ПОСОШКОВ Иван Тихонович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726)
писатель, экономист. Сторонник преобразований Петра I. Однако вопреки его политике не стремился ориентироваться на Западную Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности русской старины и православной веры. Идеи П. о реформе образования в России изложены в трех посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах "Завещание отеческое к сыну" (1719), "Книге о скудости и богатстве" (1724). .21,6(2)31

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Иван Тихонович Посошков
1652-1726) сторонник преобразований Петра I. Создатель педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве». Стремился соединить идеи государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания. Создатель проекта об организации общедоступных школ для крестьянства. Считал, что основным путем просвещения русского народа является распространение грамотности и создание системы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Источник: История образования и педагогической мысли

ПОСОШКОВ Иван Тихонович
1652 — 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. в подмосковном селе. Отец — из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрел землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.
П. получил традиц. древнерус. книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. наследие П. отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. — анализ всех сторон рус. действительности и предложения по ее исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности рус. старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. о реформе образования в России. Они изложены в трех посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).
П. видел причину церк. раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчеркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. постоянными.
П. пришел к мысли о принудительном просвещении всего рус. народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства. Под просвещением П. понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.
П. был далек от идеи осуществлять нач. образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец дает разъяснения и наставления и в спец. книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твердо).
В обращении к светским властям П. подчеркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос. делах. В то же время подчеркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян: их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав. языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. речи) и продавать ее «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. книги, в т. ч. философские сочинения.
Особо тщательно П. продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоученых» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется». Академию П. представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. полагал устроить грамматич. школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.
П. считал, что в этих образоват. учреждениях следует изучать не только христ. вероисповедания, но и др. мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. о., становлению рационалистич. подхода.
В рассуждениях П. о воспитании детей прослеживаются черты православной пед. традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».
С о ч.: Завещание отеческое, СПБ, 1893; Зеркало очевидное, Казань, 1895—1900; Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. Публ. В. И. Срезневского, СПБ, 1900; «Книга о скудости и богатстве» и др. сочинения. [Послесл.] и коммент. Б. Б. Кафен-гауза, М., 1951.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия