ПИРАМИДА гимнастическая

Найдено 1 определение
ПИРАМИДА гимнастическая
суживающаяся кверху акробатическая фигура из людей, становящихся друг на друга в несколько этажей.
О перв. пол. 1930-х гг.: «А ещё я терпеть не могла наших физкультурных мероприятий, связанных с появлением на сцене. На уроках физкультуры дела у меня шли просто отлично… Но когда нужно было демонстрировать свои физкультурные таланты на сцене, вместе с “дружным коллективом”, в присутствии публики – меня словно подменяли. Маршируя, я постоянно путала ногу, во время гимнастических упражнений умудрялась “выкинуть руки в стороны” в то время, как “вся рота” уже присела на корточки, и прочее в том же роде. Особенно вредоносно сказывалось мое присутствие при построении очень популярной в те времена “пирамиды”. В этом почти акробатическом номере участники становились на плечи друг другу, образуя ту самую “пирамиду”. Естественно, что немаловажную роль при этом играл объём и вес как тех, кто принимал на плечи тяжесть, так и тех, кто этой тяжестью являлся. Поскольку мои габариты и почти полная невесомость очень подходили для роли “наплечника”, то на первых порах эта роль и была мне предоставлена. Однако феноменальная способность “шагать не в ногу” сказалась и здесь. Вскочить на чужую спину мне было проще простого, но почему-то я постоянно запаздывала с этой акцией, нарушая общую гармонию. Какая уж тут пирамида!» (Лупанова, 2007, 51).
О 1933 годе: «На сборе звена мы наметили сделать вылазку в деревню Баландино. Приготовили художественные номера, разучили танцы, пирамиды, движения… Утром к нам в школу… пришли ребята. Мы провели художественное обслуживание – пирамиды, танцы, стихи, песни» (ВГ, 1972, 45).
О 1945 годе: «…Эшелон остановился на нашей станции. Перрон сразу заполнили красноармейцы… Для бойцов у нас заранее была подготовлена программа выступлений под руководством дяди Мити. …Он уже выкрикивал команду: “Пирамиду строй!” По этой команде несколько мальчишек хлопались на четвереньки, на их спины вставали другие и удерживали Лёшку, самого сильного моего дружка. Я карабкался по этой живой пирамиде и на плечах Лёшки делал стойку. На аплодисменты бойцы не скупились. “Пирамиду рушь!” Тут не всё проходило гладко. У нас не была отрепетирована концовка. Пирамида подо мной неожиданно рассыпалась. Я попросту кувыркался вниз и приземлялся на что придётся…. Красноармейцы тормошили нас, набивали карманы сахаром. Дядя Митя беспрерывно подавал команды: “Пирамиду строй!.. Пирамиду рушь!” Взбираясь по спинам дружков, я чувствовал, как мои ноги упираются в их выступающие острые лопатки, как пружинят рёбра…» (Детков, 1983, 34–35).
О вт. пол. 1940-х гг.: «“Начинаем наш концерт!” – прокричала Ирина… Сначала ребята делали гимнастич. пирамиды. Больше всего понравилось, когда мальчишки все стали на одно колено и стали вглядываться вдаль, а Федул, Серёга и Бойцов Коля взяли донышко от бочки и подняли на нём Липу. На Липе была зелёная фуражка, сделанная из бумаги, и он тоже вглядывался вдаль, а потом читал оттуда сверху, что граница на замке. Эта пирамида называлась “Пограничники”» (Алмазов, 1979, 208). Из рекомендаций работникам пионер. лагерей 1952 г.: «На физкультурном празднике, посвященном закрытию лагеря, в программу гимнастических выступлений желательно включить комплексы упражнений утренней гимнастики, завершив их пирамидами, которые строит каждый отряд отдельно» (ПЛ, 1952, 139).
О перв. пол. 1950-х гг.: «Занимались в “студиях” преимущественно девочки… У всех студийцев – спортивная форма: короткие сатиновые шаровары, белые блузки. Репертуар приблизительно одинаковый. Обязательно готовили физические упражнения и пирамиду: Под тихую музыку баяна и команды руководительницы “Делай раз! Делай два!” происходили построения: кто-то садился, кто-то подставлял колено, а один взбирался на самый верх, вытягивался в красивой позе, а потом по команде “Пирамида, рушь!” сооружение рассыпалось, и все расходились под уже громко звучащий марш» (Казарма, 2000).
О конце 1950-х гг.: «И вот как-то раз предложила она на совете дружины устроить в школе большой концерт. Пусть ребята из разных классов подготовят номера и выступят с ними на сцене в физкультурном зале… И вот во всех отрядах началась подготовка к концерту. Разучивали песни и танцы, стихи и физкультурные пирамиды» (Соколовский, 1960, 67).
О пионер. лагере середины 1970-х гг.: «Вечером вместе со всеми Антон сидел у костра и смотрел на раскаленные белые искры в черном небе. Баянист Жора играл вальс и притопывал ногой. Ребята из второго отряда показывали пирамиду: два больших мальчика стояли на земле, два поменьше – у них на плечах, а третий, самый маленький, Сережка, на плечах у тех. Сережка держал маленький бумажный флажок. Физкультурник Валерий с широкими плечами, в туго натянутой футболке, считал им тихо: “Раз. Два. Три. Четыре”. Все захлопали, а мальчики в пирамиде дружно крикнули: “Физкульт-привет!”» (Матвеева, 1977, 160).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.