ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Речевое сообщение, представляющее события, действия в определенной последовательности. Умение репродуцировать и продуцировать такое сообщение, используя глагольные формы, наречия, простые и сложноподчиненные предложения, характерные для данного способа изложения информации, является объектом коммуникативных (речевых) тестов.
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Один из функционально-смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое употребление глагольных форм, простых и сложноподчиненных предложений. П. и описание в чистом виде, как правило, не существуют, обычно они переплетаются. Ср. аргументация, инструкция, объяснение.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ПОВЕСТВОВАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами. По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме. П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «— Так-то оно было,— продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, — нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу... Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит... Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои...» (АТолстой. Петушок).
ПОВЕСТВОВАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий. Преимущественная сфера использования П. — художественная литература. Напр.: Доктору Старцееу, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже,.. говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник.., после приёма больных, Старцев отправился в город... В городе он пообедал, погулял в саду, потом ... решил сходить к Туркиным... (А. Чехов).
В повествовательных фрагментах текста каждое предложение обычно выражает какой-л. этап в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку, как правило, выполняют глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (в приведённом примере — поселился, представили, отправился, погулял, решил и т.д.), которые обозначают сменяющиеся действия. Для П. характерна конкретная лексика (доктор, улица, город, сад).Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приёма больных, потом).
По использованию синтаксических построений и типов связи предложений П. противопоставлено Описанию (см.), что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов: описание строится гл. обр. на использовании форм несовершенного вида, П. — совершенного; 2) в преобладании цепной (последовательной) связи предложений в П. — для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений: для П. нетипичны номинативные, безличные предложения, широко представленные в описании.
В художественно-изобразительной речи — художественных произведениях, некоторых жанрах публицистики (очерк, репортаж и др.), текстах-рассказах в разговорном стиле — органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в П. для наглядно-образного представления героев, места действия.
Лит:. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В. В. Избранные труды. М., 1980; Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
Т.Б. Трошева
В повествовательных фрагментах текста каждое предложение обычно выражает какой-л. этап в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку, как правило, выполняют глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (в приведённом примере — поселился, представили, отправился, погулял, решил и т.д.), которые обозначают сменяющиеся действия. Для П. характерна конкретная лексика (доктор, улица, город, сад).Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приёма больных, потом).
По использованию синтаксических построений и типов связи предложений П. противопоставлено Описанию (см.), что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов: описание строится гл. обр. на использовании форм несовершенного вида, П. — совершенного; 2) в преобладании цепной (последовательной) связи предложений в П. — для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений: для П. нетипичны номинативные, безличные предложения, широко представленные в описании.
В художественно-изобразительной речи — художественных произведениях, некоторых жанрах публицистики (очерк, репортаж и др.), текстах-рассказах в разговорном стиле — органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в П. для наглядно-образного представления героев, места действия.
Лит:. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В. В. Избранные труды. М., 1980; Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
Т.Б. Трошева
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.