ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
(pedagogical support) рассматривается как сфера деятельности, основанная на содействии, сотрудничестве и направленной на проявление учащимися самостоятельности, самооценки, самоактуализации, самоопределения в духовно-нравственном развитии и воспитании.

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека.
Будучи схожим с педагогической поддержкой, П.С. отличается от нее возросшим умением ребенка самостоятельно решать свои личностные и учебные проблемы. Суть П.С. максимально отражает словосочетание «чувство локтя», тогда как педагогическую поддержку характеризует «чувство плеча». Педагог-сопроводитель необходим ученику, во-первых, для того, чтобы научить его самостоятельно создавать необходимые для жизни и учения условия, разрешать проблемные ситуации и, во-вторых, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом. Ребенок же встречается с проблемой, использует полученные навыки поиска необходимой информации, благополучно решает проблемную ситуацию или конфликт, зная, что у него есть человек (значимый другой), к которому он сможет, если нужно, обратиться.
Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности предельно взаимосвязаны. Поддержка, с одной стороны, предваряет П.С., с другой же — следует за ним по запросу ребенка. Поэтому приведенные ниже виды П.С. в равной степени могут быть отнесены и к педагогической поддержке.
По степени участия взрослого мы выделяем:
- непосредственное сопровождение, которое осуществляется в диалоге с учеником, причем, для речи учителя характерны фразы, не содержащие подтекста.
- опосредованное П.С., в котором используются притчи, сказки, мифы, афоризмы, пословицы, поговорки, напетые фразы из песни.
По времени оказания: - опережающее П.С. состоит в том, что ученикам предоставляется «информация для размышления» до того, как у них возникла проблема, и они успевают разработать варианты ее разрешения.
- своевременное П.С. осуществляется в момент возникшей потребности ученика в участии взрослого, что выражается в его запросе или во внешних признаках физической или психологической опасности.
- предупреждающее П.С. (последействие) оказывается после встречи ученика с проблемой, чтобы снять напряженность, создав условия для того, чтобы ученик смог адекватно увидеть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
По длительности:
- единовременное П.С. применяется в случае уверенности педагога в способности ученика самостоятельно справиться с проблемой при условии проявления внутренних резервов ребенка и уверенности в собственных силах. - пролонгированное П.С. используется, когда процесс самостоятельного разрешения ребенком проблемы изначально длителен и требует постоянного наблюдения и готовности педагога к личному вмешательству. - дискретное П.С. уместно время от времени, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации и обращается к ребенку за его запросом на свою работу.
Е.А.Александрова
Литература: Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003, № 3 (14). С. 71–82.
Культурологический подход в образовании: материалы I- Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. С. 33–40.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
404.30 кб

Сопровождение как педагогическая деятельность

Яковлева Надежда Олеговна
Рассматривается проблема педагогического сопровождения: анализируется его сущность, значение, область применимости, формулируются проблемы, связанные с его использованием в условиях современного образования.
Читать PDF
299.98 кб

Генезис понятия «Педагогическое сопровождение»

Солодовникова Татьяна Владимировна
Проанализировано понятие «педагогическое сопровождение» и на основе историко-педагогического анализа показана его историческая востребованность, обусловленная теорией и опытом выдающихся мыслителей прошлого.
Читать PDF
11.40 мб

Инновационные виды педагогического сопровождения

Яковлев Евгений Владимирович, Яковлева Надежда Олеговна
В статье рассматриваются инновационные виды педагогического сопровождения (тьюторство, модерация, супервизия) как педагогические феномены, приведены их авторские трактовки, представлены сущностные особенности и границы применимост
Читать PDF
191.49 кб

Педагогическое сопровождение зарубежной классикой

Доценко Е. Г., Доценко И. Г.
Рассматриваются возможности и специфика обращения к литературной классике в ходе изучения педагогических дисциплин.
Читать PDF
351.09 кб

Педагогическое сопровождение молодежного лидерства

Рожков Михаил Иосифович
Представлен авторский взгляд на педагогическое сопровождение молодежного лидерства, рассмотрены показатели готовности к выполнению лидерских функций, компоненты, задачи, условия и принципы сопровождения.
Читать PDF
298.39 кб

Тьюторское сопровождение как педагогический феномен

Игнатьева Елена Павловна
В статье рассмотрены особенности тьюторского сопровождения и личность педагога, осуществляющего это сопровождение в учебном процессе.
Читать PDF
397.84 кб

Педагогическое сопровождение в системе «E-learning»

Тараканов Г.
Читать PDF
141.06 кб

Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи

Киселева Татьяна Геннадьевна, Зайцева Марина Александровна
Проблемы молодой семьи представляют интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Социальные процессы, происходящие в обществе, и их влияние на институт семьи и брака требуют тщательного анализа и осмысления.
Читать PDF
456.46 кб

Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере

Царегородцева Елена Анатольевна
В статье раскрывается психолого-педагогическое сопровождение как основной компонент образовательной деятельности загородных оздоровительных лагерей.
Читать PDF
288.11 кб

Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства

Уманский А. Л.
Читать PDF
3.60 мб

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе

Христидис Татьяна Витальевна
В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе.
Читать PDF
6.03 мб

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности

Звягинцева Е. В.
Статья посвящена практической модели психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся в средней общеобразовательной школе. Рассмотрено ее соответствие современным требованиям общества к личности.
Читать PDF
254.11 кб

Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ

Ставцева Юлия Гафурьяновна
Статья посвящена значению методического сопровождения педагогического процесса в современном детском образовательном учреждении.
Читать PDF
149.04 кб

Модель организации психолого-педагогического сопровождения

Чурилова И. А.
Читать PDF
410.10 кб

Проблема сопровождения в современном педагогическом знании

Фаизова Виктория Борисовна
Представлены некоторые общие результаты теоретического исследования процесса сопровождения, рассмотренные в педагогическом аспекте.

Похожие термины: