ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П.Г. Шелапутина

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П.Г. Шелапутина
высшее педагогическое учебное заведение для подготовки учителей средней школы. Осн. в 1911 в Москве на средства промышленника П.Г. Шелапутина по проекту министра народного просвещения А.Н. Шварца. Находился в ведении МНП, подчинялся попечителю московского учебного округа. Принимались юноши с высшим образованием. Срок обучения - 2 года. В составе 5 отделений: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Студенты изучали психолого-педагогические и философские науки, проходили педагогическую практику в гимназии и реальном училище. До 1917 состоялось 4 выпуска (ок. 95 чел.). В 1914-16 организовано 3 съезда выпускников. Издавались "Известия" (1912- 1916; вышло 7 выпусков). В 1919 на базе П.и. создана Академия народного образования (с 1923 Академия коммунистического воспитания).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П. Г. Шелапутина
высшее пед. уч. заведение для подготовки учителей ср. школы. Открыт в Москве в 1911 на средства промышленника П. Г. Шелапутина по высочайше утвержденному проекту, представленному министром нар. просвещения А. Н. Шварцем. Состоял в ведении МНП, подчинялся попечителю Моск. . уч. округа. Управление ин-том осуществлялось директором, правлением и пед. советом при участии почетного попечителя. В 1916 по представлению директора А. Н. Ясинского на основании опыта работы было разработано новое Положение, регулировавшее деятельность ин-та.
Принимались юноши, окончившие курс в одном из высш. уч. заведений; срок обучения — 2 года. Ин-т состоял из 5 отделений: рус. языка и словесности; древних языков; рус. и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Занятия делились на общие для всех слушателей и специальные — по отд. предметам ср. школы. Изучался сравнительно широкий круг психолого-пед. и филос. наук: логика, общая и пед. психология, общая педагогика и история пед. учения, шк. гигиена, частные методики. Преподавались также физич. упражнения и факультативно — музыка и пение.
Ин-т имел хорошо оборудованные кабинеты, пед. музей. В ин-те была основательно разработана система практич. занятий, регулируемая спец. правилами. Осн. базой уч.-практич. работы студентов являлись гимназия им. Г. Шелапутина и реальное уч-ще им. А. Шелапутина. По частным методикам велись семинарские занятия, на к-рых обсуждались устные и письменные рефераты слушателей, проводился анализ учебников и уч. пособий для ср. школы. Изготовлялись наглядные пособия, демонстрировались опыты. Студенты посещали уроки своих руководителей по методике преподавания, присутствовали на уроках учителей, обсуждали эти уроки и составляли письменные отчеты, готовили конспекты примерных уроков и календарные уч. планы, сами преподавали в классах гимназии и уч-ща, вели практич. занятия со школьниками и воспитат. работу.
Оригинальной формой взаимодействия уч. заведения с окончившими воспитанниками были ежегодные пед. съезды (1914. 1915 и 1916). На них обсуждались доклады молодых учителей по пед. и метод. вопросам. До 1917 ин-т имел 4 выпуска (всего 95 чел.). Среди выпускников — видные ученые-педагоги, профессора И. К. Андронов, В. И. Лебедев, И. В. Устинов и др. В 1912—16 выходили «Известия» ин-та под ред. Ясинского (всего 7 выпусков). В 1919 на базе ин-та создана Академия нар. образования, в дальнейшем преобразованная в Академию коммунистического воспитания.
Лит. Закон о Пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина в г. Москве, М., 1913; Проект положения о Высшем пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина в г. Москве, М., 1916; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX — нач. XX в., М., 1991.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия