ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович
(1840– 1868), русский критик, публицист. «Рано уйдя из жизни, Писарев продолжал жить своими работами: все “продвинутые” гимназисты в старших классах читали такие статьи, как “Реалисты”, “Школа и жизнь”, “Педагогические софизмы”, “Наши университеты” и другие. Автор их требовал поставить на первое место преподавание естественных наук, квалифицировав все остальные как неи противоестественные» (Каграманов, 2007).
О нач. ХХ в.: «…В Каменец-Подольске года [190]9– [19]10 (V–VI класс для меня) в среде молодежи в какойто мере ещё продолжались даже не позитивические [18]80-е годы (молодость наших отцов), а наивноматериалистич. базаровщина [18]60-х. В том возрасте, когда подростки начинают читать “умные” книги, мы прежде всего хватались за Писарева (некоторые, я в том числе, прочли его от доски до доски, даже диссертацию об Аполлонии Тианском) и надолго портили себе лит. вкус. Во власти философии нашими перв. учителями были переизданные после первой революции Молешотт и Бюхнер. “Сила и материя” казались многим из нас, 15– 16-летним, едва ли не венцом человеческой мысли… Некоторые так и остались – похоже, что на всю жизнь – при Писареве, Молешотте и других столь же глубоких авторитетах. Большинство их все-таки переварило уже к концу сред. школы. Думаю, что в этом отношении очень помог нам Толстой» (Раевский, 1992, 52).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1846-1868)
публицист, литературный критик, философ-материалист. Провозвестник нигилизма. В 1862-66 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В центре антропологической концепции П. - борьба за освобождение человека от всех видов духовного подавления: государственного деспотизма, религиозных верований, моральных кодексов и пр. Ближайшей задачей П. считал подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой общественной мысли в широкие народные массы. В статье "Народные книжки" (1861) П. сравнивал цели деятельности поэта и учителя: тот и другой призваны ликвидировать вековой разрыв между образованными классами и народом. Центральное место в программе П. занимает пропаганда естественно-научных знаний и материалистических идей, а также педагогическая деятельность, ведущая к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей ("Схоластика XIX века", 1861). Формирование людей нового типа П. связывал с перестройкой всей системы среднего и высшего образования в направлении разностороннего развития человека, подготовки его к дальнейшему самообразованию и практической деятельности. Уже в современном ему мире видел людей, способных воспитать в себе волю и способность к нетрадиционному мышлению ("Базаров", 1862). В программных педагогических статьях "Наша университетская наука" (1863) и "Школа и жизнь" (1865) выступал последовательным сторонником реального образования. Основой гимназического курса предлагал сделать изучение математики и естественных наук, сохранив преподавание Закона Божьего, русской грамматики и иностранных языков. Предлагал исключить из гимназического курса историю, географию, химию и естественную историю, полагая, что эти дисциплины нужно осваивать самостоятельно, имея надежный образовательный фундамент и владея методологическим аппаратом. Важной стороной этой программы было четкое разделение между общим образованием и специальностями, преподавание которых было подчинено в ней основному направлению общего образования. Резкой критике П. подверг современное ему университетское образование. Университет, по мнению П., не дает ни основательной научной подготовки, ни практической специальности. Много внимания П. уделял женскому образованию. — революционный демократ 60-х годов 19 века создал вместе с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Н.В. Шелгуновым концепцию нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи революционного преобразования общества путем уничтожения угнетения и эксплуатации людей. (Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания революционеров-демократов 60-х годов 19 века. Монография. - Пятигорск, 2004. , 9-34) См. также Добролюбов, Чернышевский

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович
2(14). 10.1846, с. Знаменское, ныне в Липецкой обл., — 4(16).7.1868, Дуб-бельн, ныне Дубулты, близ Риги, похоронен в Петербурге], публицист, лит. критик, философ-материалист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1861). С 1859 вел библ. отдел в журн. «Рассвет», предназначавшемся для «взрослых девиц»; выступил с рядом статей по вопросам жен. эмансипации. В 1861—66 ведущий критик и идейный руководитель журн. «Русское слово». В 1862—66 за выступление в защиту А. И. Герцена отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В последние годы жизни сотрудничал в журн. «Дело» и «Отечественные записки».
В идейной борьбе эпохи реформ 60-х гг. 19 в. сформировались «нигилистические», а по сути демокр., рев. и социали-стич. взгляды П. Опираясь на идеи Н. Г. Чернышевского, П. развивал преим. критич. сторону рев. идеологии (неприятие абсолютистского гос. строя, крепостничества, либерализма, ухода образованной части общества в цеховую науку и чистое иск-во). Видя гл. социальную задачу и цель собств. деятельности в разрешении вопроса о «голодных и раздетых», в перспективе П. считал возможным осуществление социалистич. идеала. По П., самой природе человека, на протяжении тысячелетий искажаемой «элементом присвоения», соответствует такой тип социально-полит. устройства, в к-ром воплотится человеческая солидарность и «общедоступное счастье». Будучи сначала сторонником рев. пути развития (прокламация против Шедо-Ферроти, 1862), в 1863—64 П. стал разрабатывать программу достижения социализма помимо «ист. событий», с помощью постепенных социальных изменений и подготовки сознания общества через просвещение народа («Реалисты», 1864). Большую роль в этом процессе П. отводил развитию опытной науки и знания («Цветы невинного юмора», 1864). Идеал П. предполагал коренное изменение человеческой личности, всемерное духовное развитие и развертывание ее свободы.
В центре антропологич. концепции П. — борьба за освобождение человека от всех видов духовного подавления: гос. деспотизма, религ. верований, моральных кодексов, полит. и идеологич. догматов. По мысли П., до тех пор пока люди не научатся самостоятельно действовать во всех сферах жизни, они останутся несвободными. Ближайшей задачей П. считал подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой обществ. мысли в широкие нар. массы. В ст. «Народные книжки» (1861) П. сравнивал цели деятельности поэта и учителя: тот и другой призваны ликвидировать вековой разрыв между образованными классами и народом. Воздействие на общество, по П., состоит в выработке и пропаганде идеала нового обществ. устройства, к-рый сочетал бы особенности рус. нац. уклада с опытом европ. полит. жизни.
Центр. место в программе П. занимает понятие «настоящего дела», включающее разл. пути «эмансипации человеческой личности» — пропаганду естеств.-науч. знаний и материалистич. идей (органичных, по мнению П., для трезвого рус. ума), а также пед. деятельность, ведущую к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей («Схоластика XIX века», 1861). На этой основе строится пед. идеал П.: «Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым, но честным и полезным трудом — тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила» («Мысли о рус. романах», 1863). К осуществлению «настоящего дела» призвано только еще формирующееся поколение, т. е. «новые люди» — «мыслящие работники, любящие свою работу». Представление о том, какими должны быть «новые люди», П. основывал на «теории разумного эгоизма»: человеческой природе свойственны «величайшие подвиги полезного труда» (так же, как и самые низкие проявления нравств. распущенности); при благоприятных условиях в человеке усиливаются и развиваются самые благородные стремления, и потому долг, труд и наслаждение составят единое целое («Разрушение эстетики», 1865). Уже в современном ему поколении П. видел людей, способных воспитать в себе твердую волю, способность к нетрадиц. мышлению и приобретению разносторонних знаний, что дает им возможность отойти от общепринятых норм обществ. жизни и смотреть в будущее («Базаров», 1862).
Формирование людей нового типа П. связывал с перестройкой всей системы ср. и высш. образования в направлении разностороннего развития подрастающего человека, подготовки его к дальнейшему самообразованию и практич. деятельности. В программных пед. статьях «Наша университетская наука» (1863) и «Школа и жизнь» (1865) П. выступил последовательным сторонником реального образования. Полемизируя с защитниками классич. школы (M. H. Катковым и др.), П. выдвинул следующие тезисы в защиту реализма: знания о природе соответствуют естеств. потребностям дет. ума; изучение естеств. наук, тесно связанных с живой действительностью, не может стать «мертвым капиталом», чем бы человек впоследствии ни занимался; естеств. науки образуют сферу чистого знания, независимого от полит. и идеологич. установок; методы естествознания (наблюдение и опыт) наилучшим образом способствуют развитию мыслительных способностей. Все шк. дисциплины П. разделял на образовательные и прикладные. Среди первых ведущую роль он отводил математике, выступал за усиление ее преподавания. Усматривая гл. задачу школы в развитии у учеников самостоят. мышления и привычки к систематич. труду, П. оказывался близким к сторонникам классич. образования, расходясь с ними в понимании способов достижения образоват. целей.
Основой гимназич. курса П. предложил сделать изучение математики и естеств. наук, сохранив преподавание закона Божьего, рус. грамматики и иностр. языков. Опровергая аргументы в пользу изучения древних языков, П. утверждал, что новые языки также развивают ум, придают ему гибкость и способность проникнуть в мировоззрение другого народа. Для образованного рус. человека достаточно знания англ., франц. и нем. языков, открывающего возможности для приобщения к 3 богатейшим культурам.
Большое внимание П. уделял соблюдению гигиенич. норм шк. жизни, считал совр. ему шк. программы чрезмерно перегруженными предметами, не способствующими умственной деятельности, что негативно отражается как на духовном, так и на физич. развитии ребенка. П. предложил исключить из гимназич. курса историю, полит. географию, химию и естеств. историю, полагая, что эти дисциплины нужно осваивать самостоятельно, имея надежный образоват. фундамент и владея методологич. аппаратом. Он отмечал, что в шк. преподавании этих предметов обычно преобладают фрагментарность и зубрежка, ведущие к потере интереса к знанию как таковому. Преподавание отеч. истории П. связывал с курсом словесности с целью формирования истинного патриотизма, основанного на глубоком восприятии родной литры. Эстетич. вкус и любовь к отеч. словесности П. считал возможным привить посредством чтения и разбора лучших авторов, отказавшись от преподавания теории словесности и истории лит-ры. В состав общего образования, по мысли П., непременно должен быть включен физич. труд (к к-рому ребенка необходимо приучать с малолетства). Программа шк. образования П. была призвана сократить разрыв между гимназич. курсом и новейшими науч. достижениями за счет глубокого изучения сравнительно небольшого числа дисциплин. Важной стороной этой программы было четкое разделение между общим образованием и специальностями, преподавание к-рых было подчинено в ней осн. направлению общего образования.
Резкой критике П. подверг современное ему университетское образование. Университет, по мнению П., не дает ни основательной науч. подготовки, ни практич. специальности. Жесткое деление на факультеты, обязательные экзамены, а также служебные преимущества, предоставляемые выпускникам ун-тов, препятствуют самостоят. выбору предметов для изучения. П. полагал, что высш. образование получит практич. смысл, если оно станет результатом личного труда студента по освоению тех науч. дисциплин, в к-рых он заинтересован.
Широкое образование, развитие познават. интересов и трудовых навыков П. считал осн. средствами воспитания. Главное, от чего следует уберечь подростка или юношу, — это превращение в «человека толпы». Не следует поражать слишком сильно воображение ребенка, препятствуя тем самым постижению мира через его собств. опыт, воспитывать в нем слепые симпатии или антипатии, не основанные на самостоят. духовной работе («Образованная толпа», 1867). Много внимания П. уделял жен. образованию, призванному формировать у девушек сознательное отношение к своим семейным и гражд. обязанностям.
Многие публицистич. выступления П. казались читателю парадоксальными и эпатирующими, они не укладывались ни в одну из существовавших фил ос., социо-логич., пед. систем, часто были полемически заострены. «Нигилизм» П. делал его принципиальным противником любой устойчивой доктрины, открывая этим возможности для поиска новых путей к выдвинутому им социально-полит. и нравств. идеалу.
Соч.: Соч., т. 1—4, М., 1955—56; Избр. произв., Л., 1968; Избр. пед. соч., М., 1984 (библ.); Ист. эскизы, предисл. и коммент. А. И. Володина, М., 1989.
Лит.: Соловьев Е. А., Д. И. Писарев, его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1899; Цыбенко В. А., Мировоззрение Д. И. Писарева, М., 1969; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972; Володин А. И., Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Чернышевский или Нечаев?, М., 1976, гл. 6; Короткое Ю. Н., Писарев, М., 1976; Лебедев A. A., Мыслящий пролетариат Писарева, М., 1977; Кузнецов Ф. Ф., Нигилисты? Д. И. Писарев и журнал «Рус. слово», М. Ю. Н. Короткое.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия