ПЕРЕНОС НАВЫКОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ
положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием. Напр., опытный рабочий, успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида значительно быстрее, чем новичок; человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного иностранного языка. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными; при выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, и большое количество умений способствует более быстрому овладению новыми навыками.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ
положительное влияние ранее сформированного навыка на овладение новым навыком. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым навыком происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим. Механизм переноса заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и вновь осваиваемого навыков. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действий (см. ориентировочная основа действия). Успешность формирования многих сенсорных, сенсорнодвигательных и двигательных навыков зависит от развития таких качеств личности, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук, других частей тела и инструмента в пространстве; точность анализа прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выполнения, развитие глазомера и ощущения временных интервалов (так называемое «чувство времени»), слухового восприятия и т. д. Овладение совокупностью этих компонентов выражается общим понятием сенсомоторная культура. Сенсомоторная культура предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков, это общая основа для более быстрого формирования многих навыков. Явление, противоположное переносу – интерференция навыков, когда наличие какого-то одного или группы навыков препятствуют формированию нового навыка. Интерференция имеет место и особенно ярко проявляется при переучивании. Например, у гимнастов при перемене толчковой ноги с левой на правую и наоборот. Литература: [38, 70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
550.64 кб

Социально-психологический тренинг профессиональных навыков: проблема переноса

Ничепорук Людмила Михайловна
Данная работа посвящена феномену переноса знаний и умений, полученных в тренинге, в реальную жизнь, в частности, на рабочее место.
Читать PDF
588.50 кб

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕНОСИМЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Андриевских С.С., Лапина В.Ю.
Статья посвящена вопросам развития общих ключевых навыков в процессе изучения иностранных языков в вузе.

Похожие термины:

  • ПЕРЕНОС РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

    Использование механизма переноса речевых навыков в новые ситуации общения, не имевшие места в процессе обучения.