(лат. сreatio – сотворение, создание) – относится к передовой педагогике, которая является системой интеллектуального и психологического развития, формирующей у личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная ее особенность как интеллектуальной системы – умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т. д.
- В основе П. к. лежат эвристические методы обучения и поисковая деятельность учащихся. Основная цель П. к. – развить в человеке заложенный в нем творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи.
- Важное педагогическое требование в креативному образовательному процессу – его непрерывность, преемственность и включение учащегося в активную образовательную среду, умение самостоятельно управлять творческим процессом. Креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому обучаемому на каждом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. При этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал – из ранга предмета освоения переводится в ранг средства достижения некоторой созидательной цели. Для достижения эффекта креативной ориентации необходимо:
- создать в учебном процессе фон центробежного, открытого в метаобласть метазнания (т. е. за пределы узкой специальности) надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей обучаемых;
- реорганизовать учебный процесс, в ходе которого обучаемый становится созидателем, а учебный материал – средством достижения созидательной цели;
- ввести дополнительный учебный материал, включающий описание и показ действия эвристических приемов (Зиновкина М. Креативная технология образования // Высш. образование в России. – 1999.– № 3. – С. 101– 104; Попов В. В. Дистанционное образование в свете креативной педагогики. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.ejoe.ru). И. В. Головнева, Л. А. Артеменко
288.25 кб