ПЕДАГОГИКА БУДДИЙСКАЯ
ПЕДАГОГИКА БУДДИЙСКАЯ
педагогическая система, возникшая в средневековом Китае под влиянием поэтов-отшельников, придерживавшихся принципов буддизма. Педагогика дзен буддизма весьма своеобразна. Главный постулат – быть самим собой. Философия буддизма, и в особенности его ответвление дзен (Чань), которое всерьез претендует на прямое наследие идей самого Будды, допускает достаточно жестокие вещи по отношению к материальному, телесному началу ради перехода в новое, высшее качество начала духовного. Различные характеры, разные методы обучения присущи разным учителям. Но общая их черта – отрыв от несущественного, от кажущихся различий. Учителя дзен часто используют остроты, парадоксы, из которых необходимо добыть истину, могут выражаться грубо и вульгарно, а то и ударить ученика палкой. Приверженцы дзэн считают, что ассоциация быстрее, чем рассуждение, ведет человека к истине. Истина – созерцание, она не в словах и книгах, а по ту сторону слов. Ее нельзя выучить, но можно пережить. Мудрец подобен пустому дуплу. Он не хранит никакого знания. Он живет в мире действия и нужд, но придерживается области недеяния. Он остается среди называемого, но живет в открытой стране, превосходящей слова. Он молчалив и одинок, пуст и открыт, ибо его положение в бытии не может быть передано словами. Первая дзэн-буддийская община была создана неким Во-Чаном (720– 814 гг.) Девиз общины: «День без работы – день без еды». С тех пор дзенбуддийские монастыри стали придавать особое значение каждодневному труду, и по возможности добиваться самообеспечения общины. Эти монастыри не вполне соответствуют распространенным представлениям о монашеской жизни. Это скорее воспитательные школы, их можно покинуть в любой момент. Все школы дзен пренебрежительно относились к книжной мудрости, однако сейчас дзэнские библиотеки очень богаты (Тайны жизненной энергии /Подгот. текста В. В. Петрова. – Мн.: Литература, 1997. – 608 с.– (Энциклопедия тайн и сенсаций). М. В. Удовенко
Источник: Глоссарий современного образования.