своих сокурсников в качестве учителей, отрабатывают навыки и умения межличностного и проф. общения с учетом индивид, особенностей.
П. п. проводится в дошкольных учреждениях, общеобразоват. школах, проф.-тех. уч-щах, ср. спец. уч. заведениях. Содержание П. п. вариативно и конкретизируется в зависимости от специфики ф-та, особенностей уч. базы, контингента студентов. В то же время существует обязательный для всех студентов общепроф. минимум. На его основе создаются профильные программы для каждого ф-та. В качестве инвариантного содержания П. п. могут рассматриваться: ознакомление со школой как базой П. п.; изучение уч.-воспитат. работы в классе, уровня развития детей, состояния их здоровья, характера взаимоотношений между учащимися, взаимодействие учителей и учащихся на уроке и во внеучеб-ное время; планирование уч. и внеклассной работы с учащимися; проведение уч. работы по предмету (углубленное изучение разл. вариантов уч. программ, вариантов учебников и пособий, разл. дополнит, источников и т. п.); разработка тематических и поурочных планов, подготовка дидактических материалов и наглядных пособий к занятиям; проведение различных видов уроков, внекл. работы с учащимися, работы с родителями.
В процессе П. п. студенты принимают участие в работе метод. семинаров, в анализе уроков и др. видов занятий, анализируют собств. опыт работы.
Наиб. распространены такие формы и методы организации П. п., как проблемные семинары, консультации, конференции, собеседования, дискуссии, совещания и др. Большое значение имеет коллективный анализ деятельности студентов, самоконтроль и самоанализ, к-рые осуществляются как по содержательным критериям, характеризующим результат работы (качество знаний, умений и навыков, уровень поведения учащихся), так и по процессуальным, характеризующим процесс и динамику развития детей и учителя (степень изменения и развития по сравнению с нач. уровнем). Только объективная самооценка студентом уровня своей работы и своей подготовленности стимулирует его проф. самообразование и самовоспитание.
Объективной самооценке способствуют обоснование в уч. целях критериев оценки работы, сравнение качества работы на разных этапах П. п., анализ уровня знаний и умений учащихся, их развития и др.
Эффективность П. п. повышается, если практич. деятельность студентов приобретает исследовательский характер. Выполнение исследовательских заданий становится для ряда студентов основой курсовых и дипломных работ.
В период П. п. проявляется преимуществ, проф. направленность будущих специалистов, в т. ч. «на себя» или «на детей». Разный уровень проф. направленности, подготовленности, общего и проф.-личностного развития обусловливает необходимость учета индивид, особенностей студентов, дифференцированного подхода к ним, оказание конкретной метод. помощи каждому студенту, что является важным условием эффективности П. п.
Руководство работой практикантов осуществляют руководитель группы — методист. по специальности, учителя, классные руководители (наставники, воспитатели). Вузовские преподаватели проводят консультации для студентов.
П. п. объединяет составные компоненты проф. подготовки учителя и связанную с ними деятельность разл. кафедр и подразделений пед. уч. заведения Успешность П. п. в Значит. степени зависит от взаимодействия пед. уч. заведений с органами образования, от качества уч.-воспитат. работы в школе, уровня работы пед. коллектива, отношения его к студентам. наиб. успешно организуется П. п. в пед. комплексе «детский сад — школа — высшее пед. уч. заведение — внешкольное учреждение — предприятие». В этих комплексах преподаватели вуза проводят опытно-эксперим. работу, учителя включаются в научно-исследоват.работу кафедр, преподаватели вуза ведут занятия с воспитанниками, а педагоги образоват. учреждения — со студентами. Студенты во время П. п. становятся членами пед. коллективов образоват. учреждений и подчиняются их распорядку.
Осн. критерии оценки результатов П. п.: степень сформированности проф.-пед. умений у каждого студента; уровень теоретич. осмысления студентом своей практич. деятельности, ее целей, задач, содержания, методов реализации; уровень проф. направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям; уровень проф. культуры, способности к саморефлексии. Результаты П. п. оцениваются на основе систематич. анализа работы студента; беседы с учителями, классными руководителями (наставниками, воспитателями); анализа руководителями школы участия студента в ее работе; самооценки студентами степени своей подготовки к практич. работе и качества своей работы.
Лит.: Об уч. программах и режиме в пед. вузах, ун-тах и пед. техникумах, в кн.: Сборник приказов и инструкций по Наркомпросу РСФСР, М., 1932, № 64; О пед. практике в педвузах, там же, М., 1934, № 16, 34; Инструкция по организации и проведению пед. практики студентов пед. ин-тов, М., 1975; Пед. практика в системе подготовки будущих учителей, М., 1978; Пед. практика. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов, под ред. В. К. Розова, М., 1981; Абдуллина O. A., Загрязкина H. H., Пед. практика студентов. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов, М., 1989; Программа пед. практики студентов МГПУ, М., 1993; Jmproving teacher education in the United States, Blooming-ton, 1967; Resident supervisors handbook. Stan-ford University School of Education, Stanford, 1975—77. О. А. Абдуллина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
157.00 кб

Опыт педагогической практики

Зверева Юлия Юрьевна
Читать PDF
241.67 кб

Рефлексия в педагогической практике

Сальная Лейла Климентьевна
Анализируются понятие рефлексии, развитие представлений о рефлексии в философии, психологии, педагогике, раскрывается проблема профессиональной рефлексии преподавателя, рассматриваются теоретические и практические вопросы обучения
Читать PDF
620.03 кб

Место педагогической практики в ФГОС во

Косенко Людмила Леонидовна
В статье раскрывается роль педагогической практики в системе подготовки будущих педагогов на бакалавриате.
Читать PDF
949.58 кб

Инженерные игры в педагогической практике

Белоновская Изабелла Давидовна, Мельникова Алевтина Яковлевна
Представлен отечественный и зарубежный опыт применения профессионально-ориентированных игровых технологий в практике инженерного образования.
Читать PDF
6.85 мб

Гендерный подход в педагогической практике

Скоморохова Наталья Александровна
Достижение гендерного равенства во всем мире становится центральным моментом развития страны и человека, выступает важной частью той стратегии государства, которая опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включен
Читать PDF
1.87 мб

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗАХ

Платонова Раиса Ивановна, Неверкович Сергей Дмитриевич, Парфенов Иван Яниславович
Изучение исторической, целевой, структурно-содержательной сторон педпрактики, требований официально-нормативных документов в различные этапы истории России доказывает, что все нововведения, проявившиеся в ходе образовательных рефо
Читать PDF
212.88 кб

Этнокультурный генезис педагогических практик

Бим-Бад Борис Михайлович
В статье раскрывается значение этнокультурного генезиса воспитательных практик на разных этапах развития человеческого общества. Дается характеристика педагогических инициаций в истории человеческой культуры.
Читать PDF
112.75 кб

Дискурс как социальная педагогическая практика

Пономаренко Л.
Читать PDF
294.72 кб

Здоровье как ценность и педагогическая практика

Ищенко А.
Читать PDF
368.48 кб

Педагогическая практика на факультете математики

Стефанова Наталия Леонидовна
Проблема практической подготовки будущих специалистов того спектра профилей, которые реализуются в университете, должна рассматриваться в качестве ключевой проблемы нашей образовательной деятельности.
Читать PDF
865.58 кб

Секреты Н. И. Пирогова в педагогической практике

Дергунова Ю.А.
Николай Иванович Пирогов остался в истории не только как выдающийся анатом и хирург, но и неординарный деятель педагогической науки и народного образования.
Читать PDF
3.14 мб

Арт-дизайн в современной педагогической практике

Семенова Мария Андреевна
Введение. Социокультурная и экономическая перспективность современной выставочномузейной практики представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики.
Читать PDF
4.84 мб

Педагогическая наука и практика как единая система

Терегулов Филарит Шарифович
В работе рассмотрено взаимодействие педагогической науки и практики, представленное в виде двусторонне развивающейся динамичной системы. Показано, что связь между ними имеет открытое спиралеобразное строение.
Читать PDF
1.27 мб

Педагогическая деятельность как культурная практика

Ильина Нина Федоровна
В статье представлен анализ понятия «культура», охарактеризованы типы культуры, дано определение понятия «культурная практика» и раскрыт его педагогический смысл, выделены отличительные особенности субъекта профессиональной деятел
Читать PDF
324.93 кб

Профессиональные девиации в педагогической практике

Белякова Лариса Юрьевна
Рассматривается проблема профессиональной девиации в педагогической практике: основные формы проявления и факторы, способствующие развитию этого феномена. Проводится категориальный анализ понятия «жестокое обращение с детьми».