ПИОНЕРСКИЙ лагерь

Найдено 1 определение
ПИОНЕРСКИЙ лагерь
воспитательно-оздоровительное учреждение для отдыха детей, действующее во время летних и зимних каникул. Пионерские лагеря существовали с 1920-х по конец 1980-х гг. Пионерские лагеря финансировались предприятиями, отделами нар. образования, школами, профсоюзами и т. д. Участие в расходах по содержанию лагеря принимали родители. Наиболее распространённым типом лагеря был загородный лагерь, размещавшийся, как правило, в спец. зданиях и располагавший спорт. сооружениями, игровыми комплексами и т. п. «Система детских оздоровит. учреждений в СССР (для детей в возрасте 7–15 лет) была основана на сети т.н. “пионерских лагерей”. Её аналога в странах Запада не существует… В 1930-е гг. в целом сложился особый социальный ин-т – “пионерский лагерь”. Это – учреждение для отдыха детей во время каникул… На время отдыха с детьми выезжали врачи, и в лагерях проводились мед. обследования. Велась также интенсивная культурная работа, в лагерь выезжали педагоги и художники. В трудные годы, особенно после Великой Отечественной войны, гл. задачей лагерей была интенсивная оздоровит. работа, усиленное полноценное питание гор. детей (критерием успеха было увеличение веса детей – это называлось “поправиться”). Обычно лагерь работал летом в три смены: две по 24 дня и одна особая, “санаторная”, для ослабленных детей – 40 дней. Размеры нормальных лагерей – от 100 до 400 детей. Было открыто и несколько больших, «всесоюзных» лагерей. Большинство предпр-ий содержали свои лагеря. Имелись также “общие” лагеря у отраслевых профсоюзов. За оргцию работы и распределение путевок отвечали профсоюзы, но предприятие выделяло мат. ресурсы и работников (вожатых, воспитателей, обслуж. персонал – часто из числа пенсионеров, бывших работников, кот. поддерживали связи с предприятием). В лагерях, особенно небольших, шел важный процесс социализации детей, их включения в орбиту предприятия, на котором работают родители, в отн-ия поколений этой “общины”. Обычно предпр-ие старалось в каждую смену пригласить в гости к детям какого-л. известного человека из мира науки, искусства, героя войны и т. п. Когда мест в своем лагере у предпр-ия не хватало, через профсоюз всегда находились места в пионерлагерях др. орг-ций и профсоюзов. Это давало детям новые контакты, вводило в круг др. профессий, дети работников провинц. предприй вовлекались в универсальную культуру. Значение пионерлагерей в формировании советского человека и даже советского народа трудно переоценить… Почти с самого начала перестройки Горбачева пионерлагеря стали объектом сильной идеолог. кампании как ин-т “тоталитарного общества”… После 1988 г. пионерлагеря стали свертывать. Самое большое сокращение их числа произошло в 1991–1992 гг., после чего спад замедлился, и в 1994–1997 гг. сохранялось 3,2–3,1 тысячи загородных лагерей (в 1990 г. их было 5,3 тыс.). В 1991 г. была распущена пионер. орг-ция, а с нею утрачен философский и орг-ционный стержень всей системы пионерлагерей. Затем отменили гос. дотации, рухнули профсоюзы, и путевки стали недоступны большинству родителей – при том, что как раз в это время (особенно с 1992 г.) потребность в оздоровит. лагерях стала как никогда острой. Основная масса детей начиная с 1991 г. просто остается без загородного отдыха и лишена даже одного-двух месяцев оздоровит. полноценного питания. …Ввиду того, что сокращение этого вида социальных услуг оказало самое отрицат. и очевидное воздействие на здоровье и воспитание детей и обстановку в огромном количестве семей, идеол. кампания против пионер. лагерей в 1996 г. была прекращена...» (Кара-Мурза, 2004). Пионерские лагеря в 1920-е гг.
О Минске в середине 1920-х гг.: «Для пионеров нашей базы был организован загородный лагерь в районе станции Жодино, в лесу. Большую помощь оказали нам шефы – военные…. Они выделили нашему лагерю палатки и походную кухню. Выезд в лагерь был для пионеров радостным событием. К нему готовились как к большому празднику, хотя ребятам пришлось немало потрудиться: они сами разбивали и оборудовали палаточный городок, расчищали территорию, заготавливали топливо. Кроме повара, не было никакого обслуживающего персонала. Жизнь в лагере проходила по строгому распорядку. В 7 часов – подъем, построение, завтрак. До обеда – сбор ягод и лекарственных трав в лесу, по вечерам – беседы у костра, песни, игры. Но пожалуй, самым любимым и увлекательным мероприятием была военная игра. Для проведения ее по всем правилам военного искусства шефы присылали нам трех-четырех командиров. Они вносили в игру четкость, слаженность, армейскую дисциплину, и пионеры подчинялись им беспрекословно» (Жижель, 1984, 46–47). О летнем загородном лагере в середине 1920-х гг. в Белоруссии: «В 5 часов утра пионеров разбудили звуки горна. Ребята вскочили с постелей, торопливо оделись и построились на линейку. И вдруг – сигнал тревоги. Оказывается, ночью “неизвестные” сняли флаг и похитили палатку, в которой размещалась читальня и ленинский уголок. Лагерь срочно был разбит на три группы, командование взяли на себя воины-шефы, и началась военная игра...» (Пикулик, 1984, 37).
О пионерском лагере 1929 года в Витебске: «Вспоминаю наш первый пионер. лагерь. В централизованном порядке средства на лагеря в те годы не отпускались. Нужно было искать др. источники. Когда в 1929 году мы решили организовать районный пионер. лагерь (я в это время работала в Витебском сельском райкоме комсомола председателем район. бюро пионеров), нам пришлось обращаться в различные оргции: райисполком, райком партии, профсоюзы, добровольные общества с просьбой выделить хоть немного денег на приобретение продуктов и оборудования. И все же лагерь был открыт! Жили ребята в шалашах, которые сами сооружали. Столовая представляла собой расчищенную площадку, на ней были расставлены самодельные столы и скамьи из досок. Над этой импровизированной столовой был устроен навес от дождя и солнца. И только кухня, где готовилась пища и хранились продукты, находилась в закрытом помещении. Все хоз. работы в лагере выполняли сами ребята: они доставляли дрова и пилили их, носили воду, подвозили продукты, чистили картошку, готовили пищу, мыли посуду, стирали кухонное белье. Было установлено поочередное дежурство по кухне и лагерю. И надо сказать, дежурные добросовестно выполняли свои обязанности… Кроме оздоровит. мероприятий (физкультурные упражнения, прогулки в лес, на реку), пионеры собирались по звеньям для совместных трудовых дел, напр., для сбора ягод, лекарств. трав, гербария для школы. В звеньях также шла подготовка самодеят-сти. А затем юные артисты с концертами выступали перед жителями окрестных деревень. С местными пионерами проводили военные игры, походы, выпускали стенгазету. Но особенно охотно участвовали гор. школьники в с.-х. работах: помогали копнить и свозить сено, сносили снопы, собирали колосья, с деревенскими ребятами ездили в ночное» (Рацевич, 1984, 15–16).
О Москве в конце 1920-х – нач. 1930-х гг.: «Дети рабочих, выходцев из подмосковных деревень, многие на лето исчезали: “Я к бабушке в деревню поеду”. Многие оставались на всё лето в городе: пионер. лагеря в 1920-х – нач. 1930-х годов были редкостью» (Федосюк, 2004, 19). Пионерские лагеря в 1940-е гг. В 1944 году в первый раз в жизни мама отправила меня в пионерлагерь. Он назывался “Райеленовка”… Кормили здесь четыре раза в день! Но всё время хотелось есть. Сахар давали один раз – утром. Мы по своему усмотрению распределяли его на весь день. Сахар все носили с собой... никому и в голову не приходило, что его можно оставить на столе. До ужина сахар у меня не доживал никогда. Была в пионерлагере и музыка… Я выступала регулярно в концертах нашего лагеря и во всех соседних, лишь бы пригласили. Путевку на первую смену мама достала с трудом, зато путевку на вторую директор лагеря предложил мне сам, – за то, что я активно участвую в самодеят-сти и отстаиваю честь лагеря. В каждой смене жгли два пионерских костра – один в начале смены, другой на закрытие. Если в концерте на первом костре выступали кто с чем, то на закрытии был целый продуманный спектакль. (Гурченко, [1980] 1987, 116–118). «Летом 1946 года в лагерях общего и санаторного типа только по РСФСР было 1 480 тысяч школьников» (Медынский, 1955, 96).
О мальчике из Минска во вт. пол. 1940-х гг.: «С наступлением летних каникул я… огорчался из-за предстоящей поездки в пионер. лагерь. Я с большой неохотой соглашался ехать в лагерь… Не хотел папу огорчать, понимая, что желающих получить путёвку по линии профсоюза всегда много. Ещё бы – свежий воздух, вода, солнце, рыбная ловля, грибы… Увы, взрослые глубоко заблуждались, полагая, что всё это ждёт их детей в пионерлагере. В действительности же там была непрерывная муштра и сплошная показуха. Обычно офиц. открытие лагеря происходило через 1–2 недели после заезда. Все дни, предшествующие открытию, никто – ни начальник лагеря, ни пионервожатые, ни педагоги-воспитатели – не думал по-настоящему об отдыхе детей. Их волновало другое: написать транспаранты, выпустить стенгазету, подготовить самодеят-сть, всё вымыть, вычистить, покрасить, подрезать, подравнять – и, конечно, сделать это силами ребят. Вожатые нам постоянно внушали, что жизнь – это борьба. Недаром на ритуальный призыв: “Пионер, к борьбе за дело Ленина-Сталина будь готов!” – нужно было отвечать: “Всегда готов!” …Для достойного, торжественного открытия лагеря [мы] прилагали максимум усилий. Лагерное руководство стремилось выслужиться перед вышестоящим начальством и произвести благоприятное впечатление на родителей – ведь и среди них тоже могли оказаться влиятельные люди… А затем начинались будни: строем шли в столовую, били в барабан и трубили в горн. Когда бьёт барабан, трелей соловья уже не слышно, а звуки горна отнюдь не призывают к спокойному созерцанию окружающей природы. Вокруг лагеря были изумительно красивые места: сосновый бор, большой луг с полевыми цветами и река. Несмотря на летний зной, нам за весь месяц разрешали искупаться в реке только два раза – так вожатым было спокойнее. Конечно, обидно, но с этим ещё можно было мириться. Омрачало другое: небольшая группа мальчишек, физически крепких, наглых, с явными блатными замашками, держала всех остальных в страхе и повиновении. И, как в таких случаях бывает, находились так называемые “шестёрки”, которые были у них в услужении и выполняли любые указания своих повелителей. Допустим, ты чем-то не угодил одному из “вожаков” – ночью тебе устраивали “тёмную”: на спящего набрасывали одеяло и начинали избивать, потом разбегались по своим койкам – кто бил, не узнаешь. Если пожалуешься вожатому, тебе несдобровать, поэтому терпели и молчали. Уже в пионерских лагерях зарождалась “дедовщина”, захлестнувшая всю армию. Но тогда, в пионерском лагере, я думал, конечно, не о будущих солдатах-новобранцах, а о том, что мне в любой момент могут устроить “тёмную”. Признаюсь, до слёз было себя жалко... …Горнист трубит подъём. Начинается очередной лагерный день» (Лапидус, 2004). Пионерские лагеря в 1960-е гг.
О жизни в пионерском лагере в начале 1960-х гг.: «Приучают нас к порядку: / Заиграл горнист с утра, / Это значит, на зарядку / Подниматься нам пора. / Вот проснулся тихий лагерь, / Заспешил и зашумел. / Барабан к подъёму флага / На линейке прогремел. / После завтрака уходим / На рыбалку или в лес. / И к походам, и к природе / Проявляем интерес. / В полдень жаркий на реку / Нас вожатый водит. / Мы послушно по свистку / Из воды выходим. / Всё стремимся мы пройти / Сразу непременно! / И в обед был аппетит – / Необыкновенный!.. / Тихий час прошёл уже. / Все мы развлекаемся. / Кормим пойманных ужей, / На “шагах” катаемся... / Нам узнать бы надо: как / Предсказать погоду, / Как укладывать в рюкзак / Вещи для похода. / Как искать пути в ночи, / Где наполнить фляги... / Ты всему нас научи, / Пионерский лагерь! / У весёлого костра / Время мчится быстро. / “Спать пора, пора, пора!.. ” – / Слышим зов горниста» (Ружанский, 1962, 36–37).
О чтении отправляемых домой из пионерлагеря писем в начале 1960-х гг.: «Таню К., девятиклассницу с модной стрижкой, мама отправила в пионерский лагерь. А куда летом девать?.. Лагерей для старшеклассников нет, вернее почти нет… И Таня написала из лагеря подруге откровенное письмо: “Здесь скучно. Мальчишки – одна мелкота. Танцевать никто не умеет...”. Начальник лагеря, педагог, женщина вполне интеллигентная, подозвала Таню и при всех спросила: “Скучно тебе? О танцульках думаешь? О мальчиках?” Таня вспыхнула. Сказала, что подумала: “Чужие письма читать подло!” Её из лагеря отчислили за то, что начальника оскорбила. А она была права. Действительно, читать было подло. А ведь читают. И не только в этом лагере, и даже не скрывают этого. “Читаем, чтобы знать настроение детей. И знать их жалобы”. Чуткость!» (Матвеева 1966, 9). Пионерские лагеря в 1970-е гг.
О середине 1970-х гг.: «Пионерский лагерь… Воспитательное и оздоровительное учреждение для отдыха школьников 7–15 лет во время летних и зимних каникул. Многие крупные предприятия и учреждения нашей страны имеют свои пионерские лагеря. Путёвки в пионерские лагеря обычно распределяются по месту работы родителей. Большую часть стоимости путёвки оплачивает профсоюзная орг-ция. Летние пионерлагеря, как правило, работают в три смены, то есть состав детей меняется за лето три раза. Смена продолжается 24–26 дней. В зимнем лагере ребята находятся 12 дней. Пионер. лагеря строятся в живописной загородной местности (как правило, на берегу реки, моря или в лесу). В среднем по размеру лагере одновременно отдыхает около 500 детей… Выезд (и возвращение) детей в пионер. лагеря производится организованно, в назначенный день, на спец. автобусах или поездах. Работа в пионер. лагере строится с учётом возрастных особенностей и уровня знаний детей. Все пионеры лагеря составляют пионер. дружину, которая делится на пионер. отряды и звенья. В отряды подбираются ребята одного возраста: старшие школьники составляют первый отряд, школьники годом моложе – второй отряд и т. д… В лагере избираются органы пионер. самоуправления: совет дружины, советы отрядов во главе с председателями, звеньевые. К каждому отряду прикреплён пионервожатый и педагогвоспитатель. Пионерлагерем руководит начальник лагеря и его заместитель – старший пионервожатый. В лагере создаётся пед. совет, в который входят все пионервожатые, педагоги-воспитатели и врач. В начале смены устраивается праздник открытия лагеря, во время которого на торж. пионер. линейке в первый раз поднимается лагерный флаг. В конце смены отмечается закрытие лагеря, и флаг спускается. В эти дни ребята выступают с концертами худ. самодеят-сти. Распорядок лагерного дня примерно таков: в 8 утра – подъём, затем линейка, завтрак. На утренней линейке поднимается лагерный флаг, председатели советов отрядов сдают рапорт председателю совета дружины, и старший пионервожатый объявляет, какие мероприятия будут сегодня проведены в лагере. После завтрака дети купаются, загорают, гуляют в лесу. Кроме того, дети принимают участие в общественно полезном труде. После обеда ребята отдыхают (тихий час). В лагере работают различные кружки (авиамодельный, шахматный, музыкальный, изокружок и т. п.), часто устраиваются спорт. соревнования. Проводятся двухдневные или трёхдневные туристич. походы, военно-спорт. игра “Зарница”. После ужина на вечерней линейке спускается лагерный флаг. Отход ко сну (отбой) в 10 часов вечера. Особую атмосферу лагерной жизни создают традиц. пионер. костры. Костёр устраивается вечером на большой лесной поляне. У костра проходят встречи с участниками Великой Отечественной войны, писателями, космонавтами, передовиками пр-ва, ведутся беседы о рев. и боевых традициях советского народа, устраиваются импровизированные концерты, поются песни» (Денисова, 1978, 168–171).
О середине 1970-х гг.: «После первого класса меня сослали в пионерский лагерь… …Вместе с панамкой и ситцевым сарафаном в мой чемоданчик положили белую рубашку, синюю юбку и октябрятский значок… Огромная территория пионерлагеря “Алые паруса” была “прошита” кумачовыми лозунгами. Так я, восьмилетняя малявка, узнала о том, что “Мой труд вливается в труд моей республики”, что “Трудом красив и славен человек” и пр. Но самый душераздирающий лозунг был растянут в столовой. На огромной красной ленте истерично вопили буквы: “Крошка хлеба на землю упала! Меньше хлеба на крошку стало!” Кошмар, да и только! Брать кусок хлеба в руки мне было страшно: вдруг по неловкости уроню?!» (Кумейко, 2007–2). Пионерские лагеря в 1980-е гг.
О 1982–1984 гг.: «Наиболее яркие впечатления остались из пионерского лагеря. Весь учебный год только и думали, что летом – в лагерь. Я с весны начинала “собирать чемоданы”, думала, что возьму с собой в лагерь. В лагере я была в возрасте 10–12 лет, а в этом возрасте уже начинаешь обращать внимание на противоположный пол. В лагере и происходили самые разнообразные приключения, в том числе и “любовные”. Мы жили в домиках раздельных – мальчишки напротив нас. И вот каждый вечер от них приходил “посыльный” и забирал наши записки им, в свою очередь, мы получали – от них. В записках было всё: объяснения в любви, место встречи и время, предложения дружбы (в наше время это так называлось: “Хочешь ли ты со мной дружить?”). Я помню даже такой случай: пришёл мальчик и сказал мне, чтобы я шла на озеро и успокоила двух товарищей (произошла драка из-за меня), но я, естественно, не пошла; на следующий день – увидела одного из “героев” с синяком под глазом. Ещё был такой обычай у наших мальчишек: на груди выдавливать сердце, пробитое стрелой, или имя возлюбленной – этим они очень рисковали, так как этот след держался долго, и на утренней гимнастике их взрослые могли увидеть, и им за это очень попадало. Также на руках писали “татуировки” ручкой шариковой: КЛОТ – это означало» “Клянусь любить одну тебя”. А по вечерам в клубе были танцы, там-то и встречались все “влюбленные”. Был такой обычай: если танцуют две девчонки танго, – подходят два мальчика и говорят: “Можно вас разбить?” и выбирали каждый свою. А ночью было очень интересно. Собирались мазать пастой мы мальчишек, они – нас; заранее договаривались между собой, чтобы мальчики не знали, когда мы нагрянем. Выбирали часового, чтобы тот вовремя всех разбудил, заранее готовили всё необходимое и шли мазать – было всё так таинственно, загадочно и в то же время интересно – мотивы были, как правило, игровые, и мазали тех, кто был “маменькиным сынком”, своих же почти не трогали. Если кто-то просыпался – поднимался шум; мы обращались в бегство. Так же мазали и нас, а ещё пугали. Ночью наденут простыни, стучат к нам в окна и бегают под окнами. Затем в лагере была традиционная игра “Зарница” – участвовал почти весь лагерь, который делился на два отряда – “белые” и “синие”. Была спец. подготовка, пришивались погоны на плечи. Правила были такие: противнику нужно было оторвать погоны, если один – то ранен, если оба – то убит. Суть игры: нужно было найти какой-то пакет. И весь день мы бегали по лесу, за пределами лагеря ища этот пакет, чей отряд нашел, тот победит. Ещё один интересный момент. Девчонки заводили тетради-анкеты с такими вопросами: “С кем дружишь? Кого любишь? Какие фильмы любишь? Что такое счастье? Для чего ты живешь? Что такое любовь?” и т. д. Эти анкеты отдавались всем знакомым и друзьям для заполнения. Таким образом, многое узнавали друг про друга. Такие анкеты сохранились и у меня с пионерского лагеря. Ещё я запомнила, как мы вызывали духов – это было обычно вечером или ночью – окна завешивались, чтобы был полумрак, можно при свечке. Брали ленту, клали на середину ленты книгу таким образом, чтобы книга могла спокойно лежать на ней, ленту брали за концы. Все садились вокруг, заранее обговаривали, кого будем вызывать; соблюдалась тишина. Говорились такие слова: “Вызываем дух Пушкина. Вы слышите нас? Вы хотите с нами разговаривать?” (книга должна поворачиваться, если в правую сторону, то – да, если в левую – нет). И задавались различные вопросы. А ещё наши мальчишки где-то находили цветную тонкую проволоку: красную, зелёную, синюю и плели из неё кольца, которые дарили своей избраннице – это тоже был своеобразный обычай. Под конец лагерной смены устраивался прощальный вечер, на котором писали адреса друг друга – для дальнейшей дружбы, писали письма друг другу. Вообще, это было самое интересное время в моей жизни. А потом… опять школа» (541). Ср.: Городской лагерь; Лагерь труда и отдыха.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
217.02 кб

Советский пионерский лагерь: от послевоенного к позднесоветскому (опыт качественного исследования)

Абашкина Е. В.
В статье рассматривается повседневность пионерского лагеря послевоенного и позднесоветского времени. Анализируются как обычный пионерский лагерь, так и статусный «Артек».