Поцелуй

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Поцелуй
форма проявления любви, ласки, уважения одного человека к другому посредством прикосновения губами к его губам, лицу, другой части тела. Этот прием существовал уже у древних славян – они целовались в обе щеки, высказывая этим друг другу любовь и дружбу. Считалось, что после поцелуя уже нельзя обмануть, не любить. Не зря существует выражение «поцелуй Иуды», в смысле поцелуя, которому нельзя доверять, поцелуя предателя. С рождение христианства поцелуй перешел и в религиозные обряды. Так, на Пасху совершается «христосование», всеобщее «святое целование», утверждающее равенство всех людей перед Богом. В церкви есть целование икон, креста, земли, руки священника, Библии. С поцелуем как бы передается добрая энергия, им проверяется искренность любви. Огромное значение имеет поцелуй для ребенка, для него он не только воспитатель, но и физическое средство жизни и развития, единения с мамой и папой, близкими людьми. Недоцелованные в раннем детстве дети вырастают недоверчивыми, агрессивными. Не зря слово «поцелуй» произошло от слов «целый», «цельный», т.е. воссоздающий целостность.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПОЦЕЛУЙ
«прикосновение губами к кому-, чему- либо в знак любви, дружбы» (Словарь, 1960–10, 1701).
О 10-летних детях, начала 1890-х гг.: «В прихожей Лиля… остановилась, переводя дыхание и глядя на Никиту смеющимися глазами. Они стояли около вешалки с шубами. Лиля спросила: “Ты чего смеешься?” “Это ты смеешься”, – ответил Никита. “А ты чего на меня смотришь?” Никита покраснел, но пододвинулся ближе и, сам не понимая, как это вышло, нагнулся к Лиле и поцеловал её. Она сейчас же ответила скороговоркой: “Ты хороший мальчик, я тебе этого не говорила, чтобы никто не узнал, но это секрет”. – Повернулась и убежала в столовую» (Толстой, [1919– 1922] 1984, 41).
О 1917 г.: «“Мальчишки будут за косы дергать, – сказала басом толстая гимназистка, – или целоваться начнут”. Наша депутация изобразила бурное возмущение… Степка даже плюнул и сказал: “Тьфу! Целоваться... Лучше уж жабу в рот.”» (Кассиль, 1935, 159).
О нач. 1920-х гг.: «За калиткой Илюша принял независимый вид. Девочки, увлеченные игрой, не замечали его. Потом Варька озорно крикнула: “ Эй, иди, похристосуемся!” Видя, что мальчик не удостаивает ее ответом, Варька стала шептаться с девочками. Скоро они подошли сами. “Садись, – ласково предложила Варька, – посиди с нами на бревнышке”. Илюша стеснялся девочек, но Варька притащила его за руку. Они усадили Илюшу на бревна и сами сели по бокам тесно-тесно. Илюша не догадывался, что ему готовят подвох. Между тем Варька лисой увивалась вокруг него… …Варька подала сигнал девочкам, и они повалили Илюшу на спину. Двое крепко держали его за распятые руки, а Варька наклонилась и поцеловала его раз и другой. После чего девочки подхватились и, хохоча, убежали. Варька дразнила Илюшу издалека: “Христос воскресе! Ну как? Хорошо целоваться?” С красными от стыда щеками Илюша поднялся и ушел домой. Теперь его засмеют...» (Жариков, 1971, 91–92).
О девушке 18–19 лет в начале 1943 года: «В сентябре 1942 года я пошла учиться в… железнодорожную школу… Девочки-школьницы были нарядно одеты (тогда ещё не было единой школьной формы)… 25 января 1943 года Воронеж был освобожден… Мы ехали дорогой, проходящей через дубовый лес… Аркаша лихо крутил баранку, смешил меня своими рассказами. Вдруг… он снял с баранки одну руку… обнял меня и хотел поцеловать. Я резко отстранилась и сказала, что, если он будет так вести, то я вылезу из машины и пойду пешком. Аркаша был удивлен. “Что ж тут такого? Ну, поцеловались бы”. “Не хочу я целоваться” – строго сказала я. А перед глазами я вдруг увидела нашу учительницу Серафиму Ивановну, уже немолодую женщину, которая, читая нам роман Чернышевского “Что делать?”, рассказывая о Вере Павловне Розельской, повторяла её слова: “Никогда не давай поцелуя без любви!” Может быть, современному молодому поколению это кажется смешным, но мы тогда верили в настоящую любовь и ждали её. Может быть не все были такие, но были» (Кубанева, 1988).
О конце 1950-х гг. – начале 1960-х гг.: «“А ведь ты, Анька, хотела тогда меня поцеловать”, – …сказал Никита… “Вот выдумал”, – неуверенно сказала Анька. “А разве нет?” “Конечно, нет! Разве можно говорить об этом?”… “Ты не должен на меня сердиться, – сказала Анька. – Мама говорила, что целоваться прилично с семнадцати лет. А тебе, Никита, нет еще семнадцати...”…» (Длуголенский, 1972, 64–65).
О 1980-х гг.: «Я столкнулась с первым поцелуем в 14 лет. Мы гуляли с мальчиком вечером, разговаривали, но я никогда не думала, что обязательно нужно целоваться. И когда он попросил меня об этом я спросила: «Зачем?», то он не знал что ответить (ему было 16 лет). Но, когда он меня попросил об этом второй раз, я согласилась, но в последний момент, когда он приближался своими губами к моим, я убрала голову и сказала, что мне смешно. Так мы больше никогда не встречались. Момент приближения мужских губ к моим (в первый раз, конечно) я вспоминаю: земля уходила из-под ног, кружилась голова, не понимаешь происходящую реальность, как в полете. Сумасшедшие ощущение! Жаль, что не испытываешь его при последующих поцелуях. А мне было стыдно признаться, что не целованная, когда я и мои подружки гадали на картах. Нужно было посидеть на них, если не целованная. Подруги уже все целовались, а я нет. Спрашивали: “Ты нецелованная?” Мне было стыдно признаться, что нет, и я отвечала, что да» (611).
О 1990-х гг.: «Первый раз я поцеловалась в 12 лет. Мальчику из класса я нравилась, так как он постоянно забирал ручку, брал за руку. Ребята из класса смеялись: “Ну, Алёша, поцелуй её, поцелуй”. В воскресный день он пригласил меня в кино, народу было немного. Он сел на последний ряд, было темно. Наклонился и поцеловал меня в губы. А я просто не ожидала и не думала, и сидела не шелохнувшись. Потом, когда мы вышли из клуба, мне было очень стыдно. А его друг, который шёл рядом, смеялся и говорил: “Ну что, нацеловались?” Я помню, когда мы делали генеральную уборку в классе, мне и одноклассницам было по 13 лет, одна рассказывала, как надо правильно целоваться. Говорила, что девочка должна делать губы трубочкой, а мальчик захватывать её губы и втягивать в себя, на пальцах показывала. У меня в классе была девочка, она считала себя красавицей и что все мальчики нашего класса все её целовали, заигрывали. И такая, говорит: “Девочки, я вся перецелованная, – то есть её много-много раз целовали, – а ты нецелованная, потому что ты некрасивая и тебя никто не целовал”» (551). Обучение поцелую у девочек.
О 1970-х – 1980-х гг.: «Если девочке очень хочется не ударить в грязь лицом при поцелуе, то… она старается пройти стадию непосредственно-практического обучения. Изучение материалов позволило выделить к настоящему времени четыре разновидности “поцелуйной тренировки”: Первая. Более старшие и опытные девочки показывают, как надо целоваться, менее старшим и менее опытным: “Мне показали, как надо целоваться, две девчонки, которые были старше меня на два года”… Вторая. Не имеющие опыта девочки сами тренируются друг на друге. “О поцелуях … мы вели разговоры среди девочек. Учились целоваться. Одна девочка вычитала, как надо правильно целоваться, и мы тренировались, учились целоваться”; “Я впервые услышала о них от старшей сестры, она даже тренировалась на мне. После этих тренировок у меня очень болели губы, мне это не нравилось”. Третья. По рекомендации “специалиста” девочка обучается на каком-либо “неодушевленном” объекте… “Старшие девочки показывали нам на своей руке, как надо правильно целоваться “взасос”. Затем мы на своей руке повторяли это…”. “…Учились целоваться…. И для этого использовали свою руку. Поднесём ее к губам и целуем, представляя, что с мальчиком целуемся”; “… Я сама решилась взяться за технику поцелуя: тренировалась на собственной руке, внутренней стороне предплечья. Я засасывала в рот немного кожи, водила по ней языком и представляла, что я целуюсь с мальчиком”. Чаще всего в качестве “тренажера” рекомендуется помидор…, реже – яблоко: “В школе девчонки рассказывали, что научиться поцелуям можно с помощью помидора. Высасывая сок из целого, спелого помидора, получается похоже на поцелуй”; “О поцелуе начали разговаривать в классе восьмом. Девчонки говорили, что надо учиться на помидорке или яблоке, тоже где-то услышали”. Четвертая. Девочки обучаются поцелую на различных предметах. Этим предметом может быть зеркало, игрушки (в том числе куклы), подушка: “В 14 лет … дома я училась целоваться на зеркальце”, “Я стала учиться целоваться на игрушках, куклах, на подушках”; “…Я не знала, как это делается и… решила потренироваться. У меня есть большая мягкая игрушка – жираф. Так вот с помощью этой игрушки и я училась целоваться…”» (Борисов, 2002, 147–150). Поцелуй как воображаемая причина беременности. Популярная писательница начала ХХ века А.Вербицкая в автобиографии «Моему читателю» поведала о том, как лично на нее повлияла версия о появлении ребенка от беременности, высказанная ин- тской классной дамой: «“Берегитесь, душечки! – зловеще говорила она классу. – Не подходите близко к мужчинам! Они вас поцелуют. А если поцелуют, сейчас же будет ребенок… И вы погибнете…” И были дуры, которые верили на слово… И таких было много… Когда я была в IV-м классе, меня на балу отличил своим вниманием кадет лет 15-ти. Это был противный мальчишка, курносый, белобрысый, с наглыми голубыми глазами… Упоённая его вниманием, я строила ему глазки, позволяла жать мою руку и талию во время вальса… …В самый разгар польки, танцуя со мной, он чмокнул меня прямо в губы. От стыда и перепуга я грохнулась на паркет почти замертво… С бала меня отправили в лазарет… В лазарете со мной сделалась истерика, окончившаяся настоящим нервным припадком. …Я провалялась неделю. Плохо спала, горько плакала по ночам и упорно хранила про себя тайну моего позора. Я ждала…Вот-вот родится ребенок… Все узнают…Я погибла….Мое здоровье надолго расстроилось. Понадобилось месяца два, чтоб вернуть равновесие нервной системе. Ничего не изменилось, ребенка не было. Только пропала наивная вера в опасность поцелуев» (Вербицкая, 1911, 182–183).
О 1970-х – 1990-х гг.: «Версия о появлении ребёнка от поцелуя [является одной] из наиболее популярных. Её придерживаются не только девочки дошкольного и младшего школьного возраста, но подчас даже девочкиподростки 11–14 лет: «“В детсадике девочки говорили, что дети появляются от поцелуя. И когда-то в один день – не знаю, что нашло на мальчиков нашей группы. Они брали девочку за руку и вели в раздевалку. Там доставали из шкафчика свое пальто, потом на него толкали девочку и ложились рядом и целовали. В тот день у меня вечером была истерика, потому что я не знала, сколько у меня будет детей, т.к. с первым мальчиком я пошла ради интереса, а другие меня туда тащили силой. Но мама вечером сказала мне, что я еще маленькая, и у меня пока не может быть детей”; “Очень интересно было слушать рассказы “просвещенных” друзей и подружек о том, откуда и как появляются дети… Сейчас странно это вспоминать, но нам тогда казалось, что дети могут появиться и от поцелуя”; “Вообще все мои сексуальные познания сводились к тому, что если поцелуешься, то сразу будет ребенок. Это я узнала от девочек…” (о возрасте 8–10 лет); “До [13–14 лет] мне казалось, что дети рождаются за счет поцелуя. И я считала, что целоваться могут только молодые, но я не понимала, почему у не молодых людей есть маленькие дети. А фильмы, в которых целовались, я всегда смотрела со страхом, думая, что вот они поцеловались – теперь у них будут дети”; “Одна девочка у нас всегда говорила, что дети получаются от поцелуя. Это она знала по фильмам о любви, где целовались, а потом вдруг оказывалось, что девушка беременна. В это она верила вплоть до 8–9 класса”; “Тему поцелуев мы обсуждали часто, так как казалось это чем-то страшным и неприятным. Старшие девочки нас переубеждали, но мы только хихикали и краснели. О последствиях поцелуев ходили слухи, например, от поцелуя можно забеременеть”; “Сначала в раннем подростковом возрасте были мифы о поцелуе. Говорили между собой, что если тебя, не дай Бог, поцелует без твоего желания мальчик, то ты забеременеешь. Все этого очень боялись и избегали этого”; “Когда меня в первый раз поцеловал мальчик-сосед в 12 лет, проводив до дома, я заплакала, думая: а вдруг у меня сейчас где-то внутри будет ребенок”; “Первый раз я поцеловалась еще в классе первом. Но тогда я боялась целоваться, так как думала, что если поцелуюсь с черноволосым мальчишкой, то обязательно забеременею, и мне будут разрезать живот, чтобы вытащить ребенка”. Версия “беременности от поцелуя” наряду с чисто “поцелуйной” верисей является одной из самых распространённых: “Говоря о сексе, детях, мальчиках, мы с серьезностью вели разговор о поцелуе. Размышляли потом, как появляются дети, не имея никакого представления об этом. Затем, узнав только принцип, без деталей, верили в то, что можно забеременеть, если будешь целоваться. Когда слюна попадет изо рта в рот, и будут дети. Долго спорили, рассуждали и в конце концов остановились на этом мнении”; “Роль поцелуя для беременности видела в том, что слюна мужчины попадает в рот женщины, и поэтому она беременеет, и от этого рождаются дети. И если поцелует мужчина женщину в живот, а не в руку, ногу и т. д., то тоже женщина беременеет, так как все дети рождаются из живота, то целовать нужно обязательно в живот»; “…Был такой миф, что в слюне находятся невидимые деточки, когда целуешься, то эти деточки попадают в живот и растут. Так появляется младенец (12–13 лет)”» (Борисов, 2000, 12–13). Поцелуй как ритуализованное приветствие у девочек.
О женской гимназии в середине 1910-х гг.: «После каникул… Девочки входили одна за другой, шумно здоровались, разговаривали. Слышались поцелуи и смех» (Филиппова, 1938, 97).
О девочках 11–15 лет в г. Когалыме Тюменской обл. в 1998–2003 гг.: «В нашей компании был такой обычай – при встрече целовать друг друга три раза в щёки. Если отношения были натянутые, неискренние, то девочки только обнимались. Даже если подруги уже виделись в этот день утром, а вечером снова встречались, нужно было всё равно целоваться. При этом корпуса целующихся наклонялись вперед, руки лежали на верхней части спины или девочки просто держались за руки. Мы считали, что такое действие обособляет нас от других компаний. Другие при встрече ударялись ладонями, потом кулаками, затем следовало рукопожатие, обнимались и целовались. Помню, как ловко у них получалось. Одна девочка мне рассказала, что они долго придумывали череду действий и тренировались дома, прежде чем приветствовать друг друга прилюдно» (134).
О девочках-подростках в г. Лянторе в 1999–2000 гг.: «В классе 8–9 с подругами целовались при встрече в щеку» (015).
О девочках 14 лет в Шадринске в 2001 году: «Когда я училась в школе, в 8 и 9 классах (между девочками) было очень модно при встрече целовать друг друга в щеку. Чаще всего даже не касаясь губами щеки подруги. Утром или днем приходя на смену, вместо стандартного “Привет” необходимо было подойти, приобнять одной рукой или обнять двумя руками и прикоснуться щекой (чаще всего не губами) к одной, затем – другой щеке. Обнимаясь и целуясь, мы показывали своё “положительное” отношение друг к другу. Позже, в 10– 11 классах, у нас утратилась привычка поцелуя (объятий) при встрече, но мы наблюдали, как восьмиклассницы и девятиклассницы осваивают её» (132).
О девочках-старшеклассницах в 2002–2004 гг. в г. Кургане: «Когда я училась в 10–11 классах школы № 5 г. Кургана, девочки из 9, 10, 11 классов при встрече целовали друг друга в губы: просто соприкасались губами. Но в губы целовались не со всеми подряд, а только с лучшими подружками; с хорошими подругами – ограничивались объятиями и поцелуем в щечку» (138). «Нецелованность» и «целованность» в гаданиях на картах - (см.: Карты, Гадать на картах).
О вт. пол.. 1970-х гг.: «Я поцеловалась в первый раз в двенадцать с половиной лет и всячески старалась скрывать это. Я уже считалась целованной, это лишало возможности “сидеть на картах”. Что это значит: когда мы с подругами собирались и гадали на картах, [то] прежде чем гадать, надо было посидеть на картах, чтобы они “говорили” правду. Мы в это верили, что если посидит целованный, то правды не жди, и вот таким образом мы догадывались: кто не садится – значит, целованный. К годам 15 девчонки, которые до сих пор не получили поцелуя, старались уже, наоборот, скрывать этот факт, то есть говорили, что они целованные, так как это уже считалось смешно, может, даже стыдно» (479). Игры с поцелуями - см.: «Арам-шим-шим»; «Кисбрысь-мяу»; «Мех, пух, перо»; «Поцелуйчики»; «Шире круг», «Пух, мех, домино»; «Пух, перо, медные трубы».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Похожие термины:

  • ВОЗДУШНЫЙ поцелуй

    знак поцелуя, переданного в воздухе на расстоянии движением руки от губ в направлении к кому-то. О Москвке в 1930-е гг.: «Долгое время я удивлял [ребят] тем, что уходящим с бульвара папе или маме посылал
  • ПОЦЕЛУЙЧИКИ

    игра, аналогичная игре «Кис- брысь-мяу». О Курганской области во вт. пол. 1990-х гг.: «В детстве на летних каникулах каждое лето я проводила в дет. оздоровительном лагере, обычно в “Чайке” (посёлок Искр