Педагогическая логика
Педагогическая логика
(от нем. Logik < греч. logike, logos — довод, доказательство; разумное основание) — ход рассуждений, умозаключений педагога, который опосредуется представлениями, знаниями, установками, базирующимися на изучении свойств, законов и закономерностей возникновения и развития явлений в области образования. П. л. позволяет педагогу увидеть существенные признаки и связи в образовательном процессе, постичь закономерности его развития, спрогнозировать будущее, вскрыть сущность противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе и правильно их преодолеть. Таким образом, следование П.л. выступает важным условием принятия обоснованных, взвешенных педагогических решений. В основе развития П.л. — накопление опыта, открытие новых знаний, развитие педагогической рефлексии, погружение в культуру. Для совершенствования П.л. полезными оказываются подходы и процедуры, обобщенные в теории оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник и др.), в частности — алгоритмы оптимального выбора целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания, процедуры оптимизации структуры педагогического процесса. Педагогу следует помнить о том, что даже самой совершенной логики в педагогическом деле недостаточно, она обязательно должна дополняться такими интегративными личностными качествами, как интуиция, педагогический артистизм, способность и готовность к импровизации.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.