ПЛУТАРХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЛУТАРХ (ок. 46-ок. 127)
древнегреческий писатель, философ-моралист, историк. Основал философско-нравственную школу и посвятил себя педагогической и просветительской деятельности. Как философ П. следовал учению Платона. Автор морально-философских и историко-биографических сочинений. Наследие П., по сведениям древних, включало св. 200 сочинений. Литературная деятельность П. носила, прежде всего, просветительский и воспитательный характер. Его произведения обращены к широкому кругу читателей и имеют ярко выраженную морально-этическую направленность, связанную с традициями жанра поучения - диатрибы. Центральное место занимают произведения моралистического содержания, благодаря которым весь раздел получил название "Нравственные сочинения", или "Мoralia". П. подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы. Другие произведения П. написаны в жанре историко-художественных биографий. В "Сравнительных жизнеописаниях" разработан новый тип биографии - моралистико-психологические этюды. П. создал галерею образов знаменитых государственных деятелей, ораторов, полководцев (Ликург, Перикл, Цезарь, Цицерон, Демосфен и др.). П. - автор сочинений по практической морали ("О зависти и ненависти", "Как отличить льстеца от друга", "О любви к детям" и др.), о влиянии литературы на человека ("Как юношам знакомиться с поэзией"). Разработанный П. идеал гуманности и гражданственности получил дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и Просвещения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЛУТАРХ
ок. 46, Херонея, Беотия, — ок. 127), др.-греч. писатель, философ-моралист, историк. Изучал философию, историю, естеств. науки в Афинах. Собирал ист. материалы в разных местностях Греции, бывал в Италии, Александрии. В Риме выступал с лекциями на филос.-этич. и ист. темы. Есть сведения о моральной авторитетности П., заставлявшей многих из его слушателей обращаться к нему за советом в своих нравств. трудностях. Большую часть жизни П. провел на родине, основал там филос.-нравств. школу и посвятил себя пед. и просветительской деятельности. Занимал видные обществ. должности, на к-рые его избирали сограждане. В старости стал жрецом Дельфийского святилища Аполлона.
Как философ П. следовал учению Платона, не принимая ни одной из существовавших филос. систем его времени. По своему мировоззрению П. — традиционалист, более всего доверявший устойчивым житейским представлениям, накопленному в поколениях практич. опыту. Стремясь к возрождению этич. норм жизни и обществ.-бытового уклада полисной Греции, он видел в философии единств. путь к нравств. усовершенствованию личности и общества. Моральная философия П. стала новым явлением для греч. культуры периода эллинизма, когда антич. культ героев сменился интересом к обыкновенному человеку, нуждающемуся в руководстве и воспитании. В основе морали П. лежали понятия Псибекх («образования», «просвещения», т.е. эллинской духовной культуры) и cpiX. av&ou»jua («человеколюбия», т.е. эллинской гуманности).
Наследие П., по сведениям древних, включало св. 200 соч., больше половины из к-рых не сохранилось. наиб. обширный раздел составили произв. разл. жанров — трактаты, послания, диалоги, наставления и др., посвященные проблемам космологии и астрономии, политики, религии, педагогики. Центр. место занимают произв. моралистич. содержания, благодаря к-рым весь раздел получил назв. «Нравственные сочинения», или «Moralia». П. подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы (трактаты «Брачные наставления», «О любви к детям», «О братской любви», «Утешение супруге», диалог «О любви»). Семейные и дружеские привязанности для П. неотделимы от гражд. добродетелей. Особое внимание П. уделял теме женщины, ее образованию и роли в семье. Во мн. трактатах и диалогах П. анализировал человеческие страсти или отд. свойства характера — любопытство, болтливость, суеверность, гневливость, жадность и др. Особенность «Моралий» — это переплетение ист. фактов, вымысла и мифологии, обилие острых слов, анекдотов, цитат из греч. поэтов и прозаиков классич. периода, автобиографич. признаний.
Пед. и морализирующие задачи заставили П. обратиться к жанру ист.-худож. биографии. В «Сравнительных жизнеописаниях» П. разработал новый тип биографии — моралистико-психол. этюды, сочетавшие фактографичность с риторико-стилистич. приемами. Прославляя классич. прошлое Греции, П. создал галерею образов знаменитых гос. деятелей, полководцев и для каждого своего соотечественника нашел параллель в рим. истории. П. подробно описывал личные качества изображаемых людей, особенности их характера. Свободолюбие и гражд. достоинство отличают образы Солона, Кориолана, бр. Гракхов; как примеры добродетели и гуманности показаны Ликург, Перикл; портреты талантливых стратегов даны в биографиях Александра и Цезаря, великих ораторов — в биографиях Цицерона и Демосфена. Биографии содержат фрагменты, отражающие размышления автора по поводу своих героев.
Опираясь на дидактич. опыт и ораторское иск-во эпохи античности, П. достиг в произв. высокого худож. уровня, благодаря чему они стали частью мировой литры и в популярных переложениях вошли в круг чтения юношества. Разработанный П. идеал гуманности и гражданственности осваивался в эпохи Возрождения и Просвещения. Ф. Рабле, М. Монтень высоко ценили энциклопедизм П., Ж. Ж. Руссо привлекало его внимание к «естественным» чертам человеческой психологии. Мн. реформаторы 18—19 вв. видели в соч. П. образы, созвучные их полит. идеям.
Соч. в рус. пер.: Сравнит, жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64; Сочинения, вступ. ст. А. Лосева, М., 1983.
Лит.: Аверинцев С. С., Плутарх и антич. биография, М., 1973; Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg., 1949; Plu-tarch, hrsg. v. B. Scardigli, Darmstadt, 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • ПЛУТАРХ (ок. 46-ок. 127)

    древнегреческий писатель, философ-моралист, историк. Основал философско-нравственную школу и посвятил себя педагогической и просветительской деятельности. Как философ П. следовал учению Платона