ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
(pedagogical support) рассматривается как сфера деятельности, основанная на содействии, сотрудничестве и направленной на проявление учащимися самостоятельности, самооценки, самоактуализации, самоопределения в духовно-нравственном развитии и воспитании.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека.
Будучи схожим с педагогической поддержкой, П.С. отличается от нее возросшим умением ребенка самостоятельно решать свои личностные и учебные проблемы. Суть П.С. максимально отражает словосочетание «чувство локтя», тогда как педагогическую поддержку характеризует «чувство плеча». Педагог-сопроводитель необходим ученику, во-первых, для того, чтобы научить его самостоятельно создавать необходимые для жизни и учения условия, разрешать проблемные ситуации и, во-вторых, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом. Ребенок же встречается с проблемой, использует полученные навыки поиска необходимой информации, благополучно решает проблемную ситуацию или конфликт, зная, что у него есть человек (значимый другой), к которому он сможет, если нужно, обратиться.
Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности предельно взаимосвязаны. Поддержка, с одной стороны, предваряет П.С., с другой же — следует за ним по запросу ребенка. Поэтому приведенные ниже виды П.С. в равной степени могут быть отнесены и к педагогической поддержке.
По степени участия взрослого мы выделяем:
- непосредственное сопровождение, которое осуществляется в диалоге с учеником, причем, для речи учителя характерны фразы, не содержащие подтекста.
- опосредованное П.С., в котором используются притчи, сказки, мифы, афоризмы, пословицы, поговорки, напетые фразы из песни.
По времени оказания: - опережающее П.С. состоит в том, что ученикам предоставляется «информация для размышления» до того, как у них возникла проблема, и они успевают разработать варианты ее разрешения.
- своевременное П.С. осуществляется в момент возникшей потребности ученика в участии взрослого, что выражается в его запросе или во внешних признаках физической или психологической опасности.
- предупреждающее П.С. (последействие) оказывается после встречи ученика с проблемой, чтобы снять напряженность, создав условия для того, чтобы ученик смог адекватно увидеть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
По длительности:
- единовременное П.С. применяется в случае уверенности педагога в способности ученика самостоятельно справиться с проблемой при условии проявления внутренних резервов ребенка и уверенности в собственных силах. - пролонгированное П.С. используется, когда процесс самостоятельного разрешения ребенком проблемы изначально длителен и требует постоянного наблюдения и готовности педагога к личному вмешательству. - дискретное П.С. уместно время от времени, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации и обращается к ребенку за его запросом на свою работу.
Е.А.Александрова
Литература: Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003, № 3 (14). С. 71–82.
Культурологический подход в образовании: материалы I- Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. С. 33–40.
Будучи схожим с педагогической поддержкой, П.С. отличается от нее возросшим умением ребенка самостоятельно решать свои личностные и учебные проблемы. Суть П.С. максимально отражает словосочетание «чувство локтя», тогда как педагогическую поддержку характеризует «чувство плеча». Педагог-сопроводитель необходим ученику, во-первых, для того, чтобы научить его самостоятельно создавать необходимые для жизни и учения условия, разрешать проблемные ситуации и, во-вторых, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом. Ребенок же встречается с проблемой, использует полученные навыки поиска необходимой информации, благополучно решает проблемную ситуацию или конфликт, зная, что у него есть человек (значимый другой), к которому он сможет, если нужно, обратиться.
Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности предельно взаимосвязаны. Поддержка, с одной стороны, предваряет П.С., с другой же — следует за ним по запросу ребенка. Поэтому приведенные ниже виды П.С. в равной степени могут быть отнесены и к педагогической поддержке.
По степени участия взрослого мы выделяем:
- непосредственное сопровождение, которое осуществляется в диалоге с учеником, причем, для речи учителя характерны фразы, не содержащие подтекста.
- опосредованное П.С., в котором используются притчи, сказки, мифы, афоризмы, пословицы, поговорки, напетые фразы из песни.
По времени оказания: - опережающее П.С. состоит в том, что ученикам предоставляется «информация для размышления» до того, как у них возникла проблема, и они успевают разработать варианты ее разрешения.
- своевременное П.С. осуществляется в момент возникшей потребности ученика в участии взрослого, что выражается в его запросе или во внешних признаках физической или психологической опасности.
- предупреждающее П.С. (последействие) оказывается после встречи ученика с проблемой, чтобы снять напряженность, создав условия для того, чтобы ученик смог адекватно увидеть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
По длительности:
- единовременное П.С. применяется в случае уверенности педагога в способности ученика самостоятельно справиться с проблемой при условии проявления внутренних резервов ребенка и уверенности в собственных силах. - пролонгированное П.С. используется, когда процесс самостоятельного разрешения ребенком проблемы изначально длителен и требует постоянного наблюдения и готовности педагога к личному вмешательству. - дискретное П.С. уместно время от времени, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации и обращается к ребенку за его запросом на свою работу.
Е.А.Александрова
Литература: Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003, № 3 (14). С. 71–82.
Культурологический подход в образовании: материалы I- Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. С. 33–40.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005