ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
направление зарубежной педагогики, выводившее свои положения на основании данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX нач. XX вв. в Германии (В. Лай, Э. Мейман и др.) и США (С. Холл, Э. Торндайк и др.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были немецкие психологи и педагоги В.Лай, Э.Мейман, американские. С.Холл, Э.Торндайк, русский психолог А.Я.Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. Экспериментальная педагогика легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20-30-х годах [24, c. 110].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Экспериментальная педагогика
направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 века; термин предложен в начале 20 века Э. Мейманом. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни было проведено в 1879 году И.А. Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало. В 90-х гг., когда расширилась и укрепилась сеть психологических лабораторий, стали создаваться специальные психологопедагогические лаборатории (активную роль в этом плане играли
Мейман, А. Бине в Европе, С. Холл в США). Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошкольного возраста), разнообразию проблематики исследований. Объектом этих исследований был развивающийся ребёнок, состояние всех аспектов его изучения находилось на начальной стадии, и предмет исследования каждого из научных направлений не был чётко определён. Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись различные названия: детская психология, юношествоведение, педология, педагогическая психология, гигиена воспитания, экспериментальная педагогика.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика ввела в научный арсенал педагогики и психологии экспериментальные методы исследования, появился термин «педагогический эксперимент». Основной принцип - принцип саморазвития личности. Ее представители (А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, А. Бине) исходили их того, что только на основе достоверных эмпирических фактов из педагогической практики, проверяемых затем опытным путем, можно достигнуть настоящего усовершенствования педагогического процесса, объективной и научной его организации. Представители экспериментальной педагогики абсолютизировали эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, систему количественного измерения IQ («ай-кью» - коэффициент интеллекта ребенка). Обучение должно было следовать стадиям биологического развития человека, поэтому содержание экспериментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии. Экспериментальная педагогика стимулировала развитие дидактики, исследования процессов понимания, особенностей внимания, разработку тестовых методик проверки умственного развития детей и т. п. Однако ее представители переоценивали роль биологического фактора в становлении ребенка, переносили закономерности психофизиологического развития детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями. Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии.

Источник: История образования и педагогической мысли

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Возникло в конце XIX в.; термин предложен в начале XX в. Э. Мейманом. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни было проведено в 1879 г. И. А. Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало. В 90-х гг., когда расширилась и укрепилась сеть психологических лабораторий, стали создаваться специальные психологопедагогические лаборатории (активную роль в этом плане играли Э. Мейман, А. Бине в Европе, С. Xолл в США). Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошкольного возраста), разнообразию проблематики исследований. Объектом этих исследований был развивающийся ребенок, состояние всех аспектов его изучения находилось на начальной стадии, и предмет исследования каждого из научных направлений не был четко определен. Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись различные названия: детская психология, юношествоведение, педология, педагогическая психология, гигиена воспитания, П. э. С начала XX в. тенденция к применению эксперимента в изучении ребенка стала все больше нарастать и термин П. э. получил распространение, в том числе и в России. Первая отечественная лаборатория по изучению ребенка в педагогических целях была основана А. П. Нечаевым в С.-Петербурге в 1901 г. В 1910 г. организовано Общество экспериментальной педагогики. В 20-х – начале 30-х гг. стал широко применяться термин «педология». После прекращения педологических исследований (1936) в научном обиходе сохранились термины «детская психология», «педагогическая психология» (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед.теории экспериментальным путем Возникло в кон. 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват.эксперимента к изучению детей Термин «Э и » предложен в нач. 20 в Э Мейма-ном Изучение ребенка в целях построения пед.теории предпринималось учеными разных специальностей и велось в неск направлениях изучение закономерностей психич. и физич. развития подрастающих поколений, исследование умственной работы школьника и условий ее успешного осуществления, изучение познават. процессов и формирование эмоциональной и волевой сферы ребенка и др. Объединяющим эти исследования принципом было стремление создать целостное представление о ребенке на разл. ступенях возрастного развития и сформулировать науч. основы пед.воздействия Наиб. значение во всех исследованиях отводилось психол. данным, что определяло их зависимость от состояния психол. науки, для прогресса к-рой существенное значение имело внедрение эксперимента, создание спец. эксперим.лабораторий и ин-тов, получивших распространение в 80-х гг. 19 в Это, в свою очередь, породило мысль о применении эксперимента в изучении дет развития и об использовании его для решения пед.задач Первое эксперим.исследование детей в условиях шк жизни было проведено в 1879 И А Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало В 90-х гг, когда расширилась и укрепилась сеть психол. лабораторий, стали создаваться спец. психол. -пед.лаборатории (активную роль в этом плане играли Э Мейман, А Бине в Европе, С Холл в США)
Применение эксперимента и др. родственных методов (в частности, статистических) содействовало быстрому накоплению данных в разл. областях исследования дет развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошк. возраста), разнообразию проблематики исследований Объект этих исследований был один (развивающийся ребенок), состояние всех аспектов его изучения находилось на нач. стадии, и предмет исследования каждого из науч. направлений не был четко определен Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись разл. названия, отражавшие сферу интересов автора, - детская психология, юношествоведение, педология, пед.психология, гигиена воспитания Одним из названий такого рода исследований стала Э и, акцентировавшая внимание на применении эксперимента как основы получения подлинно науч. фактов, на к-рых должна строиться теория педагогики С нач. 20 в тенденция к применению эксперимента в изучении ребенка стала все больше нарастать и термин «Э и » получил распространение, в т.ч. и в России Первая рус. лаборатория по изучению ребенка в пед.целях была основана А II Нечаевым в Петербурге в 1901. В 1910 организовано Об-во эксперим.педагогики Первоначально в рус. науке большее распространение имел термин «пед.психология», и два первых всерос. съезда, посвященных проблемам изучения ребенка и науч. обоснования педагогики, носили название съездов по пед.психологии (в 1906 и 1909 в Петербурге) Но в связи с ростом интереса к проблеме методов исследования и ее активной разработке (в этом плане имели важное значение метод естеств. эксперимента, предложенный А Ф Лазурским, работы Г И Россолимо, H А Бернштейна и др) более популярным стал термин «Э и », и три последующих съезда носили название съездов по Э и (1910, 1913 и 1916 в Петербурге) В 20-х -нач. 30-х гг. вследствие преобладания задачи всестороннего изучения ребенка стал широко применяться термин педология После прекращения педол исследований (1936) в науч. обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология
В ходе развития науч. исследований значение эксперимента стало очевидным и несомненным В совр. психологии и педагогике эксперимент находит широкое применение Эксперим.обучение - один из эффективных методов исследования психол. -дидактич. проблем Содержание эксперимента, его структура и форма координируются с теоретич. принципами, принятыми в этих отраслях психологии

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
211.11 кб

Проблемы экспериментальной педагогики

Казаринов А. С.
Читать PDF
147.82 кб

Перспективность идей «экспериментальной педагогики» в современной школе России

Козлова Т. С.
Современное образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идей, обоснования своей позиции и отстаивания своей точки зрения; способность свободно и лаконично излагать свои мысли.
Читать PDF
20.12 мб

Реализация идей прогрессивной педагогики в экспериментальной школе Каролины Пратт

Алейникова Ксения Андреевна
Статья посвящена педагогическим идеям Каролины Пратт американского прогрессивного педагога и философа.
Читать PDF
388.78 кб

Становление экспериментальной педагогики в германии (к 150-летию со дня рождения В. А. Лая и Э. Мёйм

Романов Алексей Алексеевич
В статье анализируется вклад известных немецких педагогов и психологов В. А. Лая и Э. Мёймана в становление экспериментальной педагогики начала ХХ века.
Читать PDF
301.39 кб

Сущность экспериментального исследования в педагогике на примере образовательной области «Технология

Тимошенко Александр Иванович
В статье рассматриваются условия проведения эксперимента. Приводятся оптимальные этапы эксперимента. Определяется психологическая реакция учащихся в процессе проведения эксперимента.
Читать PDF
297.91 кб

Мастерская как одна из форм реализации идей «Экспериментальной педагогики» в современной школе Росси

Козлова Татьяна Сергеевна
Современное образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идее; анализа; способности свободно и лаконично излагать свои мысли как в устной, так и письменной форме; умение обосно