ПЕРЕНОС НАВЫКОВ
ПЕРЕНОС НАВЫКОВ
положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием. Напр., опытный рабочий, успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида значительно быстрее, чем новичок; человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного иностранного языка. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными; при выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, и большое количество умений способствует более быстрому овладению новыми навыками.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПЕРЕНОС НАВЫКОВ
положительное влияние ранее сформированного навыка на овладение новым навыком. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым навыком происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим. Механизм переноса заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и вновь осваиваемого навыков. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действий (см. ориентировочная основа действия). Успешность формирования многих сенсорных, сенсорнодвигательных и двигательных навыков зависит от развития таких качеств личности, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук, других частей тела и инструмента в пространстве; точность анализа прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выполнения, развитие глазомера и ощущения временных интервалов (так называемое «чувство времени»), слухового восприятия и т. д. Овладение совокупностью этих компонентов выражается общим понятием сенсомоторная культура. Сенсомоторная культура предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков, это общая основа для более быстрого формирования многих навыков. Явление, противоположное переносу – интерференция навыков, когда наличие какого-то одного или группы навыков препятствуют формированию нового навыка. Интерференция имеет место и особенно ярко проявляется при переучивании. Например, у гимнастов при перемене толчковой ноги с левой на правую и наоборот. Литература: [38, 70].