ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
профессионально значимые для речи учителя/преподавателя речевые жанры, используемые в процессе решения учебно-методических и воспитательных задач и обеспечивающие эффективность педагогической деятельности.
В педагогической деятельности учитель решает разные коммуникативные задачи: он объясняет, информирует, доказывает, комментирует, спрашивает, обобщает, побуждает, инструктирует. Для решения каждой учебной задачи необходимо выбрать наиболее адекватную речевую форму, что является одним из условий эффективности педагогического общения.
Одна из ответственных сфер профессионального педагогического общения — сфера обучения. Зачастую именно речевое наполнение этапов урока, способы перехода от одного этапа к другому свидетельствуют о профессиональной компетенции учителя. Ориентация на особенности мыслительно-речевого действия участников педагогического общения при решении учебных задач и обусловила выделение в качестве основной структурной единицы урока учебно-речевую ситуацию. Указанные задачи реализуются в определённых учебно-речевых ситуациях урока с помощью соответствующих жанров педагогического общения. К ним относятся объяснительный монолог; учебно-педагогический диалог (и его разновидности); оценочные высказывания; обобщение на этапе подведения итогов урока.
Можно выделить собственно учебные, специфические жанры, которые функционируют в речи учителя в соответствии с дидактическими задачами, т. наз. первичные П.р.ж. (вступительное слово перед изучением какой-л. темы, объяснительный монолог, жанры педагогического диалога, учебная лекция, конспект урока и др.), и широко употребительные в педагогическом общении жанры, имеющие аналоги в других сферах деятельности, но приобретающие в условиях педагогического общения специфические признаки, т. наз. вторичные П.р.ж. (жанр портретного очерка, сообщение и доклад, рецензия и реферат, автобиографический рассказ и др.).
Кроме того, педагогическое общение располагает набором речевых жанров, мало связанных или непосредственно не связанных с содержанием курса: обсуждение ответов, приветствие, порицание, похвала, рассказ учителя о себе, педагогический дневник и др.
В педагогическом общении можно выделить устные жанры (объяснительный монолог, опрос, оценочное высказывание учителя, экскурсионную речь, автобиографический рассказ и др.) и письменные жанры (деловая автобиография, аннотация, характеристика, конспект урока, отзыв и др.).
По способу коммуникации выделяют диалогические П.р.ж. (напр., жанровые разновидности педагогического диалога: беседы, спора) и монологические П.р.ж. (напр., жанровые разновидности педагогического монолога, в т.ч. объяснительный монолог учителя, оценочное высказывание учителя, экскурсионная речь и др.).
Среди П.р.ж. можно выделить также чистые и гибридные жанры; моно-и полиадресатные; неаргументативные (не содержат аргументации) и аргументативные (содержащие доказательства каких-л. положений); фатические жанры (имеющие отношение к установлению, поддержанию и прекращению контакта) и жанры информационного характера.
Каждый П.р.ж. отличается набором специфических признаков. Так, объяснительный монолог учителя как речевой жанр характеризуется следующими признаками: учебно-тематическим содержанием; целевой установкой на обеспечение усвоения информации, получения нового представления о предмете речи; полиадресатностью (адресат — группа учеников); индивидуальностью (адресант — учитель); монологичностью по способу коммуникации; официальностью обстановки; аргументативностью; стилистическим взаимодействием научных и разговорных элементов (стилистической гибридностью). Можно также отметить определённую регламентированность, предсказуемость и некоторую эмоциональность объяснительного монолога учителя как жанра.
Дискуссионным является вопрос отнесения того или иного П.р.ж к разряду собственно речевых жанров или речевых событий (см. Речевое событие). Так, урок одними исследователями квалифицируется как жанр, а другими как речевое событие. К речевым событиям, скорее всего, можно отнести семинар, учебную конференцию, коллоквиум.
Некоторые П.р.ж. сближаются с жанрами делового общения, вбирая некоторые их черты. Напр., отчёт о педагогической практике, характеристика учащегося.
С учётом ориентации современной педагогики на субъект-субъектные отношения и личностно-ориентированный подход особую актуальность приобретают П.р.ж. диалогического характера.
Лит.: Антонова Л.Г. Обучение студентов-словесников профессионально-значимым письменным жанрам: АДД. Москва, 1998; Зотова Т.Ю. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися: АКД. Ярославль, 2005; Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие. М., 1998; Кан-Калнк В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки, (спецвыпуск «Культура речевого общения»), Красноярск, 2009. № 2; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998; Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 кл. М., 1995; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996; Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997; Михальская А.К. Педагогическая риторика. Теория и история. М.,1998; Педагогическая риторика: учеб. пособие (под ред. Н.А. Ипполитовой). М., 2001; Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999; Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.
А.А. Кузнецова, А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.