ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. Продолжительность курсов П. к. в зависимости от их целевой установки может варьироваться (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). И. В. Мухортова
Источник: Глоссарий современного образования.
Повышение квалификации
Professional Training) — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которого является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного образования в образовательных учреждениях соответствующих ступеней. Повышение квалификации — одна из форм реализации концепции обучения в течение жизни, поддерживаемой Болонским процессом.
Повышение квалификации
1) вид дополнительного профессионального образования, предполагающий обновление и усовершенствование полученных ранее профессиональных знаний, умений, способов профессиональной деятельности в соответствии с изменениями в профессиональной деятельности, общественной жизни, информационных технологиях, в рамках имеющейся специализации или квалификации. 2) Приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологической переориентации на основе запросов и потребностей специалистов и изменений в профессиональной сфере. 3) Учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)
Повышение квалификации
обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Повышение квалификации
обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. В Российской Федерации становление системы повышения квалификации относится к середине 20-х гг. В 1925 году в Москве созданы первые курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей. Учебные заведения повышения квалификации вскоре стали действовать во многих отраслях хозяйства; в их числе были 11 промышленных академий, Высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах. В системе повышения квалификации создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Срок обучения с отрывом от работы составлял, как правило, 1–2 месяца, без отрыва от работы – 3–4 мес. В конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, св. 560 факультетов при вузах, св. 600 различных курсов. Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности повышения квалификации как удовлетворения образовательных потребностей. Современная система повышения квалификации представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, научно-исследовательских учреждений и информационных служб, реализующих дополнительные профессиональные программы.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
процесс, включающий первичное освоение нового рабочего места, усовершенствование квалификации и переподготовку. При разработке программ повышения квалификации педагогов в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ) важно определиться с ценностными основаниями, которые обусловливают всю архитектонику программы как модели образовательной практики. Эти ценностные основания можно представить как принципы, определяющие формирование содержания процесса повышения квалификации и его организационные формы. В основу разработки содержания программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ может быть положена следующая совокупность принципов:
релевантности (соответствие содержания программ, предполагаемых результатов обучения профессиональным – специально-предметным, психолого-педагогическим, включая коммуникативные, социально-педагогическим, включая ориентации на социальное взаимодействие – запросам педагогических кадров образования);
субъектности (участие обучающихся в конкретизации содержания образовательных программ, параметров качества обучения по избранным программам);
индивидуализации (возможность осваивать программы повышения квалификации в области ИКТ с опорой на психологические, характерологические особенности обучающихся, их временные, организационные ресурсы);
конкретности и адекватности (максимальный учет специфики образовательных учреждений, где работает обучающийся и педагог, включая целевые ориентиры, организационно-методические, кадровые, материально-технические возможности);
дифференциации (построение разноуровневых программ, в которых учтены ресурсные характеристики обучающихся, особенности их профессиональной деятельности, приоритеты, должностные обязанности);
вариативности (множественность форм, способов, приемов реализации образовательных программ);
модульности (сочетание инвариантной и вариативных компонентов, их варьирование в зависимости от задач обучения).
релевантности (соответствие содержания программ, предполагаемых результатов обучения профессиональным – специально-предметным, психолого-педагогическим, включая коммуникативные, социально-педагогическим, включая ориентации на социальное взаимодействие – запросам педагогических кадров образования);
субъектности (участие обучающихся в конкретизации содержания образовательных программ, параметров качества обучения по избранным программам);
индивидуализации (возможность осваивать программы повышения квалификации в области ИКТ с опорой на психологические, характерологические особенности обучающихся, их временные, организационные ресурсы);
конкретности и адекватности (максимальный учет специфики образовательных учреждений, где работает обучающийся и педагог, включая целевые ориентиры, организационно-методические, кадровые, материально-технические возможности);
дифференциации (построение разноуровневых программ, в которых учтены ресурсные характеристики обучающихся, особенности их профессиональной деятельности, приоритеты, должностные обязанности);
вариативности (множественность форм, способов, приемов реализации образовательных программ);
модульности (сочетание инвариантной и вариативных компонентов, их варьирование в зависимости от задач обучения).
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к середине 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей. Учебные заведения П.к. вскоре стали действовать во мн. отраслях хозяйства; в их числе были 11 промышленных академий, Высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах. В системе П.к. создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Срок обучения с отрывом от работы составлял, как правило, 1-2 мес, без отрыва от работы - 3-4 мес. В конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 Институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, св. 560 факультетов при вузах, св. 600 различных курсов. Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образовательных потребностей. Современная система П.к. представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, научно-исследовательских учреждений и информационных служб, реализующих дополни- тельные профессиональные программы. В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием; непрерывность П.к. на протяжении всего периода педагогической деятельности; согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы П.к.; опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта. Эта работа осуществляется на курсах П.к. при Академиях повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Институтах усовершенствования учителей, на факультетах повышения квалификации при вузах. Этими же учреждениями проводятся различные тематические, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться. См. также Переподготовка кадров
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
вид дополнит. проф. образования, обновление и углубление полученных ранее проф. знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образоват.потребностей, связанных с проф. деятельностью.
В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к сер. 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва адм и хоз руководителей Уч заведения П.к. вскоре стали действовать во мн отраслях х-ва, в их числе были 11 промакадемий (ев 3 тыс чел), Высшие экон.курсы и ф-ты особого назначения при вузах. Регулярное П.к. постепенно распространялось на многочисл. категории работников, в т.ч. врачей, учителей и др. В СССР с кон. 60-х гг. П.к. охватывало руководящих работников и специалистов промети, стр-ва, транспорта, связи и торговли В системе П.к. кадров создавались отраслевые и межотраслевые ин-ты, ф-ты и курсы На П.к. направлялись лица со средним, ср. спец. и высшим образованием. Срок обучения с отрывом от работы, как правило, 1—2 мес, без отрыва от работы — 3—6 мес, в зависимости от должностной категории С 1977 руководящие работники и специалисты нар. х-ва были обязаны проходить П.к. не реже одного раза в 6 лет. В кон. 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 ИПК и ин-тов усовершенствования, 188 их филиалов, в 560 ф-тов при вузах, ев 600 курсов при мин-вах, ведомствах, орг-циях и учреждениях В качестве перспективы рассматривалась задача создания единой гос. системы П.к. Ежегодно в системе П.к. обучалось ок 3 млн чел, в уч процессе было занято ев 60 тыс преподавателей, среди них 70% — специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития произ-ва, адм -командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы П.к. была излишне формализована и не всегда эффективна.
Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образоват.потребностей Совр. система П.к. представляет собой совокупность уч заведений (подразделений) разл. органи-зац -правовых форм, а также органов управления ими, и — и учреждений и информац. служб, реализующих дополнительные проф. образоват.программы.
Организац. -метод руководство и координацию деятельности уч заведений системы дополнит проф. образования осуществляет гос. к-т Рос. Федерации по высшему образованию Создан (1992) Координац совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов.
В 1994 в системе дополнит проф. образования действовали 7 академий, 190 ИПК, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 ин-тов усовершенствования учителей и врачей, 297 ф-тов при вузах, более 140 разл. курсов и школ В уч заведениях занято ев 2 тыс штатных преподавателей (в т.ч. дера наук, профессора — 3%, доценты — 67%) и ев 27 тыс преподавателей на условиях почасовой оплаты труда.
Осн. направлениями П.к. в отраслях экономики стали вопросы предпринимательства, менеджмента, бизнеса, приватизации, внешнеэкон.деятельности.
В уч. процессе широко используются новые пед.и информац. технологии, проблемные лекции, деловые игры, разбор практич.ситуаций. Большое внимание уделяется экон, правовой, экологич.подготовке (к-рая связана с конкретными производств задачами), изучению достижений науки и техники, актуального опыта.
Ежегодно в системе П.к. обучается ок 2 млн руководителей и специалистов.
Подготовка и П.к. рабочих осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в у ч заведениях проф. -тех образования и на разл. курсах.
В заруб. странах П.к. специалистов проводится, как правило, на базе вузов, в у ч подразделениях и на курсах, организуемых отд. фирмами. Определенную роль в организации П.к. специалистов играют также проф. ассоциации и т.п.
В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием Основополагающие принципы этой системы сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность П.к. на протяжении всего периода пед.деятельности, согласованность и преемственность функционирования разл. звеньев системы П.к., опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образоват.системы, достижений пед.науки и актуального пед.опыта.
Учителя, руководители школ и работники органов нар. образования проходят курсы П.к. при ИПК, ИУУ, пед.вузах, науч. -исследоват.учреждениях РАО Этими же учреждениями проводятся разл. тематич, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь, в т.ч. и в устранении недостатков в работе, выявившихся, напр. в ходе аттестации. Содержание П.к. на курсах дифференцируется с учетом пед.стажа, уровня подготовки учителей, типа образоват.учреждений, в к-ром они заняты Педагоги самостоятельно решают вопрос. о выборе тех или иных форм П.к. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.
Уч. -тематич планы и программы могут охватывать широкий круг вопросов психолого-пед.наук и методики преподавания отд. уч предметов Используются разл. формы и методы лекции, семинары, практикумы, посещение лучших школ, конференции по обмену опытом и т и Большое внимание уделяется активным методам занятий, проблемно-методологич. лекциям, в ходе к-рых рассматриваются разл. подходы к решению той или иной пед. задачи, демонстрируются результаты науч. исследований, методы их достижения. Одновременно слушателям даются задания для самостоят. проработки. В практику курсовой подготовки вошли методы игрового моделирования, анализ пед. и управленч. ситуаций, организац.-деятельностные и ролевые игры и т. п. Эффективность курсов анализируется в ходе зачетов и защиты рефератов.
П. к. носит целостный и непрерывный характер. Курсовая подготовка неразрывно связана с коллективной метод. работой и самообразованием учителей в межкурсовой период. Непрерывность П. к. может обеспечиваться выполнением докурсовых и послекурсо-вых заданий, к-рые позволяют учителям активно связывать изучение теоретич. проблем с практич. деятельностью, а учреждениям — организаторам П. к. ориентировать самообразование педагогов.
В межкурсовой период осн. формой П. к. учителей является методическая работа. Самообразование — естеств. потребность учителя, обусловленная самой спецификой пед. труда, и призванная обеспечить непрерывность проф. совершенствования. ИПК, ИУУ могут разрабатывать ориентировочные программы самообразования для учителей разл. специальностей. ИУУ и др. учреждения метод. службы направляют самообразование учителей через докурсовые и послекурсовые задания, рекомендации. В помощь самообразованию учителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, обзоры новых книг и журнальных публикаций, составляются реко-мендат. указатели лит-ры. Педагоги получают возможность изучить актуальный опыт педагогический, участвовать в опытно-эксперим. работе, привести анализ собств. пед. деятельности.
Непосредств. организация П. к. пед. работников возложена на ИПК и институты усовершенствования учителей.
Лит.: Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР, М., 1975; Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы, М., 1986. П. В. Худоминский.
В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к сер. 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва адм и хоз руководителей Уч заведения П.к. вскоре стали действовать во мн отраслях х-ва, в их числе были 11 промакадемий (ев 3 тыс чел), Высшие экон.курсы и ф-ты особого назначения при вузах. Регулярное П.к. постепенно распространялось на многочисл. категории работников, в т.ч. врачей, учителей и др. В СССР с кон. 60-х гг. П.к. охватывало руководящих работников и специалистов промети, стр-ва, транспорта, связи и торговли В системе П.к. кадров создавались отраслевые и межотраслевые ин-ты, ф-ты и курсы На П.к. направлялись лица со средним, ср. спец. и высшим образованием. Срок обучения с отрывом от работы, как правило, 1—2 мес, без отрыва от работы — 3—6 мес, в зависимости от должностной категории С 1977 руководящие работники и специалисты нар. х-ва были обязаны проходить П.к. не реже одного раза в 6 лет. В кон. 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 ИПК и ин-тов усовершенствования, 188 их филиалов, в 560 ф-тов при вузах, ев 600 курсов при мин-вах, ведомствах, орг-циях и учреждениях В качестве перспективы рассматривалась задача создания единой гос. системы П.к. Ежегодно в системе П.к. обучалось ок 3 млн чел, в уч процессе было занято ев 60 тыс преподавателей, среди них 70% — специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития произ-ва, адм -командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы П.к. была излишне формализована и не всегда эффективна.
Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образоват.потребностей Совр. система П.к. представляет собой совокупность уч заведений (подразделений) разл. органи-зац -правовых форм, а также органов управления ими, и — и учреждений и информац. служб, реализующих дополнительные проф. образоват.программы.
Организац. -метод руководство и координацию деятельности уч заведений системы дополнит проф. образования осуществляет гос. к-т Рос. Федерации по высшему образованию Создан (1992) Координац совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов.
В 1994 в системе дополнит проф. образования действовали 7 академий, 190 ИПК, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 ин-тов усовершенствования учителей и врачей, 297 ф-тов при вузах, более 140 разл. курсов и школ В уч заведениях занято ев 2 тыс штатных преподавателей (в т.ч. дера наук, профессора — 3%, доценты — 67%) и ев 27 тыс преподавателей на условиях почасовой оплаты труда.
Осн. направлениями П.к. в отраслях экономики стали вопросы предпринимательства, менеджмента, бизнеса, приватизации, внешнеэкон.деятельности.
В уч. процессе широко используются новые пед.и информац. технологии, проблемные лекции, деловые игры, разбор практич.ситуаций. Большое внимание уделяется экон, правовой, экологич.подготовке (к-рая связана с конкретными производств задачами), изучению достижений науки и техники, актуального опыта.
Ежегодно в системе П.к. обучается ок 2 млн руководителей и специалистов.
Подготовка и П.к. рабочих осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в у ч заведениях проф. -тех образования и на разл. курсах.
В заруб. странах П.к. специалистов проводится, как правило, на базе вузов, в у ч подразделениях и на курсах, организуемых отд. фирмами. Определенную роль в организации П.к. специалистов играют также проф. ассоциации и т.п.
В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием Основополагающие принципы этой системы сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность П.к. на протяжении всего периода пед.деятельности, согласованность и преемственность функционирования разл. звеньев системы П.к., опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образоват.системы, достижений пед.науки и актуального пед.опыта.
Учителя, руководители школ и работники органов нар. образования проходят курсы П.к. при ИПК, ИУУ, пед.вузах, науч. -исследоват.учреждениях РАО Этими же учреждениями проводятся разл. тематич, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь, в т.ч. и в устранении недостатков в работе, выявившихся, напр. в ходе аттестации. Содержание П.к. на курсах дифференцируется с учетом пед.стажа, уровня подготовки учителей, типа образоват.учреждений, в к-ром они заняты Педагоги самостоятельно решают вопрос. о выборе тех или иных форм П.к. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.
Уч. -тематич планы и программы могут охватывать широкий круг вопросов психолого-пед.наук и методики преподавания отд. уч предметов Используются разл. формы и методы лекции, семинары, практикумы, посещение лучших школ, конференции по обмену опытом и т и Большое внимание уделяется активным методам занятий, проблемно-методологич. лекциям, в ходе к-рых рассматриваются разл. подходы к решению той или иной пед. задачи, демонстрируются результаты науч. исследований, методы их достижения. Одновременно слушателям даются задания для самостоят. проработки. В практику курсовой подготовки вошли методы игрового моделирования, анализ пед. и управленч. ситуаций, организац.-деятельностные и ролевые игры и т. п. Эффективность курсов анализируется в ходе зачетов и защиты рефератов.
П. к. носит целостный и непрерывный характер. Курсовая подготовка неразрывно связана с коллективной метод. работой и самообразованием учителей в межкурсовой период. Непрерывность П. к. может обеспечиваться выполнением докурсовых и послекурсо-вых заданий, к-рые позволяют учителям активно связывать изучение теоретич. проблем с практич. деятельностью, а учреждениям — организаторам П. к. ориентировать самообразование педагогов.
В межкурсовой период осн. формой П. к. учителей является методическая работа. Самообразование — естеств. потребность учителя, обусловленная самой спецификой пед. труда, и призванная обеспечить непрерывность проф. совершенствования. ИПК, ИУУ могут разрабатывать ориентировочные программы самообразования для учителей разл. специальностей. ИУУ и др. учреждения метод. службы направляют самообразование учителей через докурсовые и послекурсовые задания, рекомендации. В помощь самообразованию учителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, обзоры новых книг и журнальных публикаций, составляются реко-мендат. указатели лит-ры. Педагоги получают возможность изучить актуальный опыт педагогический, участвовать в опытно-эксперим. работе, привести анализ собств. пед. деятельности.
Непосредств. организация П. к. пед. работников возложена на ИПК и институты усовершенствования учителей.
Лит.: Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР, М., 1975; Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы, М., 1986. П. В. Худоминский.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия