ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. Продолжительность курсов П. к. в зависимости от их целевой установки может варьироваться (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). И. В. Мухортова

Источник: Глоссарий современного образования.

Повышение квалификации
Professional Training) — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которого является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного образования в образовательных учреждениях соответствующих ступеней. Повышение квалификации — одна из форм реализации концепции обучения в течение жизни, поддерживаемой Болонским процессом.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

Повышение квалификации
1) вид дополнительного профессионального образования, предполагающий обновление и усовершенствование полученных ранее профессиональных знаний, умений, способов профессиональной деятельности в соответствии с изменениями в профессиональной деятельности, общественной жизни, информационных технологиях, в рамках имеющейся специализации или квалификации. 2) Приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологической переориентации на основе запросов и потребностей специалистов и изменений в профессиональной сфере. 3) Учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Повышение квалификации
обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Повышение квалификации
обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. В Российской Федерации становление системы повышения квалификации относится к середине 20-х гг. В 1925 году в Москве созданы первые курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей. Учебные заведения повышения квалификации вскоре стали действовать во многих отраслях хозяйства; в их числе были 11 промышленных академий, Высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах. В системе повышения квалификации создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Срок обучения с отрывом от работы составлял, как правило, 1–2 месяца, без отрыва от работы – 3–4 мес. В конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, св. 560 факультетов при вузах, св. 600 различных курсов. Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности повышения квалификации как удовлетворения образовательных потребностей. Современная система повышения квалификации представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, научно-исследовательских учреждений и информационных служб, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
процесс, включающий первичное освоение нового рабочего места, усовершенствование квалификации и переподготовку. При разработке программ повышения квалификации педагогов в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ) важно определиться с ценностными основаниями, которые обусловливают всю архитектонику программы как модели образовательной практики. Эти ценностные основания можно представить как принципы, определяющие формирование содержания процесса повышения квалификации и его организационные формы. В основу разработки содержания программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ может быть положена следующая совокупность принципов:
релевантности (соответствие содержания программ, предполагаемых результатов обучения профессиональным – специально-предметным, психолого-педагогическим, включая коммуникативные, социально-педагогическим, включая ориентации на социальное взаимодействие – запросам педагогических кадров образования);
субъектности (участие обучающихся в конкретизации содержания образовательных программ, параметров качества обучения по избранным программам);
индивидуализации (возможность осваивать программы повышения квалификации в области ИКТ с опорой на психологические, характерологические особенности обучающихся, их временные, организационные ресурсы);
конкретности и адекватности (максимальный учет специфики образовательных учреждений, где работает обучающийся и педагог, включая целевые ориентиры, организационно-методические, кадровые, материально-технические возможности);
дифференциации (построение разноуровневых программ, в которых учтены ресурсные характеристики обучающихся, особенности их профессиональной деятельности, приоритеты, должностные обязанности);
вариативности (множественность форм, способов, приемов реализации образовательных программ);
модульности (сочетание инвариантной и вариативных компонентов, их варьирование в зависимости от задач обучения).

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к середине 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей. Учебные заведения П.к. вскоре стали действовать во мн. отраслях хозяйства; в их числе были 11 промышленных академий, Высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах. В системе П.к. создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Срок обучения с отрывом от работы составлял, как правило, 1-2 мес, без отрыва от работы - 3-4 мес. В конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 Институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, св. 560 факультетов при вузах, св. 600 различных курсов. Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образовательных потребностей. Современная система П.к. представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, научно-исследовательских учреждений и информационных служб, реализующих дополни- тельные профессиональные программы. В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием; непрерывность П.к. на протяжении всего периода педагогической деятельности; согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы П.к.; опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта. Эта работа осуществляется на курсах П.к. при Академиях повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Институтах усовершенствования учителей, на факультетах повышения квалификации при вузах. Этими же учреждениями проводятся различные тематические, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться. См. также Переподготовка кадров

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
вид дополнит. проф. образования, обновление и углубление полученных ранее проф. знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образоват.потребностей, связанных с проф. деятельностью.
В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к сер. 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва адм и хоз руководителей Уч заведения П.к. вскоре стали действовать во мн отраслях х-ва, в их числе были 11 промакадемий (ев 3 тыс чел), Высшие экон.курсы и ф-ты особого назначения при вузах. Регулярное П.к. постепенно распространялось на многочисл. категории работников, в т.ч. врачей, учителей и др. В СССР с кон. 60-х гг. П.к. охватывало руководящих работников и специалистов промети, стр-ва, транспорта, связи и торговли В системе П.к. кадров создавались отраслевые и межотраслевые ин-ты, ф-ты и курсы На П.к. направлялись лица со средним, ср. спец. и высшим образованием. Срок обучения с отрывом от работы, как правило, 1—2 мес, без отрыва от работы — 3—6 мес, в зависимости от должностной категории С 1977 руководящие работники и специалисты нар. х-ва были обязаны проходить П.к. не реже одного раза в 6 лет. В кон. 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 ИПК и ин-тов усовершенствования, 188 их филиалов, в 560 ф-тов при вузах, ев 600 курсов при мин-вах, ведомствах, орг-циях и учреждениях В качестве перспективы рассматривалась задача создания единой гос. системы П.к. Ежегодно в системе П.к. обучалось ок 3 млн чел, в уч процессе было занято ев 60 тыс преподавателей, среди них 70% — специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития произ-ва, адм -командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы П.к. была излишне формализована и не всегда эффективна.
Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образоват.потребностей Совр. система П.к. представляет собой совокупность уч заведений (подразделений) разл. органи-зац -правовых форм, а также органов управления ими, и — и учреждений и информац. служб, реализующих дополнительные проф. образоват.программы.
Организац. -метод руководство и координацию деятельности уч заведений системы дополнит проф. образования осуществляет гос. к-т Рос. Федерации по высшему образованию Создан (1992) Координац совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов.
В 1994 в системе дополнит проф. образования действовали 7 академий, 190 ИПК, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 ин-тов усовершенствования учителей и врачей, 297 ф-тов при вузах, более 140 разл. курсов и школ В уч заведениях занято ев 2 тыс штатных преподавателей (в т.ч. дера наук, профессора — 3%, доценты — 67%) и ев 27 тыс преподавателей на условиях почасовой оплаты труда.
Осн. направлениями П.к. в отраслях экономики стали вопросы предпринимательства, менеджмента, бизнеса, приватизации, внешнеэкон.деятельности.
В уч. процессе широко используются новые пед.и информац. технологии, проблемные лекции, деловые игры, разбор практич.ситуаций. Большое внимание уделяется экон, правовой, экологич.подготовке (к-рая связана с конкретными производств задачами), изучению достижений науки и техники, актуального опыта.
Ежегодно в системе П.к. обучается ок 2 млн руководителей и специалистов.
Подготовка и П.к. рабочих осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в у ч заведениях проф. -тех образования и на разл. курсах.
В заруб. странах П.к. специалистов проводится, как правило, на базе вузов, в у ч подразделениях и на курсах, организуемых отд. фирмами. Определенную роль в организации П.к. специалистов играют также проф. ассоциации и т.п.
В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием Основополагающие принципы этой системы сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность П.к. на протяжении всего периода пед.деятельности, согласованность и преемственность функционирования разл. звеньев системы П.к., опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образоват.системы, достижений пед.науки и актуального пед.опыта.
Учителя, руководители школ и работники органов нар. образования проходят курсы П.к. при ИПК, ИУУ, пед.вузах, науч. -исследоват.учреждениях РАО Этими же учреждениями проводятся разл. тематич, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь, в т.ч. и в устранении недостатков в работе, выявившихся, напр. в ходе аттестации. Содержание П.к. на курсах дифференцируется с учетом пед.стажа, уровня подготовки учителей, типа образоват.учреждений, в к-ром они заняты Педагоги самостоятельно решают вопрос. о выборе тех или иных форм П.к. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.
Уч. -тематич планы и программы могут охватывать широкий круг вопросов психолого-пед.наук и методики преподавания отд. уч предметов Используются разл. формы и методы лекции, семинары, практикумы, посещение лучших школ, конференции по обмену опытом и т и Большое внимание уделяется активным методам занятий, проблемно-методологич. лекциям, в ходе к-рых рассматриваются разл. подходы к решению той или иной пед. задачи, демонстрируются результаты науч. исследований, методы их достижения. Одновременно слушателям даются задания для самостоят. проработки. В практику курсовой подготовки вошли методы игрового моделирования, анализ пед. и управленч. ситуаций, организац.-деятельностные и ролевые игры и т. п. Эффективность курсов анализируется в ходе зачетов и защиты рефератов.
П. к. носит целостный и непрерывный характер. Курсовая подготовка неразрывно связана с коллективной метод. работой и самообразованием учителей в межкурсовой период. Непрерывность П. к. может обеспечиваться выполнением докурсовых и послекурсо-вых заданий, к-рые позволяют учителям активно связывать изучение теоретич. проблем с практич. деятельностью, а учреждениям — организаторам П. к. ориентировать самообразование педагогов.
В межкурсовой период осн. формой П. к. учителей является методическая работа. Самообразование — естеств. потребность учителя, обусловленная самой спецификой пед. труда, и призванная обеспечить непрерывность проф. совершенствования. ИПК, ИУУ могут разрабатывать ориентировочные программы самообразования для учителей разл. специальностей. ИУУ и др. учреждения метод. службы направляют самообразование учителей через докурсовые и послекурсовые задания, рекомендации. В помощь самообразованию учителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, обзоры новых книг и журнальных публикаций, составляются реко-мендат. указатели лит-ры. Педагоги получают возможность изучить актуальный опыт педагогический, участвовать в опытно-эксперим. работе, привести анализ собств. пед. деятельности.
Непосредств. организация П. к. пед. работников возложена на ИПК и институты усовершенствования учителей.
Лит.: Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР, М., 1975; Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы, М., 1986. П. В. Худоминский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
203.28 кб

О факультете повышения квалификации

Каргиева З.
Читать PDF
312.75 кб

Сетевая модель повышения квалификации

Болотина Т.В.
В статье представлен опыт сетевой модели повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы общего образования в области гражданско-патриотического образования.
Читать PDF
235.15 кб

Повышение квалификации. Самообразование

Галашкина Юлия Михайловна
В статье рассмотрена проблема современного самообразования и повышения квалификации
Читать PDF
118.67 кб

Инженер в системе повышения квалификации

Иванов B. , Барабанова С.
Читать PDF
4.02 мб

Вебинар как форма повышения квалификации

Д. А. Залазаев, В. А. Трофимов
Читать PDF
254.62 кб

Организация системы повышения квалификации

Плугина М.
Читать PDF
287.81 кб

«Поддержка» и/или «Повышение» квалификации?

Матушанский Г.
Читать PDF
1,016.13 кб

Технология повышения квалификации педагогов

Махмудов Сарвар Юлдашевич
В статье рассматривается модель повышения квалификации педагогов, соответствующая потребностям общества, производства и самой системы образования, которая предъявляет к уровню образования педагогических кадров требование «опережен
Читать PDF
4.33 мб

Система повышения квалификации специалистов

В. П. Селяев
Читать PDF
1,001.41 кб

КОУЧ-КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Волобуева Татьяна Борисовна
В статье анализируются особенности коучингового подхода в обучении педагогов в системе дополнительного профессионального образования.
Читать PDF
792.54 кб

Повышение квалификации - процесс непрерывный

Каххарова Шахло Шайдуллоевна
В статье говорится о переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. В статье рассматриваются задачи институтов переподготовки и повышения квалификации.
Читать PDF
315.00 кб

Работа БГУЭП по повышению квалификации кадров

Елькин Владимир Анатольевич
Проведен анализ деятельности Байкальского государственного университета экономики и права по повышению квалификации кадров. Изложены основные направления развития системы дополнительного профессионального образования.
Читать PDF
173.46 кб

Семинары на факультете повышения квалификации

Венидиктов Денис Викторович, Грибанова Мария Александровна
В соответствии с планом работы Факультета повышения квалификации с 17 по 24 июня 2012 года проходил очередной XVII Международный семинар по сохранению и развитию методики преподавания классического танца, посвященный памяти А. Я.
Читать PDF
169.83 кб

Новые подходы к повышению квалификации учителя

Опарина О. Б.
Читать PDF
267.47 кб

Новое в системе повышения квалификации учителей

Смирнов Сергей Борисович
Переход на уровневую систему подготовки учителей по-новому ставит проблему повышения квалификации, потому что система бакалавр-магистр принципиально исходит из того, что учитель не может состояться как учитель, если он не будет уч

Похожие термины:

  • КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    форма повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, создаваемая при министерствах и ведомствах, предприятиях, научноисследовательских и проектно-конструкт
  • СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической профессиональной учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на учрежде
  • Институт повышения квалификации

    образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо
  • ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    (ФПК) – учебное подразделение, организуемое при высшем учебном заведении и осуществляющее учебную и научно-методическую работу по повышению квалификации руководящих работников и специалистов с
  • ИНСТИТУТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потреб
  • Программы повышения квалификации

    учебно-методическая документация, направленная на совершенствование имеющихся у работников и (или) освоение ими новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения тру
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    Профиль обучения и форма совершенствования научной, педагогической и методической подготовки преподавателей. Основной формой П. к. п. является самообразование – самостоятельное изучение препод
  • Удостоверение о повышении квалификации

    документ о дополнительном профессиональном образовании, выдаваемый образовательными учреждениями слушателям, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, заверяемый печатью соответствующ
  • Учебная программа повышения квалификации

    учебнопрограммный документ, который устанавливает цели и задачи дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или дополнительной обра
  • СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    на производстве предусматривает ступенчатый характер овладения педагогическим мастерством и включает в себя: получение начальной психолого-педагогической подготовки; коллективную и индивидуа
  • ЗАОЧНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    Обучение преподавателей с целью повышения квалификации, получившее широкое распространение во многих странах и являющееся компонентом национальной системы подготовки преподавателей. Система З
  • Период повышения преподавательской квалификации

    Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять
  • ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

    . Основными формами являются следующие: обучение рабочих вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы в условиях бригадной формы организации труда; повыше
  • ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

    институт, в задачи которого входит повышение квалификации информационных работников. Готовит специалистов в области информационной деятельности для различных отраслей народного хозяйства.