действующие под руководством взрослых объединения подростков.
О 1980-х гг.: «…Работа шк. комсомола оказалась в наибольшей степени обюрокраченной, формальной, подконтрольной старшим… В результате и престиж комсомола, и моральное значение членства в нем по сравнению с прежними десятилетиями резко упали… А если в школе скучно – появляются другие центры притяжения. Прежде всего это подростковые клубы или объединения по интересам. Они могут быть самыми разными: спортивными, научными (например, клуб “Планета” при Всесоюзном географ. об-ве), художественными (например, ТЮТ – Театр юношеского творчества Ленинградского Дворца пионеров) и прямотаки всеобъемлющими, как знаменитая ленинградская Фрунзенская коммуна 1960-х годов. Хотя цели таких объединений различны, но лучшие из них захватывают ребят целиком, оттесняя и семью, и школу, и комсомол. В чем их преимущество? Во-первых, они добровольные, во-вторых – разновозрастные, в-третьих, во главе их, как правило, стоят интересные взрослые, энтузиасты (другим там делать нечего). Я видел несколько таких сообществ и вынес твердое убеждение, что какова бы ни была их офиц. цель, главное для ребят – общение друг с другом, личность руководителя и тёплая, человеческая атмосфера, которой им не хватает в школе. Но с этим же связаны и трудности их существования. Во-первых, к этим объединениям болезненно ревнуют оттесненные на второй план школьные учителя и родители. Во-вторых, представители “бездетной” педагогики, руководящие внешк. работой… понять не могут – что детей можно просто любить. Я не встречал ни одного руководитель юношеских объединений, которого периодически, а то и постоянно не подвергали бы травле и всевозможным подозрениям. Не все могут это выдержать. Кроме того, сказывается естественная усталость, меняется состав ребят, окостеневают некогда творческие формы работы. Короче, подростковые клубы смертны, как и все живое… Как бы они ни были автономны и разнообразны, подростковые клубы все-таки относятся к категории пед. учреждений, и руководят ими взрослые» (Кон, 1989).