ПЕДАГОГИКА НАУЧНАЯ
ПЕДАГОГИКА НАУЧНАЯ
специально организованная целенаправленная и систематическая деятельность по формированию человека; наука о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями П. н. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. П. н. входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.) и использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований. В рамках П. н. существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебновоспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); вопросы формирования нравственных качеств личности, политических убеждений, эстетических вкусов, организации разнообразной деятельности учащихся составляют предмет теории и методики воспитания. Исследованием совокупности всех организационно-педагогических проблем, связанных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководством их деятельностью, занимается школоведение. В целях конкретизации научно-исследовательской работы в области педагогики и углубленного профессионального изучения педагогики как учебного предмета возникает потребность в выделении специфических особенностей воспитания и обучения отдельных возрастных или профессионально ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных школ, профессиональнотехнических, средних специальных или высших учебных заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно говорят о педагогике дошкольной, школьной, вузовской и т. п. и рассматривают вопросы организации и методов воспитания и обучения данного контингента, учащихся с учетом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей. К собственно педагогике примыкают методики преподавания отдельных учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей – сурдопедагогика; слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, с недостатками умственного развития – олигофренопедагогика, с нарушениями речи – логопедия); история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи (Педагогический энциклопедический словарь [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). О. В. Мушинская
Источник: Глоссарий современного образования.