перерыв между уроками.
О Москве 1908–1910 гг.: «Потом зазвенел звонок. Надо было выйти в коридор на перемену. Открылись двери всех классов, и в коридоре сразу стало тесно. Тогда Елена Петровна собрала свой первый класс, поставила девочек в круг и стала играть с ними в “кошки-мышки”. Девочки бегали, смеялись, визжали...» (с.113)
О женской гимназии на Урале в середине 1910-х гг.: «Pаз одна девочка… дала ей две книжки Пинкертона. Ирина прочитала их запоем и с тех пор сама доставала эти книжки… Она читала дома…, читала в классе во время урока… Читала в перемены. Иногда пряталась в уборной, закрывалась на крючок и читала до следующей перемены – весь урок» (Филиппова, 1938, 99–100).
О конце 1920-х – нач. 1930-х гг.: «В школе перемена… Только из второго класса никто еще не выходит – все ребята столпились у последней парты… Кончилась… перемена. А ребята всё ещё не расходятся по местам» (Будогоская, [1936] 1988, 90–91).
О 1960-х гг.: «Принятая в советской школе продолжительность перемены между уроками – 10 минут. Продолжительность большой перемены (обычно после третьего урока) – 20–30 минут. Во время перемены ученики отдыхают, переходят из кабинета в кабинет. Проводятся дежурства, уборка и проветривание помещений, подготовка классов и кабинетов к очередным занятиям и пр. На больших переменах организуется питание, прогулки на воздухе» (ПЭ, 1966–3, 371).
О конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «Перемены в нач. классах соотносились с уроками примерно как вестерн с заседанием парткома. Свалка щенков в серых мятых штанах (коричневые платьица разгуливали парами в рекреации) начиналась прямо у двери класса. Эта куча тел обладала необоримым притяженьем – она засасывала в себя, с уханьем и свистом, и ты закручивался в пыхтящее, сопливое месиво… В процессе возни и давилки выяснялась иерархия одноклассников – не только по физ. силе, а и по сообразительности, адекватности и вовлеченности... Я довольно тяжело… воспринимал… необх-сть по несколько раз в день, по звонку (на перемену) вбрасываться в клубок тел и вертеться там… до следующего звонка... Потом это мутировало в общие игры, тоже до упада. Футбол ластиком по паркету; снежки у входа в школу (включая куски льда и любые тяжелые предметы, попавшиеся под руку (а “бэшки” первые начали!); “конный бой” (правое плечо и бедро до сих пор, как это бывает с телесными навыками, помнят движение – “конем” – навстречу другому коню... загривок ломит от непоседливой острой задницы соратника-наездника....)» (Бараш, 2006).
114.76 кб