ПИРОГОВ Николай Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПИРОГОВ Николай Иванович
(1810–1881) – великий русский хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог. Основные педагогические работы: «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназии Киевского учебного округа», «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей» и др. Положил начало общественно-педагогическому движению 60-х гг. XIX в. Выступал против сословных ограничений в образовании и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которая тормозила нравственное воспитание детей, сужала их кругозор. Способствовал открытию воскресных школ для взрослых. Боролся за автономию высшей школы.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
(1810–1881), анатом,
хирург, педагог, общественный деятель. В 1828 г. окончил медицинский факультет Московского университета; с 1841 г. профессор Медико-хирургической академии в Петербурге. Считал, что формирование личности необходимо осуществлять на основе принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Содержание образования и организации учебной работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широких знаний, планомерную подготовку ума к самостоятельной деятельности. Основные работы “Вопросы жизни” (1856), “Избранные педагогические сочинения” (1880).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881)
анатом, хирург, педагог, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Профессор Дерптского университета (с 1836), Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1841). Свое педагогическое кредо П. выразил в статье "Вопросы жизни" ("Морской сборник", 1856). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. выдвинул в качестве гл. цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех ступеней обучения. Задачи обучения П. считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. В процессе воспитания гл. внимание П. уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие отечественной педагогической мысли и получили большой общественный резонанс.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПИРОГОВ Николай Иванович
1810—1881) — великий русский хирург, крупнейший ученый, основатель военно-полевой хирургии, видный общественный деятель и педагог. Основные пед. работы: «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» и др. Своей статьей «Вопросы жизни» положил начало общественно-пед. движению 60-х годов XIX в. Выступал против сословных ограничений в образовании и ранней утилитарно-профессиональной выучки, к-рая тормозила нравственное воспитание детей, сужала их кругозор. Защищал общечеловеческий характер воспитания, идею школы, к-рая обязана готовить «истинного человека», обладающего широкими научными познаниями, высшими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей. Ратовал за воспитание и обучение на родном языке. Предложил проект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой школы. Способствовал открытию воскресных школ для взрослых. Как попечитель учебных округов, П. внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, поощрял методические поиски учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Был непоследователен в вопросе о применении физических наказаний.

Источник: Педагогический словарь

ПИРОГОВ Николай Иванович
13(25). И.1810, Москва, — 23.11(5.12). 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], анатом. хирург, педагог, обществ. деятель, ч.-к. Петерб. АН (1846). В 1828 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском ун-те, затем на 2 года был направлен в Германию (Берлин, Геттинген) для науч. и проф. совершенствования. С 1836 проф. Дерптского ун-та, с 1841 — Медико-хирургич. академии в Петербурге. Был организатором помощи раненым в воен. действиях на Кавказе (в 1847) и в период Крымской войны (1854—55). С 1856 занимал должность попечителя Одесского уч. округа, с 1858 — Киевского. С последнего поста уволен в марте 1861. В 1862—66 руководил занятиями молодых ученых, направленных для подготовки к профессорской деятельности за границу (Гейдельберг). С 1866 в отставке, жил в своем имении в с. Вишня. В 1870 и 1877 по просьбе Об-ва Красного Креста во время франко-прус. и русско-тур. войн выезжал в действующую армию для оказания помощи раненым и больным. В мае 1881 в Москве торжественно отмечено 50-летие науч. и практич. деятельности П., он был избран почетным гражданином Москвы.
Свое пед. кредо П. выразил в ст. «Вопросы жизни» («Морской сборник», 1856, № 9). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. выдвинул в качестве гл. цели воспитания формирование высоко-нравств. личности, готовой отрешиться от эгоистич. устремлений ради блага общества. Формирование личности, считал он, требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на науч. основе, начиная от начальной и кончая высш. школой, так, чтобы одно уч. заведение служило базой для другого и, вместе с тем, давало знания для практич. жизни. Содержание образования и организация уч. работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широких знаний, планомерную подготовку ума к самостоят. деятельности. Спец. образование может строиться только на основе общего, гл. задача к-рого — составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивости к разл. областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчеркивая, что результативен только такой способ преподавания, в к-ром активен и учитель и ученик, когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося. Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников П. расценивал как источник неудач пед. воздействий. Большое значение он придавал умению учителя учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения П. ставил в зависимость от 4 осн. факторов — личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности уч. предмета.
Задачи обучения П. считал подчиненными воспитанию и нравств. развитию личности. Анализируя сущность воспитания как сознат. управления процессом формирования личности, П. называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребенку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей дет. природы, закономерностей психич. и физич. развития ребенка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника. Важнейшую воспитат. роль он отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога — основа нравственности ребенка. Большой нравств. потенциал видел в развитии познават. интересов. В процессе воспитания гл. внимание П. уделял выработке высоких нравств. убеждений и цельного мировоззрения. Стремление к моральному самосовершенствованию требует большой внутр. работы над собой, умения вглядываться в свой внутр. мир, честно признавать свои ошибки и недостатки. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие рус. пед. мысли и получили большой обществ. резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве его современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности передовых представителей науки следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребенка и разработке науч. основ воспитания и обучения.
Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1957—62; Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Избр. пед. соч., вступ. ст. А. Н. Алексюк и Г. Г. Савенок, М., 1985.
Лит.: Волкович В. А., Друг человечества Н. И. Пирогов, СПБ, 1910; Памяти Н. И. Пирогова. Сб. ст., [СПБ, 1911]; Совр. значение пед. идей Н. И. Пирогова [Сб. ст.], СПБ, 1911; Красновский А. А., Пед.идеи Н. И. Пирогова, М., 1949; [Д и с n p о в Э. Д.], Н. И. Пирогов — зачинатель обществ.-пед. движения 60-х гг., в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976; Никольская А. А., Роль Н. И. Пирогова в рус. пед. психологии, ВП, 1982, № 1; с е ж е, Н. И. Пирогов: нравственный человек — цель воспитания, СП, 1990, № п. л. д. Никольская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
232.02 кб

Николай Иванович пирогов в Шарите

Дубаев Асланбек Аслудинович
Читать PDF
945.32 кб

Педагогический вклад Николая Ивановича пирогова

Пирогова И.А., Шлепотина Н.М.
В статье освещены основные педагогические новшества предложенные Николаем Ивановичем Пироговым в системе медицинского и общего образования.
Читать PDF
227.59 кб

Николай Иванович Пирогов — русский врач, совесть нации

Сергеева Татьяна Борисовна
Читать PDF
14.56 мб

Николай Иванович Пирогов (к 205-летию со дня рождения)

Смирнова Лариса Владимировна
Особое место в общественно-педагогической жизни России середины XIX занимает великий ученый, врач, педагог-организатор и реформатор просвещения Н. И.
Читать PDF
165.02 кб

Николай Иванович Пирогов - национальная гордость России

Майстренко Н. А.
Читать PDF
3.59 мб

Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России

Мазинг Юрий Андреевич
Статья посвящена профессору Николаю Ивановичу Пирогову, великому хирург, ученому, педагогу, философу, государственному деятелю. Рассматривается жизненный путь и научные исследования Н.И.
Читать PDF
449.52 кб

Константин Иванович щепин - предтеча Николая Ивановича пирогова

Михайленко А. А., Кузнецов А. Н., Красноружский А. И., Кучеренко С. С.
Читать PDF
93.09 кб

Николай Иванович Пирогов - основоположник экспериментальной хирургии

Эттингер Александр Павлович
Статья посвящена анализу деятельности Н.И.
Читать PDF
107.25 кб

Гениальность и нравственность в жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова

Федоров В. Д., Глянцев Сергей Павлович
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на примерах из жизни и деятельности Н.И.Пирогова раскрыть его нравственный вклад в отечественную хирургию. Этот вклад был основан на религиозном и нравственном опыте Н.И.Пирогова.
Читать PDF
420.55 кб

Роль Николая Ивановича пирогова в развитии отечественного акушерства и гинекологии

Цвелев Ю. В.
Читать PDF
997.58 кб

Операция Николая Ивановича пирогова. Костнопластический метод удаления голени на уровне лодыжек при

Грязева А.Е.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на примерах из жизни и деятельности Н.И. Пирогова раскрыть его нравственный вклад в отечественную хирургию. Этот вклад был основан на религиозном и нравственном опыте Н.И. Пирогова.
Читать PDF
3.18 мб

Вклад Николая Ивановича пирогова в развитие педагогики высшей школы Российской Империи (обзор к 205-

Сахарова Л. Г., Миннемуллина Р. А., Аботурова Д. О.
Читать PDF
248.52 кб

На вопросы жизни отвечает Николай Иванович пирогов - великий хирург и властитель душ русских педагог

Соловьёва Наталья Викторовна
Приоритет воспитания и образования молодого поколения давняя традиция российского общества.