ПЕДАГОГИКА ВИТАГЕННАЯ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИКА ВИТАГЕННАЯ
совместная целенаправленная деятельность педагога и учащегося по организации в учебном процессе взаимообогащающего диалога, в основе которого лежит актуализация (востребование) витагенного опыта индивида и коллективного витагенного опыта. Ведущие признаки личностной ориентации образования (субъектность студента, субъект-субъектное взаимодействие студента и преподавателя, саморазвитие личности) воплощаются в понятии «витагенный опыт».
- Для характеристики информации, на основе которой конструируется жизненный опыт, введен термин «витагенный». Жизненный опыт - это витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и имеющих для него самодостаточную ценность. Опыт жизни - витагенная информация, не прожитая человеком и полученная благодаря его осведомленности о тех или иных сторонах действительности: она не имеет для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в рамках большинства образовательных моделей. Витагенный опыт – это личностно значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, характеризующая его эгоцентрическое мироощущение. Витагенный опыт есть закономерный результат собственного саморазвития личности, т. е. такого развития, в котором личность является и своим замыслом (проектом), и основным фактором его воплощения. Именно этот опыт создает то смысловое поле, в котором только и могут сотрудничать преподаватель и студент. Таким образом, сотрудничество в процессе образования – это обмен опытом, в котором и приобретает ценностный характер педагогическое взаимодействие. Витагенный – это «живой» опыт, который постоянно функционирует и актуализируется. Это опыт активности и самостроительства. Поведение человека обусловливается не столько внешним окружением, сколько интерпретацией этого окружения с позиций витагенного опыта.
- В различных педагогических технологиях жизненный опыт студентов используется по-разному. Так, в рамках традиционного когнитивного подхода к обучению элементы жизненного опыта учащихся становятся иллюстрациями для внедряемых в их сознаниенаучных понятий, реализации принципа доступности и связи с жизнью. В технологиях развивающего обучения жизненный опыт выступает источником содержательных абстракций, способом построения и освоения «психологических орудий» (Л. С. Выготский) – мышления, воображения, памяти. Учащийся не становится субъектом обучения, а является им изначально, как носитель субъективного опыта, который приобретается в основном вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения сводится к тому, чтобы, выявив особенности субъективного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса (Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование: Голографический подход. – Екатеринбург: Наука, 1999. – С. 3–6; Свинина Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. – 2001. – № 7. – С. 27– 35). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.