Подражание

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Подражание
копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПОДРАЖАНИЕ
воссоздание индивидом действий поведения какого-либо другого субъекта с определенной целью.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ПОДРАЖАНИЕ
осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения и т.п.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Подражание
следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже черт характера другого человека.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПОДРАЖАНИЕ
вид научения, осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На П. основано использование примера как способа обучения и воспитания.

Источник: Педагогический словарь

Подражание
осознанное или неосознанное копирование индивидом особенностей выполнения операций другим индивидом, осуществляемое при совместном выполнении операций или при наблюдениях за действиями другого.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ПОДРАЖАНИЕ
воспроизведение, копирование двигательных и социальных, культурных стереотипов. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком, культурными навыками. Благодаря этому качеству происходят обучение и передача культурных традиций из поколения в поколение. См. ТИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПОДРАЖАНИЕ
как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонациях и жестах, совершаемое по самым разным мотивам. Образец, достойный подражания, является одним из важнейших факторов воспитания. На подражание как эстетический принцип указывал еще Аристотель, учивший, что искусство есть подражание природе, которая дает человеку образцы для подражания и тем самым вызывает у него стремление к подражанию.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПОДРАЖАНИЕ
Сознательное или бессознательное воспроизведение одним субъектом движений, действий, поступков, поведения другого субъекта. Усвоение путем П. может осуществляться произвольно и непроизвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении иностранному языку. П. речи носителей языка играет существенную роль в формировании коммуникативной компетенции. П. – один из основных способов приобретения жизненного опыта, научения, социализации. П. используется в имитативных, подстановочных и репродуктивных упражнениях.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Подражание
ст.слав. – проверять край) – метод учения (научения), состоящий в непосредственном присвоении обучающимся заданных образцов слов, действий, поведения, творческой деятельности, в приспособлении к ним и прямом использовании. При этом обучающийся внимателен, наблюдателен, памятлив, что помогает ему разделить целое, нередко сложное действие на части, затем последовательно воспроизводить максимально близко к образцу (модели). Подражание – это репродуктивное воспроизведение чего бы то ни было, это копирование, следование примеру. И хотя не все в воспитании, обучении, в профессиональной деятельности, особенно творческого характера усваивается подражанием, оно огромную роль играет на начальной стадии социализации человека, при следовании достойному нравственному примеру, при усвоении передового опыта и в других случаях.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПОДРАЖАНИЕ
следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством П. усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. За явлениями П. на разных возрастных этапах скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый "содержательный" контакт. П. в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры. П. в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых П. выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Подражание
С того момента, как младенец протягивает ручонки навстречу своей матери, он становится на путь подражания, одного из важнейших способов обучения. Родители наблюдают, как внимательно малыш следит за каждым движением, как двухлетний ребенок упражняется в повторении фразы или песни, которые он только что услышал. Когда мать занята уборкой, ребенок тоже берет в руки тряпку. Он может называть это помощью маме, но его больше интересует возможность подражать ей, чем помощь.
Некоторые навыки и умения, которым дети так или иначе научатся благодаря своим усилиям, усвоятся эффективнее путем подражания. Слыша речь, малыши, конечно, научатся говорить, но если родители будут говорить с ними медленно, простыми словами и предложениями, которые они могут имитировать, то это очень поможет им.
Кроме желания научиться чему-либо, за постоянным энергичным подражанием скрываются и другие мотивы. Маленький мальчик, шагающий большими шагами, как папа, и маленькая девочка, купающая свою куклу, как мама купает малыша, пробуют преодолеть свою слабость и беспомощность, поступая так же, как взрослые.
Дети также подражают тем, кого любят и кем восхищаются, стараясь быть похожими на них, даже быть их частью, или сделать любимых людей частью себя. Повторяя поступки отца и матери, ребенок на какой-то момент отождествляет себя с любимым взрослым. Это шаг в приобретении высшего человеческого качества – давать и получать любовь, симпатизировать другому человеку.
Таким образом, подражание – это мощный фактор не только в обучении ребенка, но также в формировании его личности. Мальчик, копирующий походку и речь своего отца, в то же время воспринимает его отношение к матери, сестре, соседям, правительству. Девочка, подражая своей матери в домашней работе и уходе за младенцем, воспринимает ее терпение с детьми, удовольствие от семейной жизни, теплое отношение к мужу. Хотя время от времени мальчики и девочки стремятся быть независимыми, но, стараясь быть похожими на своих родителей, они перенимают их мнения, взгляды, эмоциональные образцы и стиль поведения. Поэтому родителям необходимо учитывать этот важный фактор. Они должны сами соблюдать установленные ими для ребенка правила безопасности, этикет, аккуратность, тактичность. Их собственная жизненная позиция помогает детям научиться наслаждаться музыкой, искусством и литературой, разумно тратить деньги, иметь здравые взгляды относительно зарабатывания денег и мужественно встречать беду.
Конечно, родители не могут во всем быть совершенным примером для подражания. Завышенные требования неразумно предъявлять и к себе, и к ребенку. Становясь более зрелыми, дети узнают, что у их родителей есть недостатки, и принимают их. Тогда им легче признать и принять свои собственные слабые стороны. В этом они также познают жизнь, подражая своим родителям.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

ПОДРАЖАНИЕ
следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. В развитии ребенка П. — один из путей усвоения обществ. опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребенок раннего и дошк. возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.
Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психич. развитии.
Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении обществ. опыта, к нарушениям психич. развития в целом.
П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошк. возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.
П. обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, при П. копируется поведение модели. Во-вторых, П. должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других разл. условий. Напр., если ребенок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы 1-го мес жизни могут подражать мимике взрослых, напр. вслед за взрослым открывать рот, остается спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному П. Если показать язык двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на П., но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7—8 мес младенцы уже способны к избирательному П., к-рое с возрастом ребенка ста новится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному жестам, звукам, разл. формам поведения.
В начале 2-го года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, П, к-рое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.
Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. В эксперименте детям демонстрировали разл. виды действий моторные — напр. взрослый передвигал кубик вдоль стола, социальные — взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал, координиров последовательные действия. С наиб. готовностью дети подражали моторным действиям, реже — действиям социальным Дети младше полутора лет редко подражали координиров последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами.
Помимо живых людей, дети наблюдают, напр. модели телевизионные До 2 лет они подражают им гораздо реже, чем живым объектам, но к 3 годам они уже способны моделировать поведение и тех и других одинаково часто Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевиз информацию они усваивают с раннего возраста.
Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, т к П. — это эффективный способ усвоения нового. Специалисты в области дет психологии полагают, что П. связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ П. включает в себя множество компонентов и выполняет разл. функции в зависимости от возраста ребенка.
В первые 2 года жизни П. отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, к-рыми они еще только овладевают, чем действиям, к-рыми уже полностью овладели или к-рые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 мес, но не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками .Также и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название неизвестного предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.
Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения.
На 3-м году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К 2 годам большинство детей уже способны отождествлять себя с др. людьми по половому признаку. Напр., мальчики, замечая свое сходство с отцом и др. мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем П. окружающим.
Своим родителям дети подражают чаще, чем др. взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций — как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекают его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.
Т.о., П. вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на др. человека или достичь определенной цели П. ребенка в первые 3 года жизни зависит от уровня его познават. развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного др. человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.
Несмотря на внеш. сходство, за явлениями П. на разных возрастных этапах скрыты разл. психол. механизмы В мла-денч возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт П. в дошк. возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры первоначально ребенок подражает наиб. открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, к-рые действительно отражают смысл ситуации П. в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с нек-рой конкретной значимой для него личностью либо собобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик П. у взрослых выступает элементом научения в нек-рых видах проф. деятельности (спорт, иск-во и др.). ПС Арискин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
722.29 кб

Подражание и игры как факторы естественного самовоспитания ребенка

Румянцев Н.Е.
В начале ХХ века шло становление педагогической психологии. Многие идеи, зародившиеся в те годы, продолжают быть актуальными спустя столетие.
Читать PDF
279.74 кб

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДРАЖАНИЮ, ОБРАЗЦУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗ

Российская Е.Н., Заплаткина А.А.
В статье рассматривается теоретический анализ литературы и представлены результаты исследования действий по подражанию, образцу и словесной инструкции у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
218.03 кб

Жизнь, достойная подражания

Ельчанинов Валентин Александрович
Об ученом, докторе, профессоре Александре Сергеевиче Кашине.
Читать PDF
1.35 мб

Роль подражания в формировании нравственных представлений

Хилова Т. Н.
Читать PDF
197.85 кб

Роль примера и подражания в воспитании

Читать PDF
347.33 кб

Взрослый как пример для подражания в полоролевом воспитании детей

Дыбина Ольга Витальевна
В статье раскрываются теоретические основы ознакомления детей с миром взрослых, рассматривается взрослый как образец, пример в полоролевом воспитании.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ПОДРАЖАНИЕ ГОЛОСУ

    Молодые певцы пытаются имитировать звучание великих певцов. Слушать великих певцов, учиться у них языку эмоций, где–то подражать им, необходимо молодым певцам для выработки своей индивидуальнос
  • РЕФЛЕКС ПОДРАЖАНИЯ

    Один из рефлексов саморазвития, лежащий в основе имитативных, трансформационных, подстановочных, репродуктивных и некоторых других упражнений.