ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности воспитателя и воспитуемого; разработка конкретных воспитательных мероприятий.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Проектирование педагогическое
компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Педагогическое проектирование
это мыследеятельность, направленная на составление плана педагогических действий на основе непротиворечивой методологии с учетом последствий и перспектив, максимального количества данных о субъектах и их интересах. (Власова Т.Н.).

Источник: Глоссарий по педагогике.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(pedagogical design) – в отечественной педагогической науке В.П. Беспалько рассматривает как самостоятельную полифункциональную педагогическую деятельность, предопределяющую создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения.

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Педагогическое проектирование
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, а также понимается как второй этап (за моделированием) детализации модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогические системы проектируются в формах квалификационных характеристик, профессиограмм, учебных планов и программ, должностных инструкций. Педагогические процессы проектируются в формах расписания, графиков контроля, графиков межпредметных связей и поурочно-тематического планирования.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педагогическое проектирование
разновидность социального проектирования; системно организованная междисциплинарная деятельность по выработке проекта изменений объекта и условий его (проекта) реализации; способ и форма управления из-менением объекта в соответствии с намеченными целями; органическая часть единого педагогического процесса, включающего в себя практическую реализацию проекта и его коррекцию на основе оценки реальных результатов изменения объекта; по содержанию носит вероятностный характер, по методу — модельно-гипотетический; в случаях проектирования учебной ситуации имеет явно выраженную личностную детерминацию и исключает в идеале любую редукцию участников педагогического процесса.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
в контексте сущности социального проектирования деятельность, направленная на преобразование и создание объектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения целей обучения и воспитания личности. Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом – педагогические системы, процессы и их компоненты, целью – решение педагогических задач, результатом – проект педагогического объекта. Процесс проектирования представляет собой функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проекта. Этап проектирования – это часть проектировочной деятельности, характеризующаяся собственными задачами, механизмом и частными результатами. Каждый этап проектирования реализуется своими процедурами и методами. В каждом случае проект педагогического процесса будет построен на основании имеющихся ресурсов для конкретных условий. В условиях подготовки специалистов в системе НПО целесообразно выделить три уровня организации учебно-познавательного процесса, приняв в качестве основы систематизации возрастание степени самостоятельности и активности обучаемого:
1. Формирование знаний и умений в рамках методических систем, которые обычно определяют как традиционные. Преподаватель в зависимости от имеющихся ресурсов использует учебное пособие и программнометодическое обеспечение для контроля знаний или в качестве средств наглядной демонстрации. Выбор методов обучения и способов мотивации и активизации деятельности учащихся, управление последней определяются преподавателем. Следует отметить, что в ходе проектирования учебного процесса преподаватель имеет возможность использовать предложенные методические рекомендации и другие разработанные элементы программно-методического обеспечения.
2. Применение компьютеризированной системы обучения, что позволяет организовать процесс самообучения по разработанной методике. Непрерывное управление познавательной деятельностью строится на основании обратной связи и учета предыстории обучения. Критерием достижения цели обучения является завершенность процесса.
3. Комплексное использование разработанного методического и программного обеспечения с целью реализации ориентированной на самообучение вариативной методической системы, которая допускает выбор методики и уровня формирования знаний и умений, последовательности освоения и глубины погружения в предметную область самим обучаемым.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
компонент педагогической деятельности – проектирование педагогических систем (как начальной фазы педагогического проекта). В педагогике часто употребляют понятие «педагогическая система», вкладывая в него различный смысл. Зачастую под педагогической системой понимают концепцию воспитания, обучения личности, обоснованную и развитую тем или иным ученым-педагогом – например, педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Поскольку формирование этих концепций происходило в рамках определенных общественно-исторических формаций, а цели, специфика и ведущие элементы этих формаций не могли не отражаться на взглядах педагогов, часто говорят о педагогических системах первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального и других обществ. В то же время понятие «педагогическая система» в том смысле, в котором оно употребляется в последнее время, наиболее часто связано с системным подходом к изучению педагогических явлений. С этих позиций под системой можно понимать и такой сложный объект, как вся система народного образования страны, или система образования конкретного региона, муниципального образования и т. д. Системой является и любое образовательное учреждение, так как оно состоит из множества связанных между собой элементов, упорядоченных по отношениям и характеризующихся единством общих целей функционирования. В том числе педагогическую компоненту можно считать педагогической системой, выделив в ней следующие группы элементов: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы; педагоги (учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели); обучающиеся (учащиеся, студенты). Причем главным, системообразующим элементом педагогической системы являются цели. Цели, задаваемые педагогическим системам, образуют иерархию целей.
- Первый уровень целей – социальный заказ общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования на определенный общественный идеал формируемой личности человека, гражданина, профессионала.
- Второй уровень целей – это уже образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа образовательных учреждений в отдельности, в которой социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики.
- Третий уровень целей – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии. Объектом проектирования является в общем случае педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов, способствующих достижению этих целей. Причем педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного учителя, преподавателя, педагогическая система отдельного учебного курса, предмета, темы, конкретного занятия и т. д. То есть мы имеем дело с иерархией педагогических систем. Пример иерархии проектов конкретного педагога приведен на Рис. 21. Педагогическая система является частным понятием по отношению к более общему понятию – образовательная система. Ведь, к примеру, любое образовательное учреждение можно рассматривать как образовательную систему, включающую как подсистему педагогическую систему (точнее, целую иерархию педагогических систем), а также подсистемы: управленческую, материально-техническую, финансовую и т. д. Проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога. Ведь каждый учитель, преподаватель готовится к уроку, к лекции – это и есть проектирование (которое осуществляется, естественно, на разных уровнях в зависимости от квалификации педагога, его добросовестности и творческого потенциала). Многие педагоги стремятся создать свою – личную (личностную) методику обучения и воспитания, т. е. свою личностную педагогическую систему.

Нередко задают вопрос – а чем проектирование отличается от традиционного планирования? Ответ на этот вопрос таков: планирование – это атрибут процессной деятельности, т. е. деятельности, осуществляющейся в стабильных постоянных неизменных условиях. В случае же инновационной, продуктивной деятельности – деятельность становится проектной, строится в логике проектов. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.89 кб

О педагогическом проектировании

Анищенко Валерий Алексеевич, Искандарова Диляра Фаргатовна
В статье рассматриваются отдельные аспекты ценностного взаимодействия, при этом сами ценности представлены как возможность взаимодействия преподавателя со студентами.
Читать PDF
194.30 кб

Проектирование педагогических теорий

Ильясов Дмитрий Федорович, Ильясова Ольга Анатольевна
Предложенная статья является продолжением той, которая была опубликована в предыдущем выпуске журнала. Здесь же красной нитью проведена мысль о недостаточной роли формальной составляющей в получении научных знаний.
Читать PDF
1.72 мб

Проектирование педагогических ситуаций

Искандарова Диляра Фаргатовна
В статье рассматриваются отдельные аспекты ценностного взаимодействия, при этом сами ценности представлены как возможность взаимодействия преподавателя со студентами.
Читать PDF
133.93 кб

Проблемы педагогического проектирования

Loktionova Tatyana Yevgenyevna
Автор статьи публикует результаты исследования проблемы педагогического проектирования, которая связана с необходимостью изменения отношения научно-педагогического персонала к собственной профессиональной деятельности, к собственн
Читать PDF
561.59 кб

Этапы проектирования педагогического дизайна

Курносова Светлана Александровна
В статье представлен структурный анализ процесса проектирования педагогического дизайна, а также краткая характеристика подготовительного, рефлексивного этапов и реализации проекта: особенности взаимодействия участников, цели и за
Читать PDF
151.26 кб

Сущность психолого-педагогического проектирования

Зубов Д. В.
Сущность проектирования заключается в структурировании своего замысла по определенной цепочке.
Читать PDF
135.66 кб

Педагогическое проектирование в управлении школой

Исламгулова Светлана Константиновна
Рассматривается проблема управления развитием организации образования на основе научно обоснованного проектирования.
Читать PDF
367.06 кб

Проектирование программных педагогических средств

Беляева Елена Вадимовна, Москалева Эльмира Фуатовна
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения.
Читать PDF
245.22 кб

Всерьез о проектировании педагогической презентации

Аранова Светлана Владимировна
Читать PDF
67.62 кб

Основания проектирования в педагогической инноватике

Малкова Ирина Юрьевна
Обосновывается технологический подход к сущности проектирования в контексте педагогической инноватики.
Читать PDF
525.34 кб

Особенности психолого-педагогического проектирования

Сайфуллина Гульнара Маратовна
В статье представлено теоретическое исследование подходов к пониманию психолого-педагогического проектирования как современной технологии построения образовательного процесса, в котором развитие личности обучающихся, становление и
Читать PDF
252.43 кб

Синергетический эффект педагогического проектирования

Челнокова Татьяна Александровна
В статье рассматриваются преобразовательные возможности педагогического проектирования в самоорганизующем развитии образования, анализируется синергетический эффект педагогического проекта с опорой на труды отечественных ученых
Читать PDF
366.94 кб

Педагогическое проектирование: сущность и особенности

Цыплакова Светлана Анатольевна
В статье рассматривается понятие педагогического проектирования на методолого-теоретическом, общепедагогическом и прикладном уровнях; рассматриваются особенности и аспекты педагогического проектирования: экономический, научно-техн
Читать PDF
426.21 кб

Педагогическое проектирование образовательного контента

Егорова Екатерина Владимировна
Рассматривается история возникновения и современное понимание образовательного проектирования, его сущность, цели, принципы, функции, формы и уровни.
Читать PDF
250.26 кб

Стратегии развития теории педагогического проектирования

Маркова Светлана Михайловна
В данной статье рассматриваются стратегии развития теории педагогического проектирования, ориентированные на опережающее развитие профессионального образования, развивающиеся социально-экономические требования к личности и професс

Похожие термины:

  • Формы педагогического проектирования

    это те канонизированные тексты, в виде документов, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов и ситуаций. Каждому из этих объектов проек