Перевоплощение педагогическое

Найдено 1 определение
Перевоплощение педагогическое
компонент профессионального мастерства педагога, заключающийся в его способности принять новый вид, образ, диктуемый ролевой позицией педагога, необходимый для решения педагогической задачи. Специфика П.п. состоит в том, что педагог не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство — основная сила его труда. П.п. осуществляется во внутреннем плане: учитель представляет давно известный учебный материал как бы впервые и заражает учеников этим впечатлением новизны и неожиданности; перевоплощается в ученика, вместе с ним проходит путь от незнания к знанию и делает это так достоверно, что ребенок активно включается в совместную деятельность. Педагог может перевоплощаться и в литературного героя, и в предмет, который является фрагментом содержания образования. Деятельная жизнь артиста на сцене проходит в принципиально иной сфере, в ином слое бытия по сравнению с обыденной жизнью. Учитель же (притом, что он волен обращаться к вымышленному, к игре — «царству представления») все-таки остается в границах реально существующего. Игра лишь часть его «техники». П.п. идет не по Станиславскому, а по Брехту, где актер как бы стоит над ролью и несколько со стороны судит свой персонаж. Когда возникает установка на перевоплощение, ассоциативно воскрешаются в памяти картины, идеи, определенные переживания: педагог, например, определяет, представляет уровень знаний учеников к моменту урока, отношения, чувства, интересы, характер реагирования и т.д. Происходит как бы идентификация с учеником, возможная благодаря эмпатии. Наряду с идентификацией необходима проекция — способность наделить другого своими мыслями, мотивами, переживаниями. Для этого требуются способность к внутренним перестройкам и выразительные способности. Педагогическая деятельность добавляет к этому и необходимость свободно оперировать определенным кругом знаний по предмету и содержанию деятельности, сформированное мировоззрение, развитое педагогическое мышление, владение методикой педагогического воздействия.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.