ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий и для ее возможного практического применения. К П. п. относятся воспитательные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации и пр.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий и для ее возможного практического применения; педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
цикл продуктивной педагогической деятельности. Начальная фаза педагогического проекта – ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Процесс педагогического проектирования подчиняется общей логике построения проекта и осуществляется по фазам, стадиям и этапам. Концептуальная стадия педагогического проектирования. Проектирование на концептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия: что мешает в практике воспитания, обучения, развития достичь высоких результатов? Детальный анализ наличной ситуации позволяет, как правило, выявить целый клубок, комплекс противоречий. Среди них надо выделить основное, главное звено. Оно и составляет проблемную ситуацию, т. е. такую ситуацию, когда неудовлетворительное состояние дел уже осознано, но пока неясно, что следует сделать для его изменения. После выявления проблемной ситуации начинается формулирование проблемы. Чтобы из проблемной ситуации сформулировать проблему, нужна ведущая идея (или ряд ведущих идей). Проблемная ситуация, оплодотворенная идеей, становится проблемой. Проблема выступает как антипод будущей цели Определение проблематики. Педагог, совершая какие-либо новые более или менее крупные шаги, неизбежно затрагивает интересы других людей. Это сами обучающиеся, руководители, преподаватели других предметов, с которыми данному преподавателю неизбежно придется вступать в контакты и т. д. Поэтому выделяется следующий этап: определения проблематики. Для определения проблематики необходимо охватить весь круг участников – т. е. физических лиц и организаций:
1. Участников, принимающих решения, т. е. тех, от полномочий которых зависит решение проблемы.
2. Активных участников, чьи действия (содействия) потребуются при решении проблемы.
3. Пассивных по отношению к решаемой проблеме участников, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последствия решения проблемы.
4. Участников с возможным негативным отношением к решению проблемы, которые могут предпринять враждебные действия. Каждый из участников может иметь свое видение проблемы, иметь свое отношение к ней, т.к. ее существование или исчезновение может привести к появлению у них их собственных проблем. Построение проблематики и состоит в определении того, какие изменения и почему хочет (или не хочет) внести каждый из участников. Определение цели – на основе сформулированной проблемы и установленной проблематики определяется цель проектирования педагогической системы. На данном важнейшем этапе определяется, что надо сделать для снятия проблемы – все последующие стадии и этапы проектирования будут определять – как это сделать. Определение целей – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Это сочетание логики и интуиции. И личные склонности и вкусы проектировщика. Ошибки в определении целей создания систем чрезвычайно часты повсеместно, в том числе и в педагогике. Наиболее часто встречаются три их варианта:
1. Когда цель ставится как самоцель, в отсутствии проблемы или при неопределенной, не сформулированной проблеме;
2. Подмена цели средствами;
3. Смешение целей. Выбор критериев. Критерии эффективности – важнейшая проблема вообще в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев неоднократно происходили крушения целых социальных институтов и экономических систем. В последнее время в педагогике появилась тенденция, очевидно, положительная, проектирования педагогических систем на диагностической основе. Основная идея здесь заключается в том, чтобы самым детальным образом задать образовательные цели педагогической системы на диагностической основе по четко определенным критериям. Это означает вполне определенное описание целей, задание способов их выявления, измерения и оценки степени их реализации. Моделирование систем. Следующей стадией фазы проектирования педагогической системы становится ее моделирование. Модель выступает как образ будущей системы. Модели проектируемых педагогических систем, так же, как и сами системы, могут быть, естественно, на разных уровнях иерархии. Можно говорить, к примеру, о модели урока; о модели личностной методики педагога, об авторских моделях школ и т. д. Примерами моделей могут быть планы и программы действий, уставы организаций, кодексы законов, рабочие чертежи, экзаменационные требования и т. д. Стадия моделирования включает в себя этапы: построения моделей; оптимизации моделей; выбора модели (принятия решения). Построение моделей. Наиболее распространенным «качественным» методом моделирования педагогических систем является метод сценариев. Кроме сценариев используются: методы сетевого моделирования, методы структуризации, деловые игры, организационно-деятельностные игры, организационно-педагогические игры, метод мозгового штурма и др. Оптимизация моделей заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучшие в заданных условиях, т. е. оптимальные альтернативы. В практике проектирования педагогических систем для оптимизации моделей используются такие методы, как анализ, «проигрывание» возможных ситуаций, «мысленный эксперимент» (что произойдет, если изменяются такие-то условия? такие-то условия? и т. д.). Выбор модели (принятие решения). Выбор одной – единственной модели для дальнейшей реализации является последним и, пожалуй, наиболее ответственным этапом стадии моделирования, его завершением. В любом случае выбор (принятие решения) является процессом субъективным, и лицо (лица), принимающие решение, должны нести за него ответственность. Конструирование педагогических систем – стадия, которая заключается в определении конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий. Процесс конструирования включает в себя этапы: декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программы. Декомпозиция – процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи в соответствии с выбранной моделью. Агрегирование – процесс, в определенном смысле противоположный декомпозиции – процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Исследование условий реализации модели – любая модель педагогической системы может быть реализована в практике лишь при наличии определенных условий. Полный перечень условий деятельности: кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативноправовые, информационные. Построение программы – конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Стадия технологической подготовки заключается в подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения и т. д., а также, например, должностных инструкций исполнителей при реализации сложного проекта и т. п. И, в том числе, разработке педагогических технологий. Таким образом, мы рассмотрели всю последовательность проектирования педагогических систем во всей ее полноте. Естественно, в простых случаях вовсе необязательно выполнять весь этот набор процедур. Если, к примеру, учитель проектирует очередной урок, то, конечно же, большинство стадий и этапов процесса проектирования будет пропущено, свернуто, будет осуществляться на интуитивном уровне. Но чем сложнее проект, чем больше заинтересованных участников он охватывает, тем все больше проектирование будет «вписываться» в эту полную общую схему.
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА – реализация спроектированной педагогической системы, т. е. технологическая фаза педагогического проекта будет приходиться на совместную деятельность педагога и обучающегося, что относится к педагогическому процессу.
- РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА – технологическая фаза педагогического проекта завершилась реализацией спроектированной системы в практике. Теперь педагог должен отрефлексировать – «обратиться назад»: осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:
- объекта своей продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) реализации проекта;
- субъекта деятельности, т. е. самого себя – рефлексия. Таким образом, здесь рассмотрен весь полный цикл продуктивной практической педагогической деятельности – проекта: от выявления проблемы до реализации педагогического проекта, его оценки и рефлексии, т. е. все фазы, стадии и этапы педагогического проекта. Литература: [34, 36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.89 кб

О педагогическом проектировании

Анищенко Валерий Алексеевич, Искандарова Диляра Фаргатовна
В статье рассматриваются отдельные аспекты ценностного взаимодействия, при этом сами ценности представлены как возможность взаимодействия преподавателя со студентами.
Читать PDF
132.11 кб

Экспертиза педагогических проектов

Ксенофонтова А. Н.
Данная статья отражает опыт деятельности специалистов в области экспертного анализа. В статье рассматриваются условия организации экспертизы, обосновываются критерии, анализируются методы экспертизы.
Читать PDF
194.30 кб

Проектирование педагогических теорий

Ильясов Дмитрий Федорович, Ильясова Ольга Анатольевна
Предложенная статья является продолжением той, которая была опубликована в предыдущем выпуске журнала. Здесь же красной нитью проведена мысль о недостаточной роли формальной составляющей в получении научных знаний.
Читать PDF
1.72 мб

Проектирование педагогических ситуаций

Искандарова Диляра Фаргатовна
В статье рассматриваются отдельные аспекты ценностного взаимодействия, при этом сами ценности представлены как возможность взаимодействия преподавателя со студентами.
Читать PDF
133.93 кб

Проблемы педагогического проектирования

Loktionova Tatyana Yevgenyevna
Автор статьи публикует результаты исследования проблемы педагогического проектирования, которая связана с необходимостью изменения отношения научно-педагогического персонала к собственной профессиональной деятельности, к собственн
Читать PDF
444.65 кб

Педагогический проект «Сокрытое сокровище»

Коробицына Наталия Николаевна, Польшина Тамара Васильевна
Представляемый авторами педагогический проект призван ответить на вопрос: как средствами английского языка способствовать развитию и воспитанию учащихся начальной школы?
Читать PDF
561.59 кб

Этапы проектирования педагогического дизайна

Курносова Светлана Александровна
В статье представлен структурный анализ процесса проектирования педагогического дизайна, а также краткая характеристика подготовительного, рефлексивного этапов и реализации проекта: особенности взаимодействия участников, цели и за
Читать PDF
289.70 кб

Метод проектов как педагогическая технология

Гугкаева Ирина Таймуразовна
Статья посвящена методу проектов - педагогической технологии, формирующей основные компетенции учащихся, развивающей навыки самопрезентации и умение общаться, а значит - работает на социализацию личности ученика.
Читать PDF
146.12 кб

«Метод проекта» как педагогическая технология

Горобец Людмила Николаевна
В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится своё понимание, подтверждённое практикой преподавания в вузе.
Читать PDF
927.21 кб

Метод проектов как вид педагогической технологии

Бекетова Куанышевна, Байманова Еркешевновна, Жакупова Гулмира Жалгасбайкызы, Казагачев Николаевич
В статье излагаются принципы проектной методики. Они эффективность процесса и обеспечивают достижение запланированного образовательного результата.
Читать PDF
151.26 кб

Сущность психолого-педагогического проектирования

Зубов Д. В.
Сущность проектирования заключается в структурировании своего замысла по определенной цепочке.
Читать PDF
135.66 кб

Педагогическое проектирование в управлении школой

Исламгулова Светлана Константиновна
Рассматривается проблема управления развитием организации образования на основе научно обоснованного проектирования.
Читать PDF
245.49 кб

Социально-педагогический проект «Веселые дачники»

Польянова Тамара Александровна
Рассматривается альтернативная форма организации детского досуга в летние каникулы социально-педагогический проект «Веселые дачники». Проект направлен на совершенствование форм отдыха и оздоровления школьников.
Читать PDF
367.06 кб

Проектирование программных педагогических средств

Беляева Елена Вадимовна, Москалева Эльмира Фуатовна
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения.
Читать PDF
245.22 кб

Всерьез о проектировании педагогической презентации

Аранова Светлана Владимировна