Педагогика ненасилия
Педагогика ненасилия
педагогика, утверждающая исключение насилия из арсенала педагогических средств и подходов, принуждения как способа решения проблем и конфликтов. Основывается на идеях гуманизма, свободного выбора, терпимости, позитивного оценивания детей. Ей оппонирует точка зрения об ограниченности свободы выбора в реальных условиях обучения и воспитания, о необходимости принуждения в определенных рамках даже в педагогическом процессе, построенном на гуманистических основах. Традиции ненасилия в России развивали Л. Н. Толстой, К.Н.Венцель, О. С. Газман и др.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ
движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства детей и юношества. Опирается на принцип личностного подхода, суть которого состоит в провозглашении субъективной свободы человека; направление в теории и практике обучения и воспитания, интегрирующее различные подходы, пропагандирующее гуманное отношение к ребенку и способствующее реализации этих идей и систем на практике; направление, ориентированное на формирование у подрастающего поколения психического здоровья, важнейшим признаком которого является умение строить свои отношения с миром, природой, другими людьми и собой на ненасильственной основе.
* Олигофренопедагогика (от греч. oligos – немногий, незначительный +phren – ум [слабоумие] + педагогика) – педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей.
* Олигофренопедагогика (от греч. oligos – немногий, незначительный +phren – ум [слабоумие] + педагогика) – педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Педагогика ненасилия
педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др. человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым.
Источник: Педагогический словарь
Педагогика ненасилия
принцип гуманистической педагогики, сущность которого заключается в идеях воспитания через любовь, доверие и терпимость к ребенку, опоры на положительные нравственные качества, следования природе ребенка. Педагогика ненасилия отрицает необходимость применения жестких насильственных методов и средств воспитания человека, признает методы мягкого, опосредованного воздействия и право ребенка двигаться в развитии своим темпом. Этот принцип является определяющим в таких образовательных технологиях, как «свободное воспитание» (Руссо, Л.Н. Толстой), гумано-личностной Ш.А. Амонашвили, системы В.А. Сухомлинского, а также в технологиях дистанционного обучения, в автодидактике, артпедагогике и др. Во всех этих технологиях отрицается наказание как стимулирующий метод, требование как стимулирующее средств. Сторонники педагогики ненасилия опираются на педагогику личности, педагогику действия, на поощрение лучших проявлений человека и предоставление человеку условий для интенсивного, но свободного развития.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)