ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Найдено 1 определение
ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
речь, создаваемая в ситуациях праздника или торжества, содержащая похвалу и благопожелания по поводу адресата или предмета данного торжества. П.р. — наиболее простой, но чрезвычайно важный для жизни любого общества и человека вид речи.
П.р. как вид торжественного красноречия появилась ещё в античные времена. Этот род речей назывался в античности эпидейктическим (от греч. επιδεικξις — ‘похвала’ или ‘хула’). Его цель — показать прекрасное в предмете речи; торжественная, праздничная речь произносится по поводу настоящего праздника, она должна соединить прошлое и будущее, как бы оценив прекрасные деяния, совершённые в прошлом и прогностически пожелав прекрасного будущего, выразив эти поздравления и пожелания добрыми и светлыми словами.
Исторически Аристотель был первым, кто исчислил систему «благ» (общих мест), о которых мы говорим, рассуждая о счастье. «Ведь в сущности, — пишет Аристотель, — всё, о чем говорят люди, касается счастья». Великий философ выделил и определил добродетели или «общие места», характерные для поздравительной речи, актуальные и сегодня: обилие друзей, хорошая семья, слава, почёт, богатство; к добродетелям физическим относим здоровье, силу, красоту, статность, ловкость,к добродетелям духовным — справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, скромность, мудрость.Аристотель советовал: «Если ты не находишь, что сказать о человеке самом по себе, сравни его с другими. Следует сравнивать человека с людьми знаменитыми, потому что если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого выиграют».
История П.р. в России необыкновенно богата. Она начинается практикой торжественного красноречия в Древней Руси (написанием и произнесением различных «слов», проповедей), где фиксировались духовные и культурные ценности средневекового человека (см., напр., «Слово в новую неделю по пасце» Кирилла Туровского). Теория построения П.р. изложена впервые в русских рукописных риториках XVII — начала XVIII вв. В «показательном (лат. с1етоп81гайуит) роде речей» излагалось учение о похвале «лиц, вещей, дел» («Риторика» Софрония Лиху да, сочинения Амвросия Серебреникова).
Теория П.р. развивается современными учёными (Н.И. Формановская, А.К. Михальская) и определяется как «наименование этикетной ситуации общения, когда в ответ на благоприятное событие (напр., праздник) говорящий посылает адресату благо-пожелания. Событие может быть как общенародным праздником, так и личным, включая достижения разного рода» [Формановская 2003: 481-482]. А.К. Михальская определяет главную функцию и общую цель эпидейктической речи как воодушевление и сплочение аудитории.
Современную П.р. можно классифицировать по следующим параметрам.
1) Ситуации, или обстоятельства речи, по поводу которых произносится речь: день рождения, юбилей, свадьба, рождение ребенка, крестины, проводы в армию, бракосочетание, государственные и исторические праздники (9 Мая, День России, День города и т.д.) и т.д.
2) Официальные/неофициальные поздравительные речи. Именно на основании этого разделения мы отмечаем официальность, лаконичность и сдержанность государственных речей, произносимых преимущественно крупными политиками в дни всенародных праздников (Новый год, День Победы, День города и пр.); отсюда же оживлённость, эмоциональность, остроумие, шутливость семейно-бытовых поздравлений.
3) Фактурность речи (письменные/устные/электронные).
4) Форма речи (стихотворные/прозаические). Раньше стихотворные похвальные речи относились к высоким жанрам поэзии (напр., ода, послание), но в современном обществе, если это не стилизация высоких жанров, то зачастую они проигрывают прозаическим речам по оригинальности их построения, словесному наполнению и выражению. Впрочем, пример яркого и выразительного стихотворного поздравления — «Послание 75-летнему К.И. Чуковскому от 70-летнего С. Маршака»: Чуковскому Корнею / Посланъе к юбилею. / Я очень сожалею, / Что всё ещё болею/ И нынче не сумею/ Прибыть на ассамблею, / На улицу Воровского, / Где чествуют Чуковского.
5) По жанровой принадлежности: речь-выступление, адрес (обычно зачитывается), тост (в застолье), открытка, хоровая песня и т.д.
Ключ к успеху в создании П.р. находится в своеобразии содержания и стиля, когда накопленные оратором идеи выражаются в оригинальной композиционно-стилистической форме. В частности, приёмами («топосами») создания П.р. могут быть: 1) афористичное высказывание — его произносят и развивают в тостах; 2) яркое воспоминание из жизни, связанное с адресатом речи; 3) какое-л. ключевое слово или словосочетание, обыгрываемое со всех сторон в поздравлении; 4) поздравление, основанное на презентации подарка и объяснении его метафорического смысла по отношения к адресату.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2007; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996; Ораторы Греции / сост. и науч. подг. текстов М.Л. Гас— парова. М., 1985; Правила светской жизни и этикета. СПб., 1889; Формановская Н.И. Поздравление! // КРРЭСС. М., 2003; Шаталова С.В. Эпидейктические жанры речи: АКД. Ярославль, 2009; Шевырев С.П. История Московского университета (к столетию со дня основания в 1755 году). М., 1855.
Т.В. Аннушкина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.