ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности воспитателя и воспитуемого; разработка конкретных воспитательных мероприятий.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Проектирование педагогическое
компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов.
Педагогическое проектирование
это мыследеятельность, направленная на составление плана педагогических действий на основе непротиворечивой методологии с учетом последствий и перспектив, максимального количества данных о субъектах и их интересах. (Власова Т.Н.).
Источник: Глоссарий по педагогике.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(pedagogical design) – в отечественной педагогической науке В.П. Беспалько рассматривает как самостоятельную полифункциональную педагогическую деятельность, предопределяющую создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Педагогическое проектирование
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, а также понимается как второй этап (за моделированием) детализации модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогические системы проектируются в формах квалификационных характеристик, профессиограмм, учебных планов и программ, должностных инструкций. Педагогические процессы проектируются в формах расписания, графиков контроля, графиков межпредметных связей и поурочно-тематического планирования.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическое проектирование
разновидность социального проектирования; системно организованная междисциплинарная деятельность по выработке проекта изменений объекта и условий его (проекта) реализации; способ и форма управления из-менением объекта в соответствии с намеченными целями; органическая часть единого педагогического процесса, включающего в себя практическую реализацию проекта и его коррекцию на основе оценки реальных результатов изменения объекта; по содержанию носит вероятностный характер, по методу — модельно-гипотетический; в случаях проектирования учебной ситуации имеет явно выраженную личностную детерминацию и исключает в идеале любую редукцию участников педагогического процесса.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
в контексте сущности социального проектирования деятельность, направленная на преобразование и создание объектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения целей обучения и воспитания личности. Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом – педагогические системы, процессы и их компоненты, целью – решение педагогических задач, результатом – проект педагогического объекта. Процесс проектирования представляет собой функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проекта. Этап проектирования – это часть проектировочной деятельности, характеризующаяся собственными задачами, механизмом и частными результатами. Каждый этап проектирования реализуется своими процедурами и методами. В каждом случае проект педагогического процесса будет построен на основании имеющихся ресурсов для конкретных условий. В условиях подготовки специалистов в системе НПО целесообразно выделить три уровня организации учебно-познавательного процесса, приняв в качестве основы систематизации возрастание степени самостоятельности и активности обучаемого:
1. Формирование знаний и умений в рамках методических систем, которые обычно определяют как традиционные. Преподаватель в зависимости от имеющихся ресурсов использует учебное пособие и программнометодическое обеспечение для контроля знаний или в качестве средств наглядной демонстрации. Выбор методов обучения и способов мотивации и активизации деятельности учащихся, управление последней определяются преподавателем. Следует отметить, что в ходе проектирования учебного процесса преподаватель имеет возможность использовать предложенные методические рекомендации и другие разработанные элементы программно-методического обеспечения.
2. Применение компьютеризированной системы обучения, что позволяет организовать процесс самообучения по разработанной методике. Непрерывное управление познавательной деятельностью строится на основании обратной связи и учета предыстории обучения. Критерием достижения цели обучения является завершенность процесса.
3. Комплексное использование разработанного методического и программного обеспечения с целью реализации ориентированной на самообучение вариативной методической системы, которая допускает выбор методики и уровня формирования знаний и умений, последовательности освоения и глубины погружения в предметную область самим обучаемым.
1. Формирование знаний и умений в рамках методических систем, которые обычно определяют как традиционные. Преподаватель в зависимости от имеющихся ресурсов использует учебное пособие и программнометодическое обеспечение для контроля знаний или в качестве средств наглядной демонстрации. Выбор методов обучения и способов мотивации и активизации деятельности учащихся, управление последней определяются преподавателем. Следует отметить, что в ходе проектирования учебного процесса преподаватель имеет возможность использовать предложенные методические рекомендации и другие разработанные элементы программно-методического обеспечения.
2. Применение компьютеризированной системы обучения, что позволяет организовать процесс самообучения по разработанной методике. Непрерывное управление познавательной деятельностью строится на основании обратной связи и учета предыстории обучения. Критерием достижения цели обучения является завершенность процесса.
3. Комплексное использование разработанного методического и программного обеспечения с целью реализации ориентированной на самообучение вариативной методической системы, которая допускает выбор методики и уровня формирования знаний и умений, последовательности освоения и глубины погружения в предметную область самим обучаемым.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
компонент педагогической деятельности – проектирование педагогических систем (как начальной фазы педагогического проекта). В педагогике часто употребляют понятие «педагогическая система», вкладывая в него различный смысл. Зачастую под педагогической системой понимают концепцию воспитания, обучения личности, обоснованную и развитую тем или иным ученым-педагогом – например, педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Поскольку формирование этих концепций происходило в рамках определенных общественно-исторических формаций, а цели, специфика и ведущие элементы этих формаций не могли не отражаться на взглядах педагогов, часто говорят о педагогических системах первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального и других обществ. В то же время понятие «педагогическая система» в том смысле, в котором оно употребляется в последнее время, наиболее часто связано с системным подходом к изучению педагогических явлений. С этих позиций под системой можно понимать и такой сложный объект, как вся система народного образования страны, или система образования конкретного региона, муниципального образования и т. д. Системой является и любое образовательное учреждение, так как оно состоит из множества связанных между собой элементов, упорядоченных по отношениям и характеризующихся единством общих целей функционирования. В том числе педагогическую компоненту можно считать педагогической системой, выделив в ней следующие группы элементов: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы; педагоги (учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели); обучающиеся (учащиеся, студенты). Причем главным, системообразующим элементом педагогической системы являются цели. Цели, задаваемые педагогическим системам, образуют иерархию целей.
- Первый уровень целей – социальный заказ общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования на определенный общественный идеал формируемой личности человека, гражданина, профессионала.
- Второй уровень целей – это уже образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа образовательных учреждений в отдельности, в которой социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики.
- Третий уровень целей – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии. Объектом проектирования является в общем случае педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов, способствующих достижению этих целей. Причем педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного учителя, преподавателя, педагогическая система отдельного учебного курса, предмета, темы, конкретного занятия и т. д. То есть мы имеем дело с иерархией педагогических систем. Пример иерархии проектов конкретного педагога приведен на Рис. 21. Педагогическая система является частным понятием по отношению к более общему понятию – образовательная система. Ведь, к примеру, любое образовательное учреждение можно рассматривать как образовательную систему, включающую как подсистему педагогическую систему (точнее, целую иерархию педагогических систем), а также подсистемы: управленческую, материально-техническую, финансовую и т. д. Проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога. Ведь каждый учитель, преподаватель готовится к уроку, к лекции – это и есть проектирование (которое осуществляется, естественно, на разных уровнях в зависимости от квалификации педагога, его добросовестности и творческого потенциала). Многие педагоги стремятся создать свою – личную (личностную) методику обучения и воспитания, т. е. свою личностную педагогическую систему.
Нередко задают вопрос – а чем проектирование отличается от традиционного планирования? Ответ на этот вопрос таков: планирование – это атрибут процессной деятельности, т. е. деятельности, осуществляющейся в стабильных постоянных неизменных условиях. В случае же инновационной, продуктивной деятельности – деятельность становится проектной, строится в логике проектов. Литература: [36].
- Первый уровень целей – социальный заказ общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования на определенный общественный идеал формируемой личности человека, гражданина, профессионала.
- Второй уровень целей – это уже образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа образовательных учреждений в отдельности, в которой социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики.
- Третий уровень целей – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии. Объектом проектирования является в общем случае педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов, способствующих достижению этих целей. Причем педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного учителя, преподавателя, педагогическая система отдельного учебного курса, предмета, темы, конкретного занятия и т. д. То есть мы имеем дело с иерархией педагогических систем. Пример иерархии проектов конкретного педагога приведен на Рис. 21. Педагогическая система является частным понятием по отношению к более общему понятию – образовательная система. Ведь, к примеру, любое образовательное учреждение можно рассматривать как образовательную систему, включающую как подсистему педагогическую систему (точнее, целую иерархию педагогических систем), а также подсистемы: управленческую, материально-техническую, финансовую и т. д. Проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога. Ведь каждый учитель, преподаватель готовится к уроку, к лекции – это и есть проектирование (которое осуществляется, естественно, на разных уровнях в зависимости от квалификации педагога, его добросовестности и творческого потенциала). Многие педагоги стремятся создать свою – личную (личностную) методику обучения и воспитания, т. е. свою личностную педагогическую систему.
Нередко задают вопрос – а чем проектирование отличается от традиционного планирования? Ответ на этот вопрос таков: планирование – это атрибут процессной деятельности, т. е. деятельности, осуществляющейся в стабильных постоянных неизменных условиях. В случае же инновационной, продуктивной деятельности – деятельность становится проектной, строится в логике проектов. Литература: [36].