ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ

Найдено 1 определение
ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ
Всем известно, что выступление оратора перед аудиторией связано с колоссальным интеллектуальным, эмоциональным, физическим напряжением. Чтобы общение со слушателями было эффективным, ритору необходимо учитывать особенности публичной ситуации и грамотно выстраивать своё речевое поведение.
Во-первых, чтобы чувствовать себя в аудитории уверенно, важно тщательно подготовиться к выступлению: изучить особенности слушателей, продумать содержание речи, её структуру и т.д. Как писал выдающийся адвокат и блестящий оратор XIX века А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду», т.е. чем больше готовишься, тем меньше волнуешься во время выступления.
Во-вторых, необходимо с самого начала установить контакт со слушателями. Ведь отсутствие связи с аудиторией приводит само выступление к нулевому результату. Рассмотрим различные виды контакта оратора со слушателями и те приёмы, которые помогут его поддержать. Важно открыто смотреть на свою аудиторию, тем самым демонстрировать искренний интерес, расположение к слушателям. Такой вид контакта называется зрительным, или контактом глаз. Его необходимо поддерживать на протяжении всего общения, внимательно отслеживая отношение аудитории к происходящему, развивая в себе такое важное качество, как ораторская проницательность.
Прежде чем начать речь, ритору нужно понять настроение, самочувствие слушателей, «подстроиться» под них. Техникой «подстройки» может стать какой-нибудь забавный пример, случай, факт, история, рассказанная оратором — это позволит собрать внимание аудитории, подготовить её к восприятию речи. Всегда хорошо реагируют слушатели на улыбку, юмор, шутку, добрый, непринуждённый тон оратора. Это приёмы психологического, или эмоционального, контакта, которые должен использовать выступающий. Оратору важно знать приёмы вербального контакта: использовать во время выступления обращения Дорогие друзья! Уважаемая аудитория! Коллеги!; местоимения мы, наши; вопросы и вопросно-ответный ход при раскрытии содержания речи; глаголы повелительного наклонения посмотрите, представьте себе, вообразите, послушайте, давайте поразмышляем и т.д. Мы постоянно применяем эти приёмы в нашей разговорной речи, привлекая тем самым внимание нашего собеседника, как бы объединяясь с ним.
Ещё один вид контакта — контакт паравербальный. Это способ удерживать связь со своими слушателями при помощи выразительного, точного, уместного жеста, живой, адекватной речи мимики, взгляда, а также путём изменения места оратора в аудитории. Известно, что связь слушателей с оратором ослабевает, когда выступающий находится на большом расстоянии от аудитории, не учитывает своё местоположение и размеры помещения, количество слушающих. Напротив, когда расстояние сокращается, контакт становится более тесным, а значит, слово более действенным.
Важно умение ритора держать контакт с помощью выразительной интонации, вовремя сделанной паузы (порой это действенней, чем сказанное слово), изменения темпа речи, тембровой окраски голоса. Всё это относится к просодическим приёмам ораторской речи.
Итак, оратор должен владеть приёмами всех видов контакта: зрительного, эмоционального, вербального, паравербального, просодического.
В-третьих, необходимо установление тёплых, добрых взаимоотношений оратора и аудитории. Недопустимо со стороны ритора пренебрежение или равнодушие к адресату, высокомерие или желание доминировать. Напротив, важно использовать комплиментарную тактику, когда аудитория внимательна, проявляет интерес к речи. Согласитесь, что слушание — это трудный физический, психологический, интеллектуальный процесс, в ходе которого адресат должен воспринимать, понимать, анализировать, запоминать, эмоционально переживать информацию.
В-четвёртых, воздействие словом зависит от эмоционального состояния ритора, его умения и способности зажечь аудиторию, захватить её внимание и поддерживать его на протяжении всего выступления. Речь идёт об энергетике, которая создаётся адекватной громкостью голоса, разнообразной интонацией, нужным тембром, темпом речи и т.д. Опытный оратор может управлять вниманием аудитории, меняя интонационный рисунок речи, внося разнообразие в тембровую окраску, темп, громкость голоса. Говоря о невербальном поведении, важно напомнить, что жесты выступающего должны быть открытыми, симметричными, движения рук начинаться от уровня груди, что подчёркивает открытость, искренность оратора. Самое главное, что жестикулировать нужно умеренно и уместно, не отвлекая внимания от слова.
В-пятых, как показывает практика публичных выступлений, аудитория очень ценит искренность, естественность, открытость в поведении оратора. Только эти качества могут вызывать расположение и доверие к нему.
И, наконец, нельзя забывать и о том, что нас всё-таки «встречают по одёжке...». Внешний вид — это то, что в первую очередь оценивают слушатели, причём оценивают очень строго. Одежда оратора, его стиль, манера держаться — всё это создаёт первое впечатление о нём: либо настраивает на позитивное восприятие, либо создаёт барьеры, которые необходимо будет преодолевать. Что предпочитает среднестатистический слушатель в отношении внешнего вида оратора? Вряд ли его убедят эпатажные детали в одежде или поведении, спортивный стиль или небрежность в причёске. Публичное выступление требует делового стиля. Хорошо воспринимается умение оратора подчеркнуть свою индивидуальность. Искусство состоит в умении заинтересовать своим внешним видом и в то же время не отвлекать от главного — речи.
Итак, к слагаемым грамотного поведения оратора в аудитории относятся самообладание, уверенность в себе, умение установить контакт со слушателями, уважение аудитории, энергетика, открытость, искренность, естественность в общении, продуманный внешний вид.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2006; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2000; Кони А.Ф. Советы лекторам // Кони А.Ф. Избр. произведения. М., 1956; Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1996; Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово, М., 2002; Сопер П. Основы искусства речи. М., 2000.
С.В. Меныпенина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.