ПЕРЛОКУЦИЯ

Найдено 1 определение
ПЕРЛОКУЦИЯ
или ПЕРЛОКУТИВНЫЙ АКТ, — термин теории речевых актов, обозначающий эффект, производимый речевым актом, состоящий в воздействии на чувства, мысли и действия адресата [Остин 1986]. Экспликация перлокуции возможна в тексте, следующем за речевым актом: он убедил/уговорил/вынудил/растревожил её или она поверила ему, согласилась на его уговоры. В таких описаниях используются перлокутивные глаголы, репертуар которых предусмотрен в языке (убедить, разубедить, развлечь, понять тревогу, ввести в заблуждение, вынудить, удивить, устрашить).
П. может быть явной и имплицитной; намеренной, запланированной автором и ненамеренной, в последнем случае автор стремится корректировать эффекты своего речевого акта: Я не имел намерения обидеть/унизить/огорчить/удивить вас. Перлокутивный эффект может быть отрицательным и выражаться в отказе сделать, согласиться и т.д. Кроме того, некоторые П. могут быть достигнуты нелокутивными актами (невербальными средствами) — испугать, оскорбить, удивить, предупредить, извиниться [Остин 1986].
Перлокутивный акт может быть рассчитан на определённую реакцию, ответный акт (вопрос — ответ; комплимент — благодарность и т.д.), а может вызывать непредвиденную реакцию, что говорит о коммуникативной неудаче или даже провале.
Понятие П. соотносится с представлениями о воздействии на слушателя, издавна присутствующими в риторике [Кобозева 1986]. Так, в «Кратком руководстве к красноречию» М.В. Ломоносова глава шестая «О возбуждении, утолении и изображении страстей» посвящена способам, с помощью которых ритор может убедить; иначе говоря, в ней идёт речь о П., среди проявлений которой называются и «слезы слушателей — похвала риторов».
В теории речевых жанров П. соответствует параметр коммуникативное будущее речевого жанра как один из жанрообразующих факторов, различающий, напр., жанры императивные (П. — действие или отказ от него) и этикетные (П. — ответный этикетный жанр) [Шмелёва 1990; Тарасенко 1999].
Понятие П. как эффекта речевого действия существенно для культуры речи, в частности, оно должно быть учтено при установке говорящего на учёт эффектов своих речевых действий и умение нейтрализовать их нежелательные последствия.
Лит.: Кобозева И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых жанров. М., 1986; Остин Дж.Л. Слово как действие // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых жанров. М., 1986; Шмелёва Т.В. Речевой жанр (Возможности описания и использования в преподавании языка) // Russistik Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. № 2; Тарасенко Т.В. Этикетные жанры русской речи: благодарность, извинение, поздравление, соболезнование: АКД. Красноярск, 1999.
Т.В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.