Познание

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Познание
приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПОЗНАНИЕ
процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Познание
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Познание
деятельность, направленная на приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПОЗНАНИЕ
процесс отражения и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ПОЗНАНИЕ
обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ПОЗНАНИЕ
обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом к-рого является новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

Источник: Педагогический словарь

ПОЗНАНИЕ
процесс, в котором различие и сходство н аходятся в неп рерывном единстве. Сравнение органически входит во всю практическую деятельность людей. Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой – протяженность материальных объектов.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ПОЗНАНИЕ
процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у учащихся возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах; через познание постигается сущность предметов и явлений.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Познание
обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Целью П. является достижение объективной истины. П. – необходимый момент практической деятельности общества. П. начинается с «живого созерцания», которое ведет к «абстрактному мышлению». Первое из них осуществляется в форме ощущений, восприятий, представлений, а второе – в форме понятий, суждений, умозаключений.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПОЗНАНИЕ
процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. В познании выделяют два уровня: чувственное познание, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках последнего – познание человека, познание природы и познание общества. Различные стороны процесса познания исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т. п. Общее учение о познании дает философская теория познания – гносеология. Литература: [61].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ПОЗНАНИЕ
процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или иной мере) усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением. П. осуществляется посредством познавательных психических процессов: ощущений, восприятия, внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и речи.
Познавательная деятельность — процесс мыслительных действий, имеющий своей целью расширение кругозора, развитие любознательности, формирование потребности в образовании и самообразовании, стимуляцию интеллектуального развития ребенка и овладение им системой научных знаний и представлений.
Познавательная потребность — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
Познавательное задание — определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Традиционно познавательные задания делят на образные, логические и оценочные.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Познание
это процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания. В процессе изучения человек простраивает мысленную модель познаваемого, как бы «складывая» и систематизируя добытые знания и представления о факте как объекте познания. Так складывается простая осведомленность о чем-то. Сущность познания и его технологию разные авторы видят по-разному. Наиболее популярна сегодня концепция познания, основанная на следующих идеях: данные чувственного опыта, ставшие аксиомами, позволяют делать разные заключения при столкновении с новыми фактами; данные опыта связываются между собой логически, а также интуитивно; строгими являются лишь частные утверждения, логически выведенные из аксиом; получаемые вновь утверждения вновь соотносятся с чувственным опытом, уточняются, дополняются, корректируются. В то же время православная педагогика рассматривает познание как акт откровения, как результат духовного опыта: в меру духовности человеку открывается мир, что и составляет процесс истинного ведения и движения к Истине. В настоящее время теория познания стала учебным предметом в старших классах, включенным в некоторых странах в стандарт образования. Незнание теории познания становится тормозом в развитии образования, сдерживающим развитие творческого и критического мышления.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Познание
процесс получения человеком объективно новых сведений об объективной реальности; деятельность, обеспечивающая получение людьми ранее неизвестных сведений о природе, обществе, технике, способах деятельности. В процессе познания создаются или пополняются познаваемые элементы объективного опыта человечества. Понятие объективной новизны связано с уровнем развития коммуникаций и наличием средств, в которых объективно накапливаются соответствующие сведения. Например, при выдаче свидетельства на открытие (о результатах познания особенностей объективного мира) пользуются понятием мировой новизны, при выдаче патента на изобретение в ряде стран используется экспертиза на новизну только в стране, в органы которой поступила заявка. Принято считать моментом возникновения нового элемента объективного опыта человечества момент опубликования сведений о нем в любой форме (публичное выступление, статья, учебное пособие, художественное произведение и т.п.). Познание может осуществляться как попутно в любой деятельности (см. 3.4), так и в процессе осуществления деятельности, специально направленной на исследование или отображение нового (см. 3.5-3.6). Оно может осуществляться и латентно (см. 3.7). В традиционной педагогической литературе и работах по психологии образования часто используется термин «познавательная деятельность» для обозначения любых процессов восприятия информации. Здесь этот термин не используется, поскольку восприятие, познание, усвоение - психологически очень разные процессы.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ПОЗНАНИЕ
Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений), всегда включенное в восприятие, представляющее собой отражение предметов и явлений в целом, во всем многообразии их свойств. Ранее воспринятые предметы и явления (отсутствующие в данный момент) воспроизводятся в форме представлений. Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов и составляют чувственное отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств и дающее знание о непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и явлений. П. существенных, непосредственно не воспринимаемых свойств объектов достигается путем мышления, результаты которого закрепляются, обобщаются и передаются другим людям с помощью речи. Источником П. и критерием его истинности, объективности является практика, практическая деятельность человека. Общее философское учение о П. дает принципиальное основание для решения вопроса о соотношении наглядного и словесного обучения. Обучение должно опираться на наглядные образы, непосредственно воспринимаемые обучающимся (см. принцип наглядности), а важнейшим средством усвоения знаний и формирования навыков и умений является собственная деятельность обучающегося, специально организованная и руководимая преподавателем с учетом содержания учебного материала и особенностями (индивидуальными, возрастными) учащегося.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПОЗНАНИЕ
совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Выделяют такие формы познания, как научное и ненаучное познание, причём к последнему относят обыденное и художественное познание, мифологическое и религиозное. Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический – в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
- Художественное познание – отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нем и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Мифологическое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистическидиалогический характер (Кохановский В. П. Основы философии науки. – М. : Феникс, 2007. – 608 с.). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ПОЗНАНИЕ
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного П. (познаваемости мира) является центральной темой гносеологии, или эпистемологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (Средние века), "знания и незнания" (Новое время). Для классической философии процесс П. - это созерцание. П. при этом интерпретируется в двух осн. ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную мысль. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент практики, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. Аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, рассматривающих П. как научный анализ знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логический и семиотический инварианты, но не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его осн. формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Особым видом П. выступает П. самого себя, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОЗНАНИЕ
Познание неразрывно связано с сознанием. Сознание как свойство нашего мозга отражает объективную реальность; сознание может функционировать лишь в процессе познания мира, а познание может осуществляться только при наличии сознания у человека. Познание человеком окружающей действительности началась вместе с формированием человека и его сознания в результате трудовой деятельности. В процессе исторической практики в человеческом познании оформились две относительно самостоятельные ступени: чувственная и логическая. Чувственное познание связано с деятельностью органов чувств человека: его особенностью является то, что оно осуществляет непосредственную связь человеческого сознания с материальным миром. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение — это первый непосредственный результат соприкосновения человека с внешним миром. Воздействуя на человеческие чувства, объекты вызывают различные ощущения (зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные). Ощущения — это превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания: ощущение — субъективный образ объективно существующих предметов и процессов. Вторая, более высокая, форма чувственного познания — восприятие; оно отражает не отдельные свойства (цвет, форма, размеры) предмета, а их совокупность, единство (то есть так, как эти свойства присущи самим объектам). Третья, и самая высокая форма чувственной ступени познания — представление. Представление — это целостный образ предмета, созданный на основе прошлых восприятий, сохраненный и вызываемый в сознании посредством памяти. Представление содержит в себе моменты обобщения множества воспринимаемых предметов, т.е. рациональные моменты. Представление — посредник между чувственным и рациональным познанием. Формы чувственной ступени познания ограничены по своим отражательным возможностям. При их посредстве отражаются явления, внешние поверхностные связи и отношения, но только на их основе невозможно проникнуть в сущность и закономерности вещей и процессов. Чувственный субъект познаёт факты, но ещё не в состоянии раскрывать законы, которым подчиняются эти факты. Законы, сущность явлений человек познает на абстрактно-логической ступени познания — посредством мышления. Мышление — это опосредованное, обобщенное осознание (познание) действительности. Формы чувственного познания — ощущения, восприятия и представления — строительный материал, на котором базируется и развивается человеческое мышление. Человеческое познание, совершающееся посредством мышления, проникает в сущность предметов и выражает её с помощью понятий, суждений, умозаключений. Понятие образуется путем отвлечения (абстрагирования) от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным ступеням, а, следовательно, и тем реальным явлениям, которые отражены в этих образах. Понятия содержат в себе концентрированную сущность знания об объекте. Второй важной формой логической ступени познания является суждение. Каждую свою мысль человек высказывает с помощью суждения; с помощью суждения человек отрицает или утверждает что-то о чем-то. В суждении отражаются качества предметов и особенно — отношения между предметами. Диалектика, присущая суждениям, отражается во взаимосвязи между субъектом и предикатом, из которых состоят суждения (например, в суждении: роза есть растение, субъект - роза, предикат - растение). Субъект всегда выделяет функции отдельного, а предикат — общего. Третьей формой логической ступени познания является умозаключение. В умозаключении из нескольких верных суждений, служащих предпосылкой, выводится новое знание об объектах. Умозаключение — средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека. Конечной целью познания является истина. Но что такое истина? Истина — верное отражение в нашем сознании объективной реальности. Следовательно, истина объективна по своему содержанию. Это значит, что наши знания, чтобы быть истинными, должны соответствовать объективному миру, а не быть произвольными, субъективистскими конструкциями. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ПОЗНАНИЕ
воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. деятельности.
Выделяют разл. формы П.: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологич., худож. и науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. и гуманитарное П. Как специфич. вид рассматривается фил ос. П.
Существуют также разные культурно-ист. типы П. Так, напр., в античности идеал П. связывался с пониманием природных процессов — дедуктивным выведением следствий из отд. посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания. В знании и ведущем к нему П. виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. — развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, — как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым; П. уподобляется в ряде отношений коммуникации.
Если классич. наука и классич. философия связывали П. с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. все более выявляется важная познават. роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погруженность П. в культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. статуса лишь за последним в совр. условиях подчеркивается многообразие видов познават. деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.
П. считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учета его включенности в деятельность и в коммуникацию.
Особая форма П. — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).
П. изучается рядом науч. дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец. разделе философии — теории П. Механизмы познават. деятельности отд. человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. деятельности — предмет социологии П. и культурологии. Ист. развитие науки как специфич. формы П. изучается историей науки. Специфич. проблемы логич. организации науч. знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
425.22 кб

Познание организованной активности детей в социуме

Кирпичник Анатолий Григорьевич, Басов Николай Федорович
Читать PDF
158.88 кб

Познание трудового потенциала работника как социальная проблема

Шаталова Н. И.
В статье анализируется познание трудового потенциала. Выделены три основные цели познания трудового потенциала: научная, учебная и практическая.
Читать PDF
268.93 кб

Художественное познание музыки в классе фортепиано: интонационный подход

Свирская Ольга Евгеньевна
Обосновывается методологический подход к анализу музыки с позиций интонационной теории.
Читать PDF
378.87 кб

Познание мира ребенком как психолого-педагогическая проблема

Данилова Елена Юрьевна
Анализируется понятие «познание мира» в трактовках разных авторов.
Читать PDF
184.03 кб

Педагогическое проектирование как познание и преобразование окружающего мира

Оберемко Т.В.
Читать PDF
3.01 мб

Познание – покорение – уничтожение: ценностный компонент в преподавании естествознания в начальной ш

Козлова М. А.
В статье на основе анализа содержания учебников естествознания для начальной школы и методических пособий для учителей естествознания рассматриваются транслируемые школьникам ценностные ориентации и модели поведения по отношению к
Читать PDF
507.93 кб

Познание – наивысший аффект: еще раз о когнитивной компетенции

Булкин А. П.
В статье анализируется познавательная деятельность в формах gnosis и cognitio, выявляются их различия с точки зрения места и роли в жизни человека, объектов исследования, мотивации субъектов деятельности, содержания.
Читать PDF
11.81 мб

Познание и творчество в социализации студентов профессиональных колледжей

Евтушенко С. В.
По мнению автора статьи, познание и творчество основа социализации студентов профессиональных колледжей. В статье приводятся аргументы в пользу развития этих образовательных направлений.
Читать PDF
163.74 кб

Познание как основа развития личности школьника

Шихалиев Ханали Шихалиевич, Хаджарова Индира Магомедовна
В статье речь идет об организации процесса обучения математике в школе на основе взаимосвязи познаваемого объекта с различными другими объектами и материалом в целом, что становится гарантом повышения качества знаний учащихся и их
Читать PDF
144.56 кб

Логическое познание и групповые формы учебной работы как фактор интенсификации обучения

Осипов Дмитрий Леонидович, Остапенко Владимир Иванович
Проникновение в сущность учебного материала осуществляется путем составления с использованием операций формальной логики проблемных вопросов («Анкет обратной связи»).
Читать PDF
316.71 кб

Профессиональное познание как феномен рефлексии профессионального мышления в новом осмыслении профес

Шатин Андрей Юрьевич, Елисеев Евгений Вадимович
Показано, что на семантической основе современного понимания профессионально-познавательных потребностей и познавательных интересов может формироваться и новое отношение к интегративным целям, коллективным идеалам и результатам пр
Читать PDF
243.37 кб

Познание Вятского края ресурсами краеведения во внеурочной деятельности гимназии (из опыта работы МО

Юдина Елена Владимировна, Амосова Екатерина Александровна
В статье представлен опыт работы гимназии по духовно-нравственному воспитанию учащихся на краеведческом материале в рамках проекта «Вятский край. Краеведение».
Читать PDF
0.00 байт

Сущность и значение интеграции предмета Познание мира на уроках изобразительного искусства и музыки

Рустамова Лейла Вагиф Кызы
Статья посвящена интеграции предмета «Познание мира» на уроках изобразительного искусства и музыки в начальных классах.
Читать PDF
106.71 кб

Использование плакатов как наглядного материала в образовательной области «Познание»

Завьялова Л.А., Назарова Е.В.
Целью статьи трансляция опыта работы с детьми в образовательной области «Познание» с использованием наглядного материала серии магнитных плакатов с карточками «Природные сообщества» и «Птицы зимой».
Читать PDF
0.00 байт

Навстречу мечте через труд и познание

Комарова Жанна
Одни люди проживают жизнь по инерции, радуются удачам и расстраиваются, когда они обходят их стороной, сетуя при этом на судьбу, другие путем проб и ошибок ищут свое предназначение, а найдя следуют ему неотступно.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Эмпирическое познание

    познание особенностей объективного мира в процессе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение повседневных непознавательных потребностей.
  • Художественное познание

    сложный процесс постижения формы, содержания и значения художественного явления. Вследствие познания художественного произведения у читателя складывается представление об искусстве слова, чел
  • Научное познание

    исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
  • Сокровенное познание

    познание особенностей материальных или идеальных объектов, о результатах которого субъект сообщает другим людям, не имея возможности подтвердить их общепризнанными способами верификации, доказ
  • ПОЗНАНИЕ (ПОЗНАВАНИЕ)

    усвоение и приобретение совокупности содержательных сведений как деятельность познающего субъекта, от активности которого зависит овладение предметом познания и понимание его сущности. Обыден
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

    совокупность средств, методов, приемов, используемых в процессе познания; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
  • Межпарадигмальный подход в познании

    снятие ограничений отдельных подходов и способов постижения бытия, сформировавшихся в рамках одной парадигмы, вне которой всегда остается «часть» рассматриваемого предмета. По И.А. Колесниковой
  • Древо познания добра и зла

    это то же «древо жизни», которое, согласно христианскому учению, росло посреди Рая. Его плоды было запрещено вкушать первочеловеку. Но человек вкусил, вопреки заповеди Божией. И тогда понял, узнав н
  • СТИХИЙНО – ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

    процесс познания, в котором получение знания не отделено от общественно практической деятельности людей, а основным источником знаний являются разнообразные практические действия с объектами п
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    способ добывания достоверных фактов о реальной действительности знаний, о существующих связях между явлениями и тенденциях их развития, обобщение добытых сведений и их оценка.
  • Методология научного познания

    учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
  • НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

    познавательная деятельность в форме научного исследования, осуществляемая специальными людьми (учеными, исследователями, научными работниками) с помощью специальных средств познания (материаль
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

    философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволил
  • Теория познания

    учение об источниках и основных закономерностях познавательного процесса, формах и методах постижения человеком окружающего мира.
  • ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ПОЗНАНИЯ

    система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следств
  • Функциональная система двигательного действия как объекта познания и предмет преподавания

    1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и
  • Специфика художественного познания

    особенность эмоционально-логической работы читателя (исследователя, ученика), характеризующаяся как индуктивным (через единичное, конкретно-чувственное восприятие образа – к осознанию общей ид
  • Метод научно-педагогического познания

    способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности; знаний о существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития; спо