ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Найдено 1 определение
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
Подход к обучению, разработанный на основе когнитивной психологии. Возник в противовес бихевиористскому подходу. Его авторами считаются Дж. Брунер и В. Риверс (Rivers, 1989). В основе изучения языка в рамках этого подхода лежит принцип сознательности и утверждение, что в изучении и овладении иностранным языком лежат умственные процессы и действия, основанные на их понимании. Этот подход также базируется на способности учащихся организовать свою учебную деятельность сознательно. В основе подхода лежат следующие положения: 1) обучение языку не должно опираться лишь на восприятие и механическое заучивание единиц языка и правил, учащихся следует вовлекать в активный процесс познания сути изучаемых явлений с использованием стратегий овладения языком; 2) учащиеся должны являться активными участниками процесса обучения, при этом следует учитывать их интересы и индивидуальные особенности памяти и восприятия; 3) процесс учения носит не только личностный, но и социально обусловленный характер, когда учащиеся, как и в реальном мире, общаются друг с другом и преподавателем, по этой причине следует вовлекать учащихся в процесс взаимного познания и понимания друг друга и сотрудничества в период занятий. Этот подход реализуется в грамматикопереводном и сознательно-практическом 6 .методах обучения. С появлением коммуникативного подхода в отечественной и зарубежной методике возникла тенденция недооценки П. п. в связи с его установками на заучивание правил и овладение системой языка часто в ущерб практическому овладению языком. В то же время нельзя недооценивать его роль. Хотя такие процессы при П. п. имеют приоритетное значение, однако и при других подходах к обучению их роль достаточно велика и проявляется в разной степени на всех уровнях овладения языком: а) на уровне правила (выполнение речевых действий в соответствии с правилом, которое ведет к образованию речевого автоматизма); б) на уровне значения (понимание учащимся значения языковых единиц и способов ими пользоваться в процессе общения); в) на уровне речевой деятельности (умение строить высказывание в соответствии с замыслом); г) на социальном уровне (осознание содержания высказывания, его функции: совет, просьба, возражение и т. д.); д) на культурологическом уровне (осознание учащимися того, насколько высказывание соответствует социокультурным нормам носителей языка); е) на рефлексивном уровне (способность оценить эффективность своей работы, выбрать наиболее приемлемые стратегии обучения). См. когнитивный подход.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
186.49 кб

Основные подходы к развитию познавательной деятельности

Слепухина Н.С.
Читать PDF
445.17 кб

Философия как познавательная деятельность: неклассические подходы

Тарасов Олег Владимирович
В статье рассматривается вопрос о познавательном статусе философии в свете основных неклассических подходов к его решению.
Читать PDF
358.36 кб

Развитие познавательной активности учащихся на основе системного подхода

Шонин Максим Юрьевич
В педагогической теории сложился определенный стереотип неоднозначного восприятия и, соответственно, употребления педагогических понятий, что нередко приводит к очевидной смысловой путанице, а в некоторых случаях к прямой подмене
Читать PDF
210.00 кб

Деятельностный подход к коррекции познавательной сферы младших школьников

Киракосян Анна Хачатуровна
Рассмотрены основные требования к коррекции познавательной сферы младших школьников в соответствии с деятельностным подходом в психологии, которые до сих пор не реализуются.
Читать PDF
152.15 кб

Новый концептуальный подход в изучении познавательных способностей учащихся

Соловьева Ольга Владимировна
Статья является результатом теоретико-экспериментального изучения познавательных способностей учащихся в ходе школьного онтогенеза.
Читать PDF
499.84 кб

Метафора в познавательном процессе и ее роль в философии: изменение подходов

Береснева Наталья Ириковна, Абраменко Вячеслав Игоревич
Авторы анализируют процесс постепенного усиления эпистемологического статуса метафоризации в связи со сменой научной парадигмы.
Читать PDF
364.19 кб

Личностно ориентированный подход к развитию познавательной активности учащихся

Оганнисян Л.А., Мусливец С.А.
В статье рассмотрены принципы личностно ориентированного образования, которые оказывают существенное влияние на развитие педагогических теорий на современном этапе.
Читать PDF
191.07 кб

Системный подход как познавательная модель социологического исследования семьи

Пьянов Александр Иванович
Рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования нового содержания системного подхода как интегральной познавательной модели социологического исследования семьи в совокупности ее институциональной, групповой и лично
Читать PDF
135.18 кб

Деятельностный подход к оценке сформированное™ познавательной само стоятельности

Субанаков Александр Карпович
В статье анализируется деятельностный подход к проблеме оценки сформированности познавательной самостоятельности, которая рассматривается как качество личности, составляющее основу умения учиться.
Читать PDF
940.98 кб

Субъектно-деятельностный подход к формированию познавательной активности студентов

Крутова И.Ю.
Данная статья посвящена методологическому анализу исследования познавательной активности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком, что является сложной и многоаспектной педагогической задачей.
Читать PDF
253.77 кб

Учебные познавательные задачи по биологии и возможные подходы к обучению их решению

Демьянков Е.Н.
В статье рассматриваются особенности обучения решению задач начальной школы и возможной пролон-гации обучения решению учебно-познавательных задач по биологии в основной школе.
Читать PDF
771.41 кб

Здоровьесберегающий подход к организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Лукьянова Юля Сергеевна
Цель: раскрытие путей здоровьесберегающей организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Материал: анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов.
Читать PDF
293.27 кб

Квалитативно-синергетический подход к формированию познавательной самостоятельности студентов

Кулагина Евгения Викторовна
Показано применение квалитативно-синергетического подхода к формированию познавательной самостоятельности студентов.
Читать PDF
291.35 кб

Квалитативно-синергетический подход к формированию познавательной самостоятельности студентов

Кулагина Евгения Викторовна
Показано применение квалитативно-синергетического подхода к формированию познавательной самостоятельности студентов.
Читать PDF
603.86 кб

Об активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода

Петунин О.В.
В статье рассматривается проблема активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода.