Широко используются два наиболее общих определения практической психологии, которые отражают суть ее задач: она представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер (образования, здравоохранения, производства) и создает особую сферу психологических услуг. Два типа задач представлены в структуре психологической службы образования в виде прикладного и практического аспектов. Специфика прикладного подхода — изучение психологической реальности в интересах педагогической деятельности; практический аспект предполагает организацию непосредственной работы психологов с этой реальностью в системе образования. Основные направления деятельности педагогов-психологов — психологическое сопровождение учебно-воспитательных процессов в образовательном учреждении (прикладной аспект) и оказание квалифицированной психологической помощи детям и семье (практический аспект). В прикладном аспекте работа психолога ориентирована на ресурсы и возможности учреждения образования. Ключевые позиции здесь занимают педагоги. Функция психолога — содействовать работникам образования в грамотном использовании психологических знаний и эффективном решении педагогических задач.
Прикладной аспект психологической службы предполагает:
1) осуществление психологической составляющей:
- проектирования развивающей образовательной среды; - нормирования и совершенствования образовательной практики
в ее направленности на актуализацию личностного начала в ребенке;
- гуманитарной экспертизы образовательных процессов; 2) мониторинг состояния психологического здоровья обучающихся;
3) психологическое обеспечение преемственности общественного образования и семейного воспитания.
В практическом аспекте психологическая помощь реализуется в ответ на запрос со стороны детей или их родителей. Здесь работа педагога-психолога, действующего в интересах ребенка, нацелена на своевременное решение конкретных психологических проблем и оптимизацию отношений детей и родителей в рамках семейного воспитания.
Практический аспект психологической службы включает:
1) оказание первичной и пролонгированной психологической помощи детям и семье;
2) разработку и реализацию психологически ориентированных оздоровительных и образовательных программ для детей, подростков и их родителей;
3) решение специальных задач: консультации по вопросам психологической готовности детей к вхождению в школьную жизнь, профориентация подростков.
Условие реализации практического аспекта деятельности психологов — сочетание оказания и принятия психологической помощи. Принятие помощи психолога — особый труд, связанный с мобилизацией интеллектуальных и волевых ресурсов личности. Без пробуждения внимания, интереса и доверия к этому труду психологическая помощь не дойдет до адресата. Залог успеха работы психолога в целом — культура профессиональной кооперации, обеспечение комплементарности (взаимодополнения) и коллегиального подхода к решению проблем развития и образования детей.
А.В.Шувалов
Литература: Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.
Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии, 2001, № 6. С. 66–79.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005