ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Педагогический такт
это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Такт педагогический
соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия в педагогическом процессе, установление продуктивных взаимоотношений между его участниками.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Такт педагогический
чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя общую культуру, гуманность, уважение достоинства ученика, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями и коллегами.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Педагогический такт
профессиональное качество педагога; мера продуктивного общения педагога и обучающихся, способствующая поддержанию морально-психологического климата; элемент культуры педагогического труда; заключается в вежливости и учтивости педагога.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ
этическое требование к поведению педагога, одно из условий, обеспечивающих психологическую комфортность учебной деятельности. Предусматривает уважение чести и достоинства обучаемых, выбор наиболее деликатной линии поведения по отношению к ним.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Такт педагогический – одна из форм реализации педагогической этики.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
чувство меры в реализации средств педагогического воздействия на учащихся. Проявляется в умении учителя (преподавателя) держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Педагогический такт
это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с учащимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с учащимися. Т. п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число профессионально-педагогических качеств учителя. Т. п. – это следование педагога своему стилю общения с учащимися в разных сферах деятельности (на занятиях, в неформальной обстановке), не вызывающее у обучаемых сопротивления учебно-воспитательным действиям и не унижающее их достоинства. Педагог, не владеющий Т. п., может легко встать на позиции авторитарного воспитания (когда отношения между педагогом и учащимися строятся на беспрекословном авторитете обучающего и подчинении его воле) либо перейти в другую крайность – попытаться установить с обучающимися отношения «панибратства», которые принижают авторитет педагога. Т. п. в сочетании с индивидуальным подходом позволяет установить между педагогом и учащимися атмосферу взаимопонимания и духовной общности. См. также профессиональные умения преподавателя, профессиограмма преподавателя.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Такт педагогический
(от франц. tact < лат. tactus — прикосновение, ощущение) — компонент общей и профессиональной культуры педагога, проявляющийся в способности деликатно и тонко подходить к решению педагогических задач, находить наиболее педагогически целесообразные, обусловленные конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями учащихся решения. Т. п. во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. В основе Т.п. лежат чувство меры и чуткость, наблюдательность и внимательность, знание психологии ребенка, уважение к его личности. Т.п. является «следствием творчества учителя, показателем гибкости его ума» (И. Е.Синица). Т.п. является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и учащимися. Особенно отчетливо Т.п. проявляется в контрольно-оценочной деятельности, где крайне важны чуткость и справедливость — мерило объективности педагога, его нравственной воспитанности. Бестактность педагога может проявляться в непоследовательности или непостоянстве требований и оценочных суждений, в выражении недоверия в силы ученика, неумении предвидеть, как действия педагога «отзовутся» в действиях учеников.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Т.п. - неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, осн. на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Т.п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога. Т.п. выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т.ч. и конфликтных), не унижая достоинство ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию. Т.п. требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий. Т.п. - это выработка педагогом своего стиля общения с воспитанниками в разных сферах деятельности (строгого и корректного на уроке, непринужденного в неформальной обстановке и пр.). Педагог, не владеющий Т.п., ставящий себя выше своих воспитанников, может легко перейти на позиции авторитарного воспитания, формализма, морализаторства и нанести непоправимый вред развитию личности ребенка. Опасна и другая крайность - попытка установить с детьми отношения "панибратства", которые принижают авторитет педагога. Т.п. в сочетании с индивидуальным подходом к воспитанию позволяет установить между воспитателем и воспитанником атмосферу взаимопонимания и духовной общности. — чувство меры, сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. (Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ТАКТПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Проф. смысл Т. п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутр. мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, пед. требования, способствовать формированию общественно ценных отношений и разрыву тех, к-рые идут вразрез с воспитат. целями Т.н. вырабатывается на основе приобретения спец. пед. знаний в практич. деятельности Отеч педагогика рассматривает Т.н. как органич часть своей системы взаимоотношений взрослых и детей, основанной на чувстве ответственности, на сознании обществ. долга Такой подход значит. ельно расширяет проф. смысл и значение понятия Т.н. В пед. деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие
В Т.н. сочетаются и чувство меры, и сознат дозировка воздействия, и способность своевременно проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим Т. и зависит прежде всего от личных качеств педагога, его культуры, воли, гражданственности, от его проф. мастерства Педагог - мастер, владеющий Т п, всегда учитывает, что любое примененное им средство может дать самый неожиданный результат Коллективное воздействие при неумелом его использовании может стать из средства развития инициативы средством насилия и подавления самостоятельности воспитанников, задушевная беседа может превратиться в нудное морализирование, поощрение обернуться толчком к развитию самомнения Т.н. состоит в том, чтобы предвидеть и предотвратить обращение пед. средств в свою противоположность, уметь найти единственную и оптимальную меру применения пед. методов Каждое отклонение от меры может выступать как бестактность, как срыв в том случае, если педагог с помощью контролирующих средств не найдет снова ту грань, тот пед. уровень, на к-ром применение данного средства будет отвечать пед. целям и задачам
Содержание понятия «Т.н. » близко к понятию «техника педагогическая» Пед. техника и Т.н. - важнейшие компоненты пед. мастерства В основе Т.н. лежат гражд чувства педагога, любовь к правде, стремление к справедливости, вера в человека Само выражение этих чувств требует подлинного Т.н. Если пед. техника представляет собой форму организации поведения учителя, его темперамента, убеждений, взглядов, то Т.н. выступает.н. как регулятор этой формы, и как средство, с помощью к-рого педагог может направлять воздействие на личность ребенка, выверять результативность этого воздействия Ученики понимают чувства педагога, задумываются над его словами, действиями Стоит учителю допустить в своем рассказе неоправданную экспрессию, чрезмерный пафос - все его старания пропадут даром он не сумеет установить с детьми того душевного контакта, к-рый обеспечит эффективность всей методики воздействия
Воспитатель, не владеющий Т и, неизбежно становится либо на путь администрирования, либо на путь панибратства и в конечном итоге «отчуждает» себя от детей Педагог в общении с детьми выступает перед ними в разных ролях, требующих проявления Т.н. в разной тональности на уроке - четкость и корректность, в игре - непринужденность и даже нек-рая «раскованность», в неформальной обстановке - преобладание задушевности Переход из одной роли в другую требует быстрой переориентировки, смены тональности, что является важным компонентом Т.н. и достигается долгой пед. практикой, тщательным анализом своих действий
Степень эффективности применения воспитат. средств определяется «расстоянием» между педагогом и детьми чем ближе педагог к детям, тем больше возможностей у него влиять на их развитие Естественно, педагог стремится сократить это расстояние И если при этом он не учитывает настроения детей, направленности их мыслей именно в данный момент.н. т.д. , то результат может получиться обратный Потребность в духовной близости между учителем и учащимися и есть то объединяющее начало, к-рое основывается на такте, ведет к настоящей дружбе Этим и обязан руководствоваться педагог в индивидуальных беседах с детьми А знание индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей, условий их жизни поможет педагогу найти нужное слово и придать ему необходимую тональность, вызвать в себе и в других необходимое переживание, пробудить обществ. мнение, заронить в душу ребенка добрый порыв
Лит Азаров Ю П, Мастерство вое питателя, M, 1971, его же, Иск-во воспитывать, M 19852 Ю II Азаров.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия