ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕДАГОГИКА ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ
(ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ) – изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного и осуществляющая воспитательное воздействие на лиц с целью их перевоспитания (исправления) в условиях отбывания уголовных наказаний (особенно лишения свободы).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Пенитенциарная педагогика
отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний. Термин «Пенитенциарная педагогика» введён в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика». Самостоятельная пенитенциарная педагогика для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей пенитенциарнои педагогики. Как относительно самостоятельная наука, исправительно-трудовая педагогика сформировалась в начале 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены ещё в 19 в. в рамках правовых, педагогических, философских и психологических исследований.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Пенитенциарная педагогика
отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний. Термин «П.п.» введен в научный оборот в 90-е гг. XX в. Объектом П.п. является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом — закономерности и особенности исправления и перевоспитания осужденных в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения. П.п. изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осужденных, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осужденных и пр. Современные тенденции П.п. связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осужденных, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных и пр. к работе с заключенными.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний (см. Преступность несовершеннолетних). Термин "П.п." введен в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее употреблялось понятие "исправительно-трудовая педагогика". Самостоятельная П.п. для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных рассматриваются в русле общей П.п. Как относительно самостоятельная наука исправительно-трудовая педагогика сформировалась в начале 60-х гг. 20 в., однако ее основы были заложены еще в 19 в. в рамках правовых, педагогических, философских и психологических исследований. В первом курсе тюрьмоведения (1889), разработанном профессором Сибирского университета И.Я. Фойницким, в "Основах тюремного дела" Н.Ф. Лучинского, "Очерках тюрьмоведения" С.В. Познышева, трудах Д.А. Дриля, И. Кучинского, П.И. Люблинского и других нашли отражение вопросы религиозно-нравственного, умственного, физического воспитания заключенных, средств и методов воздействия на них, роли личности служащего персонала в воспитании и пр. А.Я. Герд разработал педагогическую систему перевоспитания заключенных, которую апробировал в основанной им С.-Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей (1871). Его концепция исправления подростков строилась на принципах гуманизма и любви к детям, педагогического оптимизма, уважения к личности несовершеннолетнего, сотрудничества педагогов и воспитанников и др. В 1920-е гг. для подростков тюрьмы стали заменяться воспитательными учреждениями. Появились учреждения нового типа: реформатории для преступников молодого возраста (заимствованы у США), исправительно-трудовые колонии, испытательные учреждения для лиц, по отношению к которым имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения. Декретами советской власти были законодательно закреплены цели таких учреждений - исправление осужденных (1919) и система стимулирования исправления, разрешающая перевод осужденных из более строгих форм изоляции к менее строгим и последующее досрочное освобождение (1921). Познышев в монографии "Основы пенитенциарной науки" (1923) П.п. рассматривал как деятельность по исправлению преступников. К ее осн. категориям он отнес понятия юридического и нравственного исправления, воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания заключенных. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924) ввел дифференцированную систему мест лишения свободы и определил основные средства перевоспитания: режим, труд, профессиональное и общеобразовательное обучение. Юристы Б.С. Утевский и Е.Г. Ширвиндт развивали тезис об исправимости преступников. В местах лишения свободы стали создаваться учебно-воспитательные части, педагогические коллегии, кружки по ликвидации неграмотности, школы I и II ступеней и др. Одним из основоположников советской исправительно-трудовой педагогики считается А.С. Макаренко. В 30- 50-е гг. П.п. практически не развивалась. В начале 60-х гг. в Высшей школе МВД СССР (осн. в 1929, в 1974 преобразована в Академию, с 1998 Академия управления МВД России) под руководством Утевского разработан первый курс исправительно-трудовой педагогики для специальных учебных заведений МВД. Исправительно-трудовая педагогика была включена как самостоятельный предмет в учебные планы, проводились семинары и конференции по обобщению воспитательной работы с осужденными. В эти годы сформировалась Вологодская система формирования направленно воспитывающих коллективов осужденных. Первый учебник по П.п. издан в 1993. Объектом П.п. является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осужденных в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения. Одна из важнейших категорий П.п. - исправление осужденных. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых. Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, т.к. правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и персонифицированы. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитательные воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию. Разрешение этого противоречия - в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция несовершеннолетнего человека от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому мастерству. П.п. рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях (см.Воспитательные колонии). К специфическим принципам воспитания в П.п. относятся: гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности. П.п. изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осужденных, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осужденных и пр. Современные тенденции П.п. связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осужденных, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных и пр. Вопросы П.п. обсуждаются в ведомственном журнале "Преступление и наказание" (осн. в 1960). — задачей П.п. является исправление и перевоспитание несовершеннолетних осужденных. Исправление мыслится как цель и результат перевоспитания и процесс самовоспитания личности. Современные тенденции П.п. связаны с гуманизацией педагогического воздействия. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. ) См. также Исправительно-трудовая педагогика, Макаренко А. С., Преступность несовершеннолетних

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
263.62 кб

Педагогическое наследие А. С. Макаренко и проблемы пенитенциарной педагогики

Тюгаева Нина Алексеевна, Стурова Маргарита Павловна
в статье предпринята попытка рассмотреть основополагающие идеи А.С. Макаренко, возможности их реализации и обозначить проблемы пенитенциарной педагогики на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.
Читать PDF
391.22 кб

Становление идеи самоисправления осужденных в отечественной пенитенциарной педагогике

Строева Г. В.
В статье прослеживается история становления идеи самоисправления осужденных в пенитенциарной науке и практике.

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИКА ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ (ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ)

    исследует вопросы воспитания и перевоспитания правонарушителей всех возрастов. Пенитенциарное учреждение — специальное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выпол
  • Исправительно-трудовая педагогика (пенитенциарная)

    отрасль педагогики, в которой рассматривается теория и практика исправления и перевоспитания лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанных, так