Педагогическая импровизация

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления, обдумывания.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Импровизация педагогическая
деятельность социального педагога на основе личного опыта, интуиции, с учетом сложившейся ситуации, без предварительного осмысления, обдумывания.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
(от лат. improvisus – неожиданный, внезапный) – деятельность педагога, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
(лат. improvisus неожиданный, внезапный) деятельность педагога, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания, быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Импровизация педагогическая
деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность импровизации педагогической составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
(от лат. improvisus – неожиданный, внезапный). Деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе урока без предварительной подготовки и носящая спонтанный характер. Целью П. и. на уроке является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения. Сущность П. и. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Педагогическая импровизация
фрагмент педагогической деятельности, в котором учитель в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей. П.И. имплицитно создает условия для творческого саморазвития учителя. В условиях П.И. идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей учителя, происходит некоторое приращение его профессиональных умений и его способностей, т.е. творческое саморазвитие учителя.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ИМПРОВИЗАЦИЯ педагогическая
деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И. - одно из средств преодоления формализма в обучении. Овладение умением педагогической И. - один из путей восхождения к педагогическому мастерству. В основе лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учебного предмета, педагогики и педагогической психологии, развитые педагогические умения и навыки, такт педагогический и т.д.; особое значение имеет творческая доминанта, т.е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Педагогическая импровизация
элемент, составляющая часть педагогической деятельности, рождающийся непосредственно по ходу и в самой деятельности, без предварительной подготовки, и выражающий творческое, а нередко интуитивное начало этой деятельности. Известно, что педагогическая деятельность во всех отношениях явление сложное, поскольку ее приходится совершать в постоянно меняющихся ситуациях. Педагогу приходится ориентироваться «на ходу», принимать нестандартные решения и вводить в заранее продуманный план новые, только что придуманные, вновь родившиеся элементы. Педагогическая импровизация осуществляется публично, на глазах у детей, в свою очередь, способствуя созданию неординарных ситуаций. Педагогическая импровизация может рассматриваться и как метод воспитания и обучения, ибо она обладает значительным потенциалом развития как детей, так и самого учителя. Учитель, не способный к педагогической импровизации, склонен к ранней профессиональной стагнации.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И. п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап— пед. озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап — публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И. п. Четвертый этап — осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И. п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.

Источник: Педагогический словарь

Импровизация педагогическая
(от франц. improvisation < от лат. improvisus — непредвиденный, неожиданный, внезапный) — компонент педагогической деятельности, который заключается в оперативном оценивании педагогом ситуации педагогического взаимодействия, быстром принятии решения без развернутого логического рассуждения и органичном воплощении решения в общении с учащимися. И. п. опосредуется способностями, опытом, глубокими педагогическими и специальными знаниями, интуицией, типом нервной системы педагога. И. п. может быть непосредственной, органически присущей преподаванию или воспитательной работе, или «спровоцированной» несовпадением запланированного и реального в педагогическом процессе. Источником И. п. могут выступать собственные воспоминания, ассоциации учителя; внешние обстоятельства учебного процесса; конкретные обстоятельства деятельности. Процесс И. п. состоит из нескольких этапов: педагогическое озарение (внутренний импульс, необычная идея как реакция на ситуацию педагогического взаимодействия); мгновенное осмысление педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; воплощение педагогической идеи на практике; осмысление, анализ процесса воплощения идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Импровизация педагогическая
деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И.П. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И.П. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Обучение И.П. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И.П. в ход преподавания учебных дисциплин и обучение приемам И.П.; второй путь – специальный тренинг, который включает изучение структуры процесса И.П., групповое составление педагогических задач и их импровизированный показ и т.д.; специальные упражнения для развития педагогического мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения. И.П. нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И.П. состоит из четырех этапов, которые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. П е р в ы й э т а п – пед. озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. В т о р о й э т а п – мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно - логически. Т р е т и й э т а п – публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.П. Ч е т в е р т ы й э т а п – осмысление, т.е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идей и решение о продолжении И.П. или переходе к запланированным ранее действиям. И.П. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ИМПРОВИЗАЦИЯ педагогическая
от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе пед. общения, без предварит. осмысления, обдумывания. Целью пед. И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие пед. задачи.
Недостаточный учет учителем быстро меняющихся ситуаций шк. жизни, ведет к формализму в уч.-воспитат. процессе, отчуждению от него учащихся. И. позволяет снимать напряжение, актуализировать знания, вовлекать учеников в сотворчество, делает уч.-воспитат. процесс притягательным, ненавязчивым, жизненным. Овладение умением пед. И.— один из путей восхождения к пед. мастерству. В И. личностные качества педагога проявляются с особой яркостью. В основе И. лежат общекультурная и проф. подготовка учителя, знание уч. предмета, педагогики и пед. психологии, развитые пед. умения и навыки, пед. техника, такт и т. д.; особое значение имеет творческая доминанта, т. е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.
Специфика пед. внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, «рассеяно» на многочисл. объекты, с другой — сконцентрировано на решении пед. задач и непрерывном анализе деятельности учащихся. Распределенность внимания помогает учителю «улавливать» момент начала возможной И., неожиданные повороты в течение занятия, реакцию учащихся на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления И., эффективности ее публичного протекания и оперативному анализу ее результатов. Воображение учителя способствует рождению своеобразной пед. идеи, выбору пути, отбору средств и качеству ее реализации, помогает учителю заранее подготовить отдельные И., предугадать возможность и результат их включения в уч.-воспитат. процесс.
Теоретически в процессе пед. И. можно выделить 4 этапа. Момент возникновения пед. идеи при условии сиюминутной ее реализации является началом И. 2-й этап — выбор пути реализации пед. идеи. 3-й — центр. этап, от к-рого зависит эффективность И.— воплощение или реализация пед. идеи, зримая часть И. На 4-м этапе анализируется процесс воплощения пед. идеи, принимается решение о продолжении И., если в ходе ее рождается новая идея, или о ее завершении.
Способы И. различны, В уч.-воспитат. процессе пед. И. в зависимости от условий выступает как прием, метод. средство обучения и воспитания. В шк. обучении часто применяются пед. И. с «домашней заготовкой». Анализ деятельности мастеров пед. труда показал, что наиб. эффект достигается в процессе движения от индивидуальной И. педагога к коллективной, совместной И. учителя и учащихся. Отеч. педагоги А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др. были выдающимися импровизаторами. Один из основополагающих девизов Макаренко — «немедленный анализ и немедленное действие» — является призывом к пед. И., а обоснованный им «метод взрыва» — разновидностью пед. И. Психологами К. А. Эрбергом, Н. А. Энгельгардом, С. О. Грузенбергом в 20— 30-х гг., В. А. Кан-Каликом, Б. М. Ру-ниным в 80-х гг. 20 в. доказано, что И.— первотворчество, в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса. С помощью И. элементы пед. техники приобретают признаки новизны. И. придает пед. деятельности творческий характер.
Обучение И. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И. в ход преподавания уч. дисциплин и обучение приемам И.; второй путь— спец. тренинг, к-рый включает изучение структуры процесса И., анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения И., групповое составление пед. задач и их импровизац. показ и т. д.; спец. упражнения для развития пед. мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
68.60 кб

Педагогические условия использования метода импровизации в процессе воспитания актёра

Агрба Е.Ю.
В статье анализируется метод импровизации в контексте истории театральной педагогики ХХ века.
Читать PDF
1.08 мб

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Турбина Екатерина Петровна
В статье рассмотрена педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества будущего учителя, ее роль и различные подходы к определению понятия педагогическая импровизация.
Читать PDF
262.09 кб

Опыт и личностные характеристики как факторы педагогической импровизации у студентов-педагогов

Савин Евгений Юрьевич
Приведены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению факторов, лежащих в основе склонности к педагогической импровизации у студентов-педагогов.
Читать PDF
113.56 кб

Импровизационно-педагогическая технология воспитания интереса к педагогической деятельности у студен

Турбина Екатерина Петровна
В статье рассмотрена реализация импровизационно-педагогической технологии воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе четырех последовательных этапов.
Читать PDF
515.43 кб

О сущности и функциях готовности будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической де

Зудина Елена Владимировна
Рассматриваются специфические характеристики профессиональной педагогической деятельности, предполагающие готовность педагога к педагогической импровизации.
Читать PDF
596.87 кб

Развитие способностей к педагогической импровизации у студентов в решении профессиональнопедагогичес

Бырдина Ольга Геннадьевна, Валетова Галина Владимировна, Рындина Юлия Валерьевна
В статье рассматривается проблема педагогической импровизации будущих педагогов при решении ими профессионально-педагогических задач.
Читать PDF
2.10 мб

Технология развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизац

Турбина Е.П.
В статье автором рассмотрена реализация технологии развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизационно-творческих заданий.
Читать PDF
3.80 мб

Использование педагогической импровизации в процессе развития интереса к педагогической деятельности

Турбина Екатерина Петровна
В данной статье рассматривается актуальность развития интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, которая обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании предполагает развитие педагога личностно включе
Читать PDF
714.17 кб

Вокальная импровизация как одно из педагогических условий формирования творческого потенциала ученик

Жадан Ольга Николаевна
В статье рассказывается о вокальной импровизации как одном из педагогических условий формирования творческого потенциала учащихся-вокалистов.
Читать PDF
533.99 кб

Соотношение склонности к педагогической импровизации с субъектным и профессиональным опытом студента

Савин Евгений Юрьевич
Описаны результаты двух серий эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи субъективного опыта со склонностью к педагогической импровизации и самооценкой профессионального опыта у студентов-педагогов в ходе пе

Похожие термины: