ПЕДАГОГИКА НАУЧНАЯ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИКА НАУЧНАЯ
специально организованная целенаправленная и систематическая деятельность по формированию человека; наука о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями П. н. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. П. н. входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.) и использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований. В рамках П. н. существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебновоспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); вопросы формирования нравственных качеств личности, политических убеждений, эстетических вкусов, организации разнообразной деятельности учащихся составляют предмет теории и методики воспитания. Исследованием совокупности всех организационно-педагогических проблем, связанных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководством их деятельностью, занимается школоведение. В целях конкретизации научно-исследовательской работы в области педагогики и углубленного профессионального изучения педагогики как учебного предмета возникает потребность в выделении специфических особенностей воспитания и обучения отдельных возрастных или профессионально ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных школ, профессиональнотехнических, средних специальных или высших учебных заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно говорят о педагогике дошкольной, школьной, вузовской и т. п. и рассматривают вопросы организации и методов воспитания и обучения данного контингента, учащихся с учетом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей. К собственно педагогике примыкают методики преподавания отдельных учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей – сурдопедагогика; слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, с недостатками умственного развития – олигофренопедагогика, с нарушениями речи – логопедия); история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи (Педагогический энциклопедический словарь [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). О. В. Мушинская

Источник: Глоссарий современного образования.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
227.85 кб

О научном аппарате диссертаций по педагогике

Якимов Олег Васильевич, Молонов Геннадий Цыденович
В статье описаны основные требования к кандидатским и докторским диссертациям, рассмотрены основные понятия диссертационных исследований.
Читать PDF
237.76 кб

Педагогика индивидуальности как научная школа

Гребенюк Т. Б., Григорьева Н. В.
Предлагается краткое описание научно-педагогической школы «Педагогика индивидуальности», созданной профессором О.С. Гребенюком.
Читать PDF
370.54 кб

Социальное воспитание как научная проблема педагогики

Ромм Татьяна Александровна
Рассмотрено использование термина «социальное воспитание», источники формирования социального воспитания как научной проблемы, исследовательские установки в понимании социального, личности и воспитания, теоретические представления
Читать PDF
194.05 кб

Генезис библиотечной педагогики как научной дисциплины

Иванова Галина Александровна
Статья посвящена проблемам становления и развития библиотечной педагогики как научной дисциплины, формирующейся на базе интеграции педагогики и библиотековедения, также анализу изменений, происходящих в библиотечно-педагогической
Читать PDF
493.06 кб

Проблема систематизации научной терминологии педагогики

Найн Альберт Яковлевич
В статье пытается выработать основы систематизации научной терминологии педагогики, определить порядок соподчинения терминов. Автор рассматривает противоречие трактовки терминов в педагогике, определяет признаки блоков понятий.
Читать PDF
161.84 кб

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Мышева Татьяна Петровна
В статье рассматривается музейная педагогики как наука о воспитании средствами музея, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, ориентированная на передачу культурного опыта через педагоги
Читать PDF
253.61 кб

Диссертационный совет по педагогике: научное руководство

Белкин Август Соломонович, Ткаченко Евгений Викторович
В четвертой статье авторов из цикла статей, посвященных деятельности диссертационных советов по педагогике, рассматриваются вопросы научного руководства в организационно-этическом аспекте.
Читать PDF
281.03 кб

Научные подходы к проблеме изучения личности в педагогике

Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Сташ Светлана Мухарбиевна
В статье анализируются с различных психолого-педагогических позиций проблема развития личности в образовании.
Читать PDF
297.78 кб

Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании

Беляева Мария Алексеевна
В данной статье представлен рискологический ракурс педагогических исследований, обозначены его эвристические возможности.
Читать PDF
1.37 мб

Становление казанской научной школы профессиональной педагогики

Осипов Петр Николаевич
40 лет назад в Казани был открыт НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР.
Читать PDF
997.81 кб

Методология педагогики в контексте современного научного знания

Осмоловская Ирина Михайловна
В научной информации представлено содержание докладов Международной научно-теоретической конференции «Методология педагогики в контексте современного научного знания», посвященной 90-летию со дня рождения российского ученого-педаг
Читать PDF
164.61 кб

Научные направления и школа научной педагогики (1960-1980-е гг. )

Васильева Зинаида Ивановна
Читать PDF
74.36 кб

Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления

Ахунов Валерий Михайлович
Читать PDF
272.90 кб

Подводя итоги: научные исследования зарубежной школы и педагогики

Савина Алиция Казимировна
Автор анализирует опыт, накопленный лабораторией изучения образования зарубежных стран, размышляя о трудностях и достижениях лаборатории со дня ее основания по сегодняшний день.
Читать PDF
483.86 кб

Рецензия на материалы: «Т. 4: Педагогика /сборник научных трудов»

Воропаев М.В.
Рецензия на сборник трудов научно-практической конференции по педагогическим наукам.