ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ
Возрастная периодизация
выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года; преддошкольный – от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15; юношеский возраст – от 15 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ
членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени.
Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез); на основе одного из признаков развития в онтогенезе (появление волос, зубов, половое созревание или пребывание в различных типах учебных заведений – детский сад, школа, вуз и т.д.); на основе комплекса признаков онтогенетического развития (системного описания человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; сочетание социальной ситуации, ведущей деятельности, психических новообразований).
Виды периодизации зависят от концепции и понимания источников и движущих вил развития в онтогенезе. Возможны П.в. общего психического развития (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин), периодизации личности (Л.И.Божович), периодизации профессионального развития (Е.А.Климов), речевого развития (А.К.Маркова) и др.
Современная П.в. исходит из положений:
- возрастное членение развития не совпадает с течением времени, год развития в одном возрасте не совпадает с годом развития в другом возрасте;
- периодизация развития требует учета разнородных детерминант социального и биологического развития, причем роль одного и того же признака в разные периоды различна;
- разные системы человека (например, его биологический и социальный уровень) имеют особый, присущий им характер и темп становления, который, изменяется на разных этапах, развиваются неравномерно и гетерохронно (разновременно), что обуславливает внутреннюю противоречивость развития и источник критических периодов развития;
- построение П.в. в онтогенезе связано с течением исторического времени, ускорение или замедление которого влияют на течение отдельной человеческой жизни и др.
Для акмеологии важно построение полной периодизации профессионального развития, выявляющей временную последовательность, неравномерность, гетерохронность – по форме, направленности и темпам, скорости развития разных психологических подсистем, значимых для профессионального развития (профессиональная мотивация, виды профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессионально важные качества личности и др.).
Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез); на основе одного из признаков развития в онтогенезе (появление волос, зубов, половое созревание или пребывание в различных типах учебных заведений – детский сад, школа, вуз и т.д.); на основе комплекса признаков онтогенетического развития (системного описания человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; сочетание социальной ситуации, ведущей деятельности, психических новообразований).
Виды периодизации зависят от концепции и понимания источников и движущих вил развития в онтогенезе. Возможны П.в. общего психического развития (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин), периодизации личности (Л.И.Божович), периодизации профессионального развития (Е.А.Климов), речевого развития (А.К.Маркова) и др.
Современная П.в. исходит из положений:
- возрастное членение развития не совпадает с течением времени, год развития в одном возрасте не совпадает с годом развития в другом возрасте;
- периодизация развития требует учета разнородных детерминант социального и биологического развития, причем роль одного и того же признака в разные периоды различна;
- разные системы человека (например, его биологический и социальный уровень) имеют особый, присущий им характер и темп становления, который, изменяется на разных этапах, развиваются неравномерно и гетерохронно (разновременно), что обуславливает внутреннюю противоречивость развития и источник критических периодов развития;
- построение П.в. в онтогенезе связано с течением исторического времени, ускорение или замедление которого влияют на течение отдельной человеческой жизни и др.
Для акмеологии важно построение полной периодизации профессионального развития, выявляющей временную последовательность, неравномерность, гетерохронность – по форме, направленности и темпам, скорости развития разных психологических подсистем, значимых для профессионального развития (профессиональная мотивация, виды профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессионально важные качества личности и др.).
Источник: Акмеологический словарь
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
последовательный перечень возрастных периодов жизни человека. Весь жизненный цикл человека условно подразделяется на три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Этап созревания характеризуется достижением половой зрелости, готовности к осуществлению социальных функций, трудовой деятельности.
В основу возрастной периодизации на этапе созревания положен принцип учета особенностей роста и развития:
неравномерность роста и развития;
неодновременность роста и развития отдельных органов и физиологических систем; обусловленность роста и развития полом;
биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
обусловленность процессов роста и развития как генетическими, так и средовыми факторами;
акцелерация.
Неравномерность темпа роста и развития является общей закономерностью. Наряду с этим проявляются и индивидуальные особенности, выражающиеся в ряде случаев в замедлении темпа развития («отстающие» дети) или в ускорении темпа развития («опережающие» дети). У этих детей биологический возраст не соответствует календарному, работоспособность их снижена, показатели заболеваемости хуже, чаще встречаются функциональные отклонения от нормы.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем объясняется функциональной необходимостью. Так, в первые годы жизни ребенка значительно увеличивается масса головного мозга; уже к 7 годам размеры поверхности большинства корковых областей составляют 80–90% от таковых у взрослого человека, и в дальнейшем увеличение идет очень медленно; интенсивное развитие мозга до 7 лет обеспечивает активное формирование условно-рефлекторной и другой деятельности. В отличие от этого интенсивное развитие половых органов и формирование детородной функции относится к другому возрастному периоду – после 11–12 лет и т.д. В период интенсивного развития системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию различных факторов внешней среды, особенно – неблагоприятных. Неодновременность роста и развития отдельных органов и физиологических систем обусловливает неодновременное формирование функциональных систем и их биологической надежности.
Между тем, именно уровнем созревания функциональных систем определяется способностьорганизма детей и подростков к разным видам деятельности и его устойчивость к факторам окружающей среды. Следовательно, функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой, спортивной деятельности формируется неодновременно.
Половые различия проявляются на фоне общих закономерностей роста и развития. Особенности роста и развития мальчиков и девочек учитываются при нормировании для них разного рода нагрузок (учебных, физических и др.).
Влияние генетических и средовых факторов происходит в сложном взаимодействии. Например, тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, характер ЭЭГ детерминированы генетическими факторами, а развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), частота пульса, частота и глубина дыхания, реакция на физическую нагрузку находятся в зависимости от факторов внешней среды и поэтому в большей мере поддаются целенаправленному педагогическому воздействию.
Акцелерация (см. Акселерация).
В связи с выше изложенным на этапе созревания человека предложены две схемы возрастной периодизации: биологическая и социальная.
Согласно биологичесной схеме в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено семь периодов созревания.
1. Период новорожденности – 1–10 дней.
2. Грудной возраст – 10 дней – 1 год.
3. Раннее детство – 1–3 года.
4. Первое детство – 4–7 лет.
5. Второе детство:
– мальчики – 8–12 лет.
– девочки – 8–11 лет.
6. Подростковый возраст:
– мальчики – 13–16 лет.
– девочки – 12–15 лет.
7. Юношеский возраст:
– юноши 17–21 год.
– девушки – 16–20 лет.
Согласно социальной схеме выделено четыре периода, отражающих сложившийся опыт учебно-воспитательной работы в детских и подростковых учреждениях.
1. Преддошкольный возраст – до 3 лет.
2. Дошкольный возраст – 3–7 (6) лет.
3. Школьный возраст:
– младший – 7 (6)–10 лет
– средний – 11–14 лет.
4. Подростковый возраст (старший школьный) – 15–18 лет.Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст, к которому относятся дети с 15, а не с 12–13 лет, как в биологической схеме. Это связано с тем, что нижняя граница – 15 лет – это возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение; на возраст 15–18 лет распространяются, согласно действующему законодательству, трудовые льготы.
Лит.: Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка // Гигиена детей и подростков. – М., 1986; Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.
Л.А. Леонова
В основу возрастной периодизации на этапе созревания положен принцип учета особенностей роста и развития:
неравномерность роста и развития;
неодновременность роста и развития отдельных органов и физиологических систем; обусловленность роста и развития полом;
биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
обусловленность процессов роста и развития как генетическими, так и средовыми факторами;
акцелерация.
Неравномерность темпа роста и развития является общей закономерностью. Наряду с этим проявляются и индивидуальные особенности, выражающиеся в ряде случаев в замедлении темпа развития («отстающие» дети) или в ускорении темпа развития («опережающие» дети). У этих детей биологический возраст не соответствует календарному, работоспособность их снижена, показатели заболеваемости хуже, чаще встречаются функциональные отклонения от нормы.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем объясняется функциональной необходимостью. Так, в первые годы жизни ребенка значительно увеличивается масса головного мозга; уже к 7 годам размеры поверхности большинства корковых областей составляют 80–90% от таковых у взрослого человека, и в дальнейшем увеличение идет очень медленно; интенсивное развитие мозга до 7 лет обеспечивает активное формирование условно-рефлекторной и другой деятельности. В отличие от этого интенсивное развитие половых органов и формирование детородной функции относится к другому возрастному периоду – после 11–12 лет и т.д. В период интенсивного развития системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию различных факторов внешней среды, особенно – неблагоприятных. Неодновременность роста и развития отдельных органов и физиологических систем обусловливает неодновременное формирование функциональных систем и их биологической надежности.
Между тем, именно уровнем созревания функциональных систем определяется способностьорганизма детей и подростков к разным видам деятельности и его устойчивость к факторам окружающей среды. Следовательно, функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой, спортивной деятельности формируется неодновременно.
Половые различия проявляются на фоне общих закономерностей роста и развития. Особенности роста и развития мальчиков и девочек учитываются при нормировании для них разного рода нагрузок (учебных, физических и др.).
Влияние генетических и средовых факторов происходит в сложном взаимодействии. Например, тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, характер ЭЭГ детерминированы генетическими факторами, а развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), частота пульса, частота и глубина дыхания, реакция на физическую нагрузку находятся в зависимости от факторов внешней среды и поэтому в большей мере поддаются целенаправленному педагогическому воздействию.
Акцелерация (см. Акселерация).
В связи с выше изложенным на этапе созревания человека предложены две схемы возрастной периодизации: биологическая и социальная.
Согласно биологичесной схеме в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено семь периодов созревания.
1. Период новорожденности – 1–10 дней.
2. Грудной возраст – 10 дней – 1 год.
3. Раннее детство – 1–3 года.
4. Первое детство – 4–7 лет.
5. Второе детство:
– мальчики – 8–12 лет.
– девочки – 8–11 лет.
6. Подростковый возраст:
– мальчики – 13–16 лет.
– девочки – 12–15 лет.
7. Юношеский возраст:
– юноши 17–21 год.
– девушки – 16–20 лет.
Согласно социальной схеме выделено четыре периода, отражающих сложившийся опыт учебно-воспитательной работы в детских и подростковых учреждениях.
1. Преддошкольный возраст – до 3 лет.
2. Дошкольный возраст – 3–7 (6) лет.
3. Школьный возраст:
– младший – 7 (6)–10 лет
– средний – 11–14 лет.
4. Подростковый возраст (старший школьный) – 15–18 лет.Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст, к которому относятся дети с 15, а не с 12–13 лет, как в биологической схеме. Это связано с тем, что нижняя граница – 15 лет – это возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение; на возраст 15–18 лет распространяются, согласно действующему законодательству, трудовые льготы.
Лит.: Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка // Гигиена детей и подростков. – М., 1986; Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.
Л.А. Леонова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.