ПОРТФЕЛЬ

Найдено 1 определение
ПОРТФЕЛЬ
сумка с застёжкой для ношения книг, тетрадей. Портфель у девочек.
О девочке 8–9 лет в деревне в 1932–1933 гг.: «С приездом мамы в Волково я вынуждена вспомнить, что я школьница, что осенью пойду уже не в нулевой, а в первый класс. Мама не поленилась привезти с собой в деревню новенький клеенчатый портфель для меня – это и подарок, и напоминание» (Старикова, 2003, 134).
О вт. пол. 1930-х гг.: «Алка да еще две девчонки задержались в классе, укладывая портфели… Она уже застегивала туго набитый портфель, положив его на сиденье и наступив коленом. Алкин портфель никак не закрывался. Я видел, как покраснело от напряжения ее лицо, как она, закусив от усердия кончик языка, старается блестящей скобочкой дотянуться до замка и как это ей не удается. Вдруг портфель щелкнул. “Пока…” – бросает Алка и мгновенно скрывается из класса» (Мошковский, [1963] 1987–1, 372–373).
О 1941–1942 гг.: «До половины второго [Галя] учила уроки, потом, наскоро перевязав шнурком туго набитый, незакрывающийся портфель, мчалась в школу» (Рождественская, 1960, 7).
О 1946 годе: «Осенью Машка должна была идти в школу, в первый класс. Мы волновались, и радовались за нее, и огорчались, что нельзя будет прожить на даче сентябрь. В шкафу появилось коричневое форменное платьице и черный передник, а бабушка привезла из города коричневый портфель с сияющей застежкой...» (Либединская, 1966, 275).
О женской школе в 1947 г.: «…Они побежали в чистый, светлый класс, на дверях которого теперь сияла надпись: “9 класс “Б””. Стася… бросила свой портфель на вторую парту и, стуча по крышке кулачками, закричала: “Девочки, кто со мной?” Через голову на парту упал новый красный портфель, и рядом с ней уселась раскрасневшаяся, весёлая Вера. “Я с тобой!” Затем девятиклассницы… побежали осматривать школу» (Кузнецова, 1983–2, 420).
О Свердловске в 1947 г.: «1947 год. Настала пора идти в школу. Девочки пошли в школу № 38… В школу ходили с туго набитым портфелем, в котором было множество кармашков. В один из них укладывали завтрак. К каждому портфелю привязывали мешочек с чернильницей-непроливашкой, в кармашке находилась перочистка….» (Факова, 2006).
О нач. 1950-х гг.: «Лёля чинно уселась за парту, достала из портфеля, к которому был привязан маленький ключик, тетрадки…, гранёную стеклянную вставочку…, блокнот и коробочку из-под духов, наполненную… пёрышками, цветными карандашами, резинками и какими-то записочками» (Антонов, 1955, 39–40).
О нач. 1950-х гг.: «Галин портфель / Не велик и не мал: / Лежат в нём задачник, / Букварь и пенал…» (Баруздин, [1954], 1976, 128).
О конце 1950-х гг.: «Всю свою ношу – газеты журналы и письма – девушка носила в ученическом клеенчатом портфеле. Наверное, она с этим портфелем ещё зимой бегала в школу» (Баныкин, [1961] 1969, 147). Об ученице 4-го класса в деревенской школе в конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «[Нина стояла у калитки, закрыв колени портфелем… Замок на портфеле сиял… Нина улыбнулась, поддала коленкой портфель и повернулась ко мне спиной… [Нина] прижалась спиной к изгороди и выставила вперед свой школьный портфель» (Козлов, 1963; 95, 109).
О нач. 1960-х гг.: «Оля ботиком гонит ледышку, размахивая рукой, болтает в воздухе портфелем, и кажется, что портфель у неё лёгкий-лёгкий» (Лихоталь, 1964, 6).
О вт. пол. 1960-х гг.: «В комнате на стуле – коричневое платье, белый фартук и белые ленты. Около стула стоит зеленый портфель с замочком посередине. От него такой запах – запах клея, дерматина, новой жизни и чего-то еще. Мама сказала, что завтра 1 сентября и я пойду в школу» (Смирнова, 2005). Портфель у мальчиков.
О петербургской гимназии в 1890-х – 1910-х гг.: «К девяти начинали сходиться учащиеся – младшеклассники с ранцами за спиной, гимназисты постарше носили ранцы под мышкой… В старших классах ходили и с портфелями….» (Пызин, Засосов, [1976] 2005, 194).
О перв. пол. 1930-х гг.: «У него портфель / Из кожи, / Острый ножик / Перочинный!» (Барто, [1935] 1969–2, 183).
О 1937–1938 гг.: «Ах, какие запахи источал мой первый новенький портфель, блестящий и чёрный, со сверкающим замком!..» (Богданков, 1972, 18).
О 1940-х гг.: «Я убрал в портфель тетради…» (Барто, [1947] 1969–1, 180).
О конце 1940-х – нач. 1950-х гг.: «В какую тебе, вспомни, смену, первую или вторую? Когда-то у вас была даже третья, классов на всех не хватало… Где твой всегдашний портфель с оборванной ручкой (она была приделана проволокой и сверху обмотана изолентой, пачкавшей руку), где ещё более давняя отцовская полевая сумка с тремя отделениями, особыми узкими вставочками для карандашей и ручки, плексигласовым прозрачным окошком?» (Харитонов, 1998).
О конце 1940-х – нач. 1950-х гг.: «В собственность Пани перешел портфель из жёлтой кожи со звонкими замочками, пенал из прозрачной пластмассы и тетради. “…Даже голова закружилась”, – сказал Григорий Васильевич, когда замочки портфеля щелкнули в последний раз…”» (Ликстанов, [1953] 1964, 408).
О нач. 1950-х гг.: «Зажав между коленями потрёпанный портфель, Петя обшарил все карманы и наконец нашёл ключ» (Седугин, 1953, 25).
О вт. пол. 1950-х гг.: «Мама купила мне школьную форму, портфель кожаный и будильник. Чтобы будильник меня будил в школу» (Голявкин, 1960, 38).
О первокласснике в перв. пол. 1960-х гг.: «Наверное, [Валик] шёл из школы: в руке у него болтался толстый портфель. Сам Вадик казался особенно тоненьким возле своего портфеля…» (Котовщикова, 1966, 44).
О середине 1960-х гг.: «Страстная мальчишечья мечта – папка с “молнией” вместо дерматинового портфеля…» (Киршин, 2002). Бить портфелем.
О конце 1930-х гг.: «…Как-то в начале зимы Костя Никитин и его приятель Лёня Корнев на улице пристали к двум девочкам-третьеклассницам из соседней школы, сорвали у них с кос ленты и одну девочку ударили портфелем» (Суворина, 1959, 17).
О 1970-х гг.: «Потом [девочка] подросла и перестала колотить портфелем по голове своих товарищей по пионер. орг-ции» (Коршунова, 2004, 9). Выбивать портфель из рук - традиционный тип озорства школьников.
О Новосибирске в 1941–1942 гг.: «В середине декабря меня определили в 7-й класс… …Учителя ко мне относились с особым вниманием…, проводили доп. занятия… Это ос. внимание ко мне вызывало ревность нек. девочек. Особенно агрессивна была Аня. Она сразу дала мне прозвище: “Москвичка…”. А когда я шла домой, постоянно выбивала портфель из рук. Её боялись...» (МН, 1999).
О мальчике 12 лет в мужской школе в 1947 г.: «Едва я переступил порог коридора, как портфель вылетел из моих рук, больно ободрав ладонь… Потом я и сам в совершенстве овладею мастерством выбивания портфеля – подходишь тихонечко сзади, задираешь аккуратно ногу, и – р-раз! – изо всех сил бьешь ногой вниз, стараясь в удар этот ещё и вес свой вложить. Не столько больно, сколько досадно – ведь из-за спины! – и обидно. Никакой силач такого удара не выдержит. Никакой» (Лиханов, 1995, 13–14).
О конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «Чинные девочки в белых фартуках и горластые мальчишки, затянутые блестящими поясами с бляхами. Девочки шли медленно и достойно, мальчишки же гонялись друг за другом, стараясь или закинуть на балкон чужую форменную фуражку или выбить из рук приятеля портфель» (Кончаловский, 1963, 171). Автор словаря считает уместным засвидетельствовать, что выбивание из рук портфелей (другим портфелем или ногой) было обычной практикой у учащихся младших классов в начале 1970-х гг. в Шадринске. Прятать портфель - традиционный тип озорства школьников.
О середине 1980-х гг.: «Постоянно друг у друга мы прятали портфели. Но никто не обижался на эти шутки, т.к. любой мог отомстить точно так же» (494). Носить портфель. -О мальчике: носить принадлежащий девочке портфель) – вид ухаживания, выражающийся в демонстрации готовности более сильного («мужественного») мальчика взять на себя перемещение тяжёлого предмета, освободив от этого более слабую физически («женственную») девочку.
О конце 1950-х гг.: «Катя и Эдик ходят домой по одной улице. Эдику – дальше, Кате – ближе. Так Эдик всегда портфель у Кати отберёт и несёт всю дорогу, в одной руке свой, а в другой Катин. Катя сначала не хотела отдавать свой портфель: “Что я, сама не донесу?” Но Эдик очень строго сказал: “Мальчики должны всегда помогать девочкам, так мама сказала. А ты просто глупая и ничего не понимаешь”» (Черноголовина, 1962, 39).
О девочке 8–9 лет в с. Зеленоборское в 1959 – 1960 гг.: «По словам мамы, выходя из школы, махались портфелями, задевая друг друга. Невзначай портфели падали, мальчики (одноклассники) поднимали их, несколько метров проносили, а если мальчик не нравился, портфель девочка отбирала» (134).
О девочке и мальчике, учениках 1–3 классов в нач. 1970-х гг.: «Он [Вася] часто приходил к нам, мы делали вместе уроки, приходила мама с работы и кормила нас ужином, он очень любил пельмени, котлеты. Он вплоть до третьего класса носил мой портфель в школу и обратно, он часто у него волочился по полу, так как он был меньше меня ростом» (480).
О девочке 12–13 лет в середине 1970-х гг.: «Лида…не разрешала другим мальчишкам ни провожать себя после школы (появилась такая мода после нескольких фильмов – носить за девчонками портфели!), ни приглашать в кино» (Иванов 1979, 70).
О 1980-х гг. (шутливое стихотворение): «От Наташи до Лариски – / Всем шести пишу записки… / …Вот из школы выхожу / И по сторонам гляжу: / Нынче очередь Наташи. / Вдруг девчонки с визгом страшным / Окружили, налетели / И велят: “Неси портфели!”» (Телевицкая, 1987, 49).
О 1997 г.: «Когда я училась в 5 классе, за мной ухаживал мой одноклассник. Одним из видов его ухаживаний было провожание до дома, и он всегда носил мой портфель. Он был из соседней деревни (от нас 2–3 км), в школу он ходил пешком. А зимой, в 30-градусный мороз, он тоже меня провожал домой и помогал донести портфель. Мне было жутко его жалко, но он был упрямый и никогда не уходил домой, не проводив меня» (138).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
275.48 кб

Европейский портфель будущего учителя иностранных языков как средство реализации компетентностного п

Халяпина Л. П.
В статье рассмотрены особенности реализации компетентностного подхода в системе профессионального педагогического образования как основного средства обновления данной сферы образования в условиях современного общества.
Читать PDF
227.02 кб

Электронный портфель как средство формирования социально-профессиональной мобильности будущего препо

Палехина Светлана Валерьевна
Читать PDF
179.28 кб

Электронный портфель как эффективное средство формирования ИКТ-компетентности учителя иностранного я

Канатова Сагипа Шамильевна
Обсуждаются роль информационно-технической компетентности (ИКТ-компетентность) как приоритетной компетентности будущего специалиста и условия ее формирования на языковом факультативе.
Читать PDF
352.76 кб

Европейский языковой портфель как средство становления субъектной позиции студента неязыкового вуза

Иванцова Наталья Александровна, Лазицкая Елена Дмитриевна
В свете современных образовательных направлений Европейский языковой портфель является одним из средств эффективного обучения иностранным языкам.
Читать PDF
138.84 кб

Европейский языковой портфель - средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам

Лабазина Л. Н.
Читать PDF
407.61 кб

Методический «портфель» преподавателя иностранных языков (на примере немецкого языка)

Коротюк Т. С.
Читать PDF
1.09 мб

Портфель арктических проектов Архангельской области

Лукин Юрий Фёдорович, Михайловский Евгений Александрович, Бачериков Олег Васильевич, Нестеренко Мария Юрьевна
Портфель проектов разработан проектной командой Министерства экономического развития Архангельской области и центра «Арктические партнерства» института управления и регионологии САФУ имени М. В.
Читать PDF
560.40 кб

Электронное портфолио и языковой портфель учителя иностранного языка: определение понятий

Тикуркина Анна Сергеевна
Рассматривается создание учителем иностранного языка своего электронного портфолио.
Читать PDF
138.09 кб

Языковой портфель в вузе

Оздеаджиева Тамара Мусаевна
В статье рассматриваются некоторые положения, раскрывающие характеристику учащегося как субъекта образовательного процесса и как субъекта межкультурной коммуникации.
Читать PDF
566.64 кб

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Мосина Маргарита Александровна, Красильникова Алексеевна Наталья
Читать PDF
537.36 кб

Реализация личностно-деятельностного подхода в рамках технологии «Языковой портфель»

Прелова Елена Вячеславовна
В статье рассматривается личностно-деятельностный подход, его суть, составляющие компоненты (личностный и деятельностный компоненты) и основные характеристики.
Читать PDF
313.56 кб

Учебно-тестовый портфель как альтернативная форма языкового тестирования

Матиенко Анжелика Валерьевна
Предлагается процедура альтернативного языкового тестирования, не учитывающая личных характеристик учащегося, реализуемая при помощи учебно-тестового портфеля.
Читать PDF
0.00 байт

Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения осно

Черепанова Лариса Витальевна
русскому языку для основной школы второго поколения. Этот путь использование инновационной технологии обучения русскому родному языку «Языковой портфель».
Читать PDF
994.14 кб

«Языковой портфель» как инновационная технология при обучении русскому языку

Шахова Татьяна Михайловна
Переход России на новый европейский уровень образования и воспитания, в центре внимания которою находится конкретный ученик, дал импульс к разработке новых подходов в системе оценивания качества образования.
Читать PDF
0.00 байт

Тематический языковой портфель как средство развития умений самооценки учащихся при обучении русском

Шахова Татьяна Михайловна
В связи с новыми целями общего образования и результатами его освоения к учителю предъявляются новые требования, одно из которых поиск, разработка и внедрение в практику обучения русскому языку новых технологий, методов и приёмов.

Похожие термины:

  • ЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ

    (англ. European Language Portfolio). Собрание документов, с помощью которых учащийся может представить в систематизированном виде результаты своих достижений и опыта в изучении иностранных языков, в том числе
  • ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ

    (от фр. porter – носить + feuille – лист). Пакет рабочих материалов, которые представляют опыт учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся и преп
  • ПОРТФЕЛЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Подборка работ преподавателя иностранного языка, которая демонстрирует его профессиональный рост и достижения. Включает публикации, методические разработки, материалы к урокам, свидетельства у